Рефераты. Даосизм в Китае






Даосизм в Китае

1. ВОСТОК - САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ И САМОЦЕННЫЙ ФЕНОМЕН РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

Духовные ценности и культурные традиции Востока характеризуются

многотысячелетней историей их развития. Обращение к ним показывает, что

трактовать историю и культуру Востока лишь в терминах его социально-

экономической отсталости неверно.

Достижения культур, и особенно философской мысли Востока могут быть

адекватно поняты и интерпретированы только в том случае, если мы

отнесемся к Востоку, как к самостоятельному и самоценному феномену, а к

его историческому пути как к особому, специфическому - пусть с замедленными

по сравнению европейскими темпами - развитию в рамках издавна сложившейся и

крайне медленно меняющейся социально-экономической структуры.

Общность восточной философии заключается в особых кардинальных

философских установках, в трактовке проблем натурфилософии и онтологии,

т.е. загадок мироздания и бытия. Для Востока характерны сближение микро и

макромира, сущего и несущего, материального и идеального, широкие

семантические и идеологические ассоциации. Адекватный анализ классических

даосско-конфуцианских мыслей в терминах, выработанных на основе

европейской традиции с ее основным вопросом философии в качестве основного

пункта споров, бесплоден. Попытки определить с точки зрения основного

вопроса философии сущность школ Востока дала лишь незначительные

результаты. Это говорит о принципе взаимопроникновения и смешения

нерасчлененных оппозиций в восточной философии. Специфика первоосновы

мышления с ее размытым в рамках широкого семантического ареала монизмом

понятий и терминов лежит в основе призыва к гармоническому слиянию человека

с универсумом, достижение которого является целью ряда учений. Отсюда и

акцент на сближение с природой соединение с ней в нечто единое, общее,

цельное. Кроме того, проблемы социальной этики, поведение человека,

политическая администрация, совершенствование мира в соответствии со

своими взглядами и принципами - все эти вопросы находятся в центре

рассмотрения древнекитайских философских школ.

2. ДАОСИЗМ И УЧЕНИЕ КОНФУЦИЯ - ДВА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ

ФИЛОСОФИИ

2.1. Понятие дао и даосизма.

Понятие Дао в истории китайской мысли является наиболее универсальным

и всеобъемлющим. Являясь идейным стержнем не только всей натурфилософии и

онтологии, но во многом социологии, этики, медицины, астрологии, это

понятие по праву можно назвать квинтэссенцией философии традиционного

Китая. Дао как изначальная верховная всеобщность, как великий закон

природы и первопричина всего сущего как высшая абсолютная реальность

(Единое), из гигантского пути-потока которого рождается феноменальный мир,

чтобы, в конце концов уйти туда же и затем появиться вновь, но уже

обновленным, на протяжении тысячелетий воспринималось в Китае в качестве

генеральной нормы бытия. Вне Дао китаец, коль скоро он вообще иногда

задумывался и хоть сколько-нибудь знал об этом, принципов бытия в

философском смысле данного слова не мыслил. Неудивительно, что Дао как

фундаментальная категория китайской философии принималась везде и всегда

всеми школами и направлениями.

Дао нельзя определить однозначно, как какую-либо категорию в

европейской философии. Это некоторая наиболее первичная категория,

Верховный разум божественного бытия. Высшего существа, имеющего Разум и

Слово, Логос, Бог, Абсолют. Эта категория имеет различные семантические

уровни: дао-закон, дао-первоначало, дао-единая сущность всего. Дао -

общее, имманентно присущее всем единичным предметам и явлениям в каждый

момент их существования. Вот как говорится об этом в одном из основных

даосских трактатов "Дао-дэ цзин": "Великое дао растекается повсюду. Оно

может находиться и вправо и влево. Дао в огромном не исчерпывается, в

мельчайшем не отсутствует. Поэтому-то оно представлено полностью во всей

тьме вещей. Обширное-обширное оно все в себе объемлет" [1, с. 202].

