Рефераты. Древнегреческая философия






видимостью вещей. Знание их истинной сущности дает философское учение о

бытие, а то, как предстает мир нашим чувствам, описывается в учении о

Природе. Чувственное многообразие мира, с точки зрения элеатов, иллюзорно.

Доказательству иллюзорности многообразия мира и движения посвящены

трактаты Зенона. Если сущее множественно, доказывал он, то оно одновременно

должно быть и настолько малым, чтобы вовсе не иметь величины, и настолько

большим, чтобы иметь бесконечную величину. Оно не имеет величины потому,

что каждая из многих вещей сама по себе есть единица, ибо множество есть

совокупность единиц, то она неделима, стало быть, она есть точка, которая,

будучи прилагаема, не увеличивает, а будучи отнимаема, не уменьшает, то вся

она не имеет величины и плотности, есть ничто. С другой стороны, рассуждает

Зенон, если предположить, что каждая из множества вещей имеет величину,

плотность и некоторое расстояние от другой части и так до бесконечности,

стало быть, каждая вещь бесконечно велика.

В этой антиномии (неразрешаемости противоречий) Зенон ставит проблему

конечного и бесконечного, проблему бесконечной делимости конечных вещей.

Заслуга его заключается именно в постановке проблемы, а не в ее решении, в

котором обе противоположности – конечное и бесконечное исключают друг друга

и представляют нечто внешнее по отношению друг к другу. Зенон видит только

противоположность конечности и бесконечности, но не видит их единства.

Крупным шагом по пути развития онтологического подхода в решении

философских проблем является атомизм Демокрита (460-370 до н.э.). Демокрит

стремился к созданию стройного, ясного и логически обоснованного учения.

Исходная мысль этого учения: «в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты,

все существующее разрешается в бесконечное множество первоначальных

неделимых вечных и неизменных частиц, которые вечно движутся в бесконечном

пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь».

Суть онтологии Демокрита сводилась к двум основным положениям: 1. Все

вещи образуются из сочетания атомов: все многообразие мира проистекает из

их соединения и разъединения. А потому вещи различаются лишь по количеству

своих атомов, по их форме, порядку и положению; 2. Атомы вечно движутся в

окружающей их пустоте: по отношению к атому место, занимаемое им совершенно

случайно.

Теория Демокрита носит умозрительный характер, и сам Демокрит

признавал умозрительный характер своего атомизма, поскольку в чувственном

восприятии мы никогда не находим атомов. Но элеаты поставили серьезную

проблему существования множественности и движения, и Демокрит на

теоретическом уровне дал ей определенное решение.

Демокрит пытался применять свою теорию для объяснения происхождения и

развития Вселенной. По его мнению, бесконечное движение атомов приводит к

их совпадению, взаимной встрече и столкновению сначала отдельных атомов, а

потом их целых комплексов. При этом подобные отходят к себе подобным.

Имеющие одинаковый вес образуют различные соединения, тонкие тельца

отступают в наружные части пустоты, прочие же остаются в центре и образуют

некое шарообразное соединение. Из этой шарообразной массы отделяется нечто

вроде «оболочки», которая в виде неба простирается над всем миром. Более

плотные и тяжелые тельца собираются в середине и образуют землю, занимающую

центр мироздания. По Демокриту, Вселенная бесконечна и бесконечно в ней

количество миров. Организмы возникли под влиянием тех же механических

причин. Человек – то же скопление атомов и отличается от других существ

наличием души. Душа – это вещество, состоящее из подвижных, более мелких

огненных атомов. Демокрит также связывает душу с дыханием. В воздухе

находится большое количество мелких круглых атомов; вместе с вдохом в тело

входит воздух, а с ним и душевные атомы. Это удерживает давление внешнего

воздуха и препятствует выходу души наружу. Поэтому во вдыхании заключены

жизнь и смерть. Душа смертна, она уничтожается со смертью тела; душа

состоит из двух частей: она имеет разумную часть, находящуюся в груди, и

неразумную, рассеянную по всему телу.

Атомистическая теория Демокрита распространялась и на истолкование

познания. Демокрит объясняет познание мира на основе принципа «истечения».

Согласно этому принципу, процесс познания состоит в восприятии человеком

воздействия на него тел через соответствующие органы чувств. Это

воздействие проявляется в форме истечения с поверхности всех вещей копий.

Проникая в тело человека, образы вещей соприкасаются с атомами души и

вызывают у него соответствующее ощущение внешнего мира. Демокрит не видит

связи чувственного уровня познания с рациональным рассуждением, резко

отделяет и противопоставляет их друг другу. Истинное познание достигается

только разумом.

