Рефераты. Диалектика






Диалектика

1)Историческое развитие диалектического понимания мира.

2)Законы диалектики и категории.

1.Постоянно развивающаяся борьба старого и нового,противоположного и

противоречивого,возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам.

Сама эта борьба объективно предпологает необходимость диалектики-научной

теории

развития,метода познания природы,общества и мышления.

Всё,что происходит в мире,а именно:изменение,движение и развитие-

подчиняется законам диалектики.Диалектика как наука составляет душу

марксизма,представляет собой стройную систему экономических,социально-

политических и философских взглядов и является бесценным творением

человеческого разума.

Чтобы понять диалектику,надо выяснить некоторые исходные

положения.Диалектика

как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и

развития объективной действительности.

Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:

1)Под дилектикой понимается совокупность объективных диалектических

закономерностей ,

процессов,действующих в мире независимо от сознания человека.Это диалектика

природы,

диалектика общества,диалектика мышления,взятая как объективная сторона

мыслительного процесса.Это объективная реальность.

2)Субъективная диалектика,диалектическое мышление.Она представляет собой

отражение объективной диалектики в сознании.

3)Философское учение о диалектике или теория диалектики.Выступает как

отражение отражения.Называется учением о диалектике,теорией диалектики.

Диалектика может быть материалистической и идеалистической.Мы

рассматриваем материалистическую диалектику.Материалистическая диалектика

представляется в виде целостной системы,в которой каждый закон,каждая

категория занимают строго определён-

ное место и находятся во взаимосвязи с другими законами и

категориями.Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть

содержание всеобщих свойств и связей действительности ,всеобщих форм

бытия,диалектических закономерностей движения и развития.

Диалектика как категория имеет ряд характеристик.Диалектика-

наука о наиболее общих законах всякого движения.

Ныне в науке аксиоматично и бесспорно положение о том,что наше

субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и

поэтому в результатах противоречия м/у ними быть не может.

Современное естествознание признает наследственность

приобретённых свойств и этим расширяет субъект опыта,распространяя его с

индивида на род.

Диалектика как теория развития.Гегель установил,что истина

представляется не в виде собранных готовых догматических положений,истина

заключается в самом процессе познания,в длительном историческом развитии

науки,поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие,но никогда не

достигающей такой точки,от которой найдя абстрактную истину,не должна

созерцать сложа руки.

Все общественные порядки,сменяющие друг друга в ходе

истории,представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития

человека от низшей ступени к высшей.Каждая ступень необходима и имеет свое

оправдание для того времени и для тех условий,которым она обязана своим

происхождением.Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда

установленного.

Диалектика как учение о единстве противоположностей.

"Диалектика-есть учение о том,как могут быть и бывают тождественными

противоположности,-при каких условиях они бывают тождественны,превращаясь

друг в друга-почему ум человека не должен брать эти противоположности,-за

мёртвое-застывшие,а за живое-условные,

подвижные,превращающиеся одна в другую."

Диалектика как метод познания.По этому поводу К.Маркс

писал:"Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от

гегелевского,но является его прямой противоположностью.Для Гегеля процесс

мышления,который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный

объект,есть демиург действительного.которое состовляет лишь его внешнее

появление.У меня же наоборот идеальное есть нечто иное,

как материальное,пересаженное в человеческую головуи преобразованное в ней.

Гегелевская диалектика является основной формой всякой

диалектики,но

лишь,после освобождения её от её мистической формы,а это-то как раз и

отличает от неё

мой метод."

Идея как предмет философии впервые был рассмотрен

Платоном.Идея у Платона есть то изначальное целое,что при всём многообразии

отдельных вещей делает их такими,а не иными;есть всеобщее,являющееся

основой всех отдельных вещей.Быть сущностью вещей и общим многим вещам,быть

существенным в них как бы их прообразом-таково свойство идеи.

Критика Аристотеля идеи Платона:-"идеи Платона как

самостоятельные сущности,отделённые от чувственно воспринимаемых вещей,не

объесняют ни бытия идей,ни познания вещей".