"Человек следует законам земли. Земля следует законам неба. Небо следует

законам дао, а дао следует самому себе" [2, с. 122]. Согласно другому

древнему даосскому трактату, "Чжуан-цзы", "дао объединяет в единстве и

балку и столб, и уродину и красавицу Си Ши, и великодушие и коварство, и

странное и чудовищное", дао - это универсальная закономерность

мироздания, познав Дао, мы познаем эту закономерность. "Небо не может не

быть высоким, земля не может не быть широкой, Солнце и Луна не могут не

двигаться - они получают это от Дао" [3, т.1, с. 58]. Весь порядок

космоса порожден дао и определен им во всех своих проявлениях. Отступление

от природного порядка наносит вред не только самой природе, но и

отступникам от ее истинной сути - Дао. Человеческое своеволие, нарушение

Дао приводит людей к гибели. "Кто не соблюдает Дао, погибнет раньше

времени" - написано в "Дао-дэ цзин". Но необходимость, заключенная в дао,

не является жесткой или безальтернативной. Единая истинная необходимость,

символизирующая Дао, в даосизме связана с предельной Красотой, Истиной и

Гармонией, выступает как изначальная заданность, а Дао выступает как

подлинный смысл жизни.

Вторая важная категория древних китайцев - ци. Ци - тонкая

энергетическая первоматерия, общекитайская единая вселенская субстанция,

категория, понятие которой широко разрабатывалось еще в ранне даосских

трактатах. Ци - материя, воздух, эфир, газ, дух, жизненная сила, жизненная

энергия - это не только материальная субстанция но и некоторые флюиды,

элементы духовного начала. У ранних даосов ци выступает в масштабе

космически универсальном, ци непосредственно связано со всей вселенной,

с Дао, с инь и янь, с небом и землей, с четырьмя сезонами года, образуя

основу как физической, так и психической жизни человека. Невозможно

назвать ни одного феномена, рассматриваемого или упомянутого древними

даосами, субстрат которого представлял б нечто отличное от ци. Если

условно выделить даосскую космологию и космогонию, антропологию и

антропотонию, этику - все стоят на учении о ци. Ци - категория общая для

всей натурфилософии Китая. Понятие ци перенесено и в китайскую медицину,

где апробируется практически. Согласно представлениям китайских медиков,

болезнь - это нарушение движения ци, нарушение состояния человеческой

энергетики. Рождение человека - это просто скопление эфира ци.

"Собирается эфир, образуется жизнь, рассеивается -образуется смерть" [1,

с. 246].

Таким образом, в раннем даосизме "любой феномен включается в мировое

единство через имманентную ему единую сущность дао, и представляет собой

оформленный способ существования всеобщей энергетической субстанции - ци"

[3, с.30]. Но древнекитайские дасы не только давали определения основным

категориям, они призывали людей постичь красоту Дао, учение о Дао: "Те,

кто в древности обрел учение, радовались и в беде, и в удаче. Их радость

не зависела ни от беды, ни от удачи. Впасть в заблуждение, отказаться от

Дао, не быть способным видеть красоту и радоваться - неистинное состояние".

"Все те, кто не способен наслаждаться своими мыслями и желаниями,

поддерживают жизнь долгие года, не понимая пути" [1, с.265].

Если Дао (мать ци, как и всего остального) может быть понято как

субстантивированная закономерность, то субстантивированное содержание ци

имеет в даосизме черты закономерности. Вечное движение в мире, как

всеобщая закономерность представляет собой проявление и развертывание

неотъемлемых атрибутов вселенской субстанции. Переход друг в друга

субстанционального и закономерностного выражает специфику

последовательного монизма даосов. Нет отчетливой грани между тем, что в

космосе субстанциональность, а что - закономерность, для даосов более

существенно изначальное единство мира. Наряду с монизмом, у даосов

