Рефераты. Древнегреческие философы






Древнегреческие философы

Аристотель ( 384-322 до н. э.) – древнегреческий ученый,

основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания, родился в

Стагире (восточное побережье полуострова Холкидика); образование получил в

Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую концепцию бытия.

Аристотель видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям

самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира,

для которого характерно движение, изменение.

При этом у Аристотеля сохраняется понимание бытия как чего-то

устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако, в отличие от своих

предшественников, он ставит задачу найти нечто устойчиво пребывающее,

инвариантное в чувственном мире, чтобы сделать возможным достоверное и

доказательное научное знание подвижного и изменчивого природного мира. В

результате Аристотель даёт понятию сущности иное, чем у Платона,

толкование. Он отвергает учение об идеях как сверхчувственных

умопостигаемых предметах, отделённых от «причастных» им вещей. Платон

признавал реально существующими виды и роды. Аристотель же назвал сущностью

(бытиём) индивидуумы (индивидуум – неделимое), а виды и роды, по его

учению, суть лишь вторичные сущности, производные от первичных.

Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью, в отличие от

его состояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от

времени, места, от связей с другими сущностями и т. д. Именно сущность

может быть выражена в понятии и является предметом строгого знания – науки.

Аристотель стремится познать сущность вещей через их родовые понятия, а

поэтому в центре внимания у него находится отношение общего к частному. Он

создаёт первую в истории систему логики – силлогистику, главную задачу

которой он видит в установлении правил получения достоверных выводов из

определённых посылок. Центр аристотелевской логики составляет учение об

умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и

частного. Формальная логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих

веков служила главным средством научного доказательства.

Вопрос о том что такое бытие, Аристотель предлагал рассматривать путём

анализа высказываний о бытии. «Высказывание» по-гречески – «категория».

Согласно Аристотелю, все высказывания языка так или иначе отнесены к бытию,

но ближе всего к бытию стоит аристотелевская категория сущности (поэтому

её, как правило, и отождествляют с бытием). Все остальные категории –

качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания,

состояния, обладания – соотносятся с бытием через категорию сущности.

Сущность отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» Раскрывая сущность

(субстанцию) вещи, мы, согласно Аристотелю, даём ей определение, понятие

вещи. Остальные 9 категорий отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» - и

определяют признаки, свойства вещи, её атрибуты. О сущности, таким образом,

высказываются все категории, но она сама ни о чём не высказывается: она

есть нечто самостоятельное, существующее само по себе, безотносительно к

другому. Аристотелю характерно убеждение в том, что сущность первичнее

отношений.

Важная особенность аристотелевского учения заключается в том, что хотя

под сущностью Аристотель понимает отдельный предмет (индивидуум), однако

сама сущность вовсе не есть что-то, воспринимаемое чувствам: чувствами мы

воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама же она – единый,

неделимый и невидимый носитель всех этих свойств – то, что делает предмет

«вот этим», не позволяет ему слиться с другим.

Характеристика бытия как единства, неделимости, устойчивости

(неизменности) остаётся важнейшей у Аристотеля, при этом неделимы как

первичные сущности (этот человек), так и сущности вторичные (человек –

живое существо).

Не принимая платоновского отождествления материи и пространства,

Аристотель в то же время рассматривает материю как возможность (потенцию).

Для того чтобы из возможности возникло что-то действительное, материю

должна ограничить форма, которая и превращает нечто лишь потенциальное в

актуально сущее. Так, например если мы возьмем медный шар , то материей для

него, говорит Аристотель, будет медь, а формой – шарообразность, по

отношению к живому существу материей является его телесный состав, а формой

– душа, которая и обеспечивает единство и целостность всех его телесных

частей. Форма, согласно Аристотелю, есть активное начало, начало жизни и

деятельности, тогда как материя – начало пассивное. Материя бесконечно

делима, она лишена в самой себе всякого единства и определённости, форма же

есть нечто неделимое и, как таковая, тождественна с сущностью вещи.

Вводя понятие материи и формы, Аристотель делит сущности на низшие

(состоят из материи и формы), каковы все существа чувственного мира, и

высшие – чистые формы. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую

(лишенную материи) форму – вечный двигатель, который служит источником

движения и жизни всего космического целого. Природа у Аристотеля – это

живая связь всех единичных субстанций, определяемая чистой формой (вечным

двигателем), составляющей причину и конечную цель всего сущего.

Целесообразность (телеология) есть фундаментальный принцип как онтологии

Аристотеля, так и его физики.

МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

( ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Реферат по философии на тему «Древнегреческие философы»

Аристотель Стагирит

( 384 – 322 гг. до н. э. )

Подготовил студент группы 03-203

Базылев Алексей

1998 г.



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.