Идеи являются началом,объединяющим разрозненные факты в

единое целое,

в систему,они обеспечивают дальнейшеедвижение познания,находят тенденцию

вывода знания из тупикового или кризисного состояния.

Идея рождается из действительности в процессе предметно-

практической деятельности,общения и рефлексии,изменяющих эту

действительность.

Идея,в отличие от материи,есть конкретно-условное

воспроизведение реальности в процессе её дальнейшего развёртывания,проект

будущего развития действительности.

1)Метафизика.Философское учение о сверхчувственных

принципах бытия.Она представляет собой философский метод,рассматривающий

явления в их неизменности,вне системы,в независимости друг от

друга,отрицающий внутренние противоречия как источник

их развития.

2)Догматизм-возникает на основе метафизики.Он как метод

предпологает метафизически одностороннее,схематическое,окостеневшее

мышление,оперирующее догмами.Слепая вера в авторитеты,защита устаревших

положений составляют суть догматизма.В рабочем движении догматизм приводит

к вульгаризации марксизма, оппортунизму,политическому авантюризму.

3)Софистика-учение,основанное на преднамеренном

нарушении законов логики,путем приложения различных

уловок,выдумки,головоломки,мнимых доказательств.

Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным

путём,используя недостаточность логического и семантического анализа.

4)Эклектика-как метод предпологает механическое

соединение разнородных, часто противоположных

принципов,взглядов,теорий,элементов.Например,материи и сознания,бытия и

жизни.

Общим между категориями и законами является то,что и

те,и другие отражают всеобщие законы бытия,всеобщие стороны и

связи.Взаимопроникновение противоположно-

стей,взаимопереход количества и качества,повторение пройденного на новой

основе, отражаемые в основных законах диалектики,так же универсальны,как

отношение,причина и следствие,необходимое и случайное,форма и

содержание,выражаемые в соответствующих категориях.

Различие категорий и законов.

Различий категорий и законов возникайт на основе предмета отражения.

1.а) Категория отражают общие связи,отношения,свойства и стороны

объективной действительности;

б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной

действительности,но не отражают свойства и стороны.

2. Категории и законы различаются по форме отражения.

а) Категории являются особым видом внимания;

б) Законы диалектики,как и другие,представляют собой особый вид

суждений.

Рассмотрим три закона диалектики:

--- Закон единства и борьба противоположностей,

--- закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,

--- закон отрицания отрицания.

Из этого нельзя сделать вывод о том ,что будто бы законы этим и

ограничеваются.

Законов целое множество,есть и не познаные.Но этим мы здесь выделяем

основные.

Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивостьхарактеризуют

диалектическую суть взаимодействия элементов бытия,мировоззрения и

методологии

познанания и действия.Противоречивость бытия познается лучше тогда ,когда

мы знаем

что такое противоречие.Противоречие представляет собой определенный тип

взаимо--

действия различных и противоположных сторон ,свойств,тенденций в составе

той или

иной системы или между системами ,процесс столкновения противоположных

стремлений

и сил .

Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между

собой.

Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимо

исключающие

и взаимопредпологающие друг друга стороны,тенденции того или иного

целостного,

изменяющегося предмета (явления,процесса).

Формула "Единства и борьбы" противоположностей выражает напряженное

взаимодей--

ствие "полярных"свойств,изложений движения,развития.

"Растение,животное,каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни

тождественны с

собой и тем не мение отличаются от самих себя благодаря усвоению и

выделению ве--

ществ ,благодаря знанию,образованию и отмиранию клеток,благодаря

происходящему процессу циркулиции-словом,благодаря сумме непрерывных

молекулярных изменений

которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию в виде

жизненных

фаз:эмбриональная жизнь,юность,половая зрелость,процесс

размножения,старость,

смерть"

Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего вообще и

любой

объект в частности можно расценивать их как соединение двух гипотетических

начал-му-

жского и женского.Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых

проти-

вополдожностей,напротив,человек с любой точки зрения-

анотомической,психологической,

философской-есть подвижный результат двух начал.Вспомните миф о Меркурии-

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.