Демокрит является сторонником крайнего детерминизма переходящего в

фатализм. Он отождествляет причинную обусловленность явлений и

необходимость. Ни одна вещь не возникает на каком-нибудь основании в силу

необходимости. Случайность – это лишь неизвестная человеческому разуму

причина. Бесконечная цепь причин и следствий создает, по Демокриту,

неотвратимую необходимость.

2. Софисты и Сократ

2.1. Философское учение софистов

Софисты – условное обозначение группы древнегреческих мыслителей

середины V- первой половины VI вв. до н.э. Первоначально оно было

синонимично слову «мудрый» и обозначало человека авторитетного в различных

вопросах частной и общественной жизни. С середины Vв. до н.э. софистами

стали называть появившихся тогда частных преподавателей красноречия и

всевозможных знаний, считавшихся необходимыми для активного участия в

гражданской жизни.

Софисты навлекли на себя нападки со стороны консервативных

общественных групп (обвинение в нечестивости против Протагора; изображение

Сократа в виде типичного софиста в комедии Аристофана «Облака»).

При оценке воззрений софистов мы наталкиваемся на значительные

трудности. Основные сочинения софистов до нас не дошли, а изучение с

помощью непрямых сведений сложно тем, что они не стремились создавать

определенную ценную систему знаний. Об их взглядах можно судить главным

образом по той полемике, которую вели с ними Платон и Аристотель,

находившиеся под их влиянием позднейшие авторы.

При обучении софисты не придавали большого значения систематическому

овладению учащихся знаниями, их цель было обучить учеников использовать

приобретенные знания в дискуссиях и полемике. Поэтому значительный упор они

делали на риторику.

В античной софистике практически невозможно найти цельные школы или

течения, скорее она характеризуется пестротой воззрений и учений ее

представителей. Натурофилософские проблемы интересовали софистов меньше,

чем мыслителей предшествующих поколений, - чаще всего они принимали

характер ионийской философии. Некоторым общим признаком представителей

софистов является их общественное положение

Общей чертой учений софистов был релятивизм, нашедший классическое

выражение в Положении Протагора: «Человек – мера всех вещей». Этому

способствовал самый характер деятельности софистов: они должны были научить

обратившегося к ним молодого человека убедительно защищать свою точку

зрения. Основой такого обучения было представление об отсутствии абсолютной

истины и объективных ценностей. Сопоставление противоречивых норм,

господствовавших у различных народов, быстрый распад традиционной идеологии

в греческих городах расшатывали представление о божественном нравственном

едином законе. Неизвестному софисту принадлежит дошедшее до нас сочинение

«Двоякие речи». Относительность понятий добра и зла «Двоякие речи» доводят

почти до карикатуры:» Болезнь есть зло для умирающих; а для продавцов

вещей, нужных для похорон и для могильщиков – благо».

Важнейшую роль в мировоззрении играло противопоставление природы как

элемента относительно постоянного человеческому закону или установлению.

Расцвет деятельности софистов падает на период Пелопонесской войны

(431-404 до н.э.). Во время Аристотеля софизм уже приходит в упадок.

Относительно исторической последовательности говорят о «старших» и

«младших» софистах.

К старшим (вторая половина Vв до н.э.) причисляют Протагора, Горгия,

Гиппия, Продика, Антифонта, Крития.

Горгий (ок. 483-373 до н.э.). Он являлся виднейшим сторонником

релятивизма среди софистов. Его релятивизм граничит со скептицизмом. В

сочинении «О не-сущем или о природе» Горгий последовательно приводил три

тезиса:

1. ничего не существует;

2. если что-то и существует, то его нельзя познать;

3. если что-то и можно познать, то нельзя его передать и

объяснить другому лицу.

При доказательстве этих тезисов он использует аргументацию,

напоминающую аргументацию элеатов. Вся конструкция доказательства каждого

из этих тезисов состоит в принятии определенной предпосылки из которой

потом выводится следствие, ведущее к спору.

Горгий весьма точно различает значения слов и использует изменения

значения в разном контексте. Манипуляция с речью, ее логической и

грамматической структурой, характерна и для других софистов. Большое

внимание он обращал на риторику и ее теорию, на влияние словесного

воздействия на слушателей. Речь он считал наилучшим и совершеннейшим

инструментом человека.

Вклад Горгия в философию не ограничивается лишь риторикой, его

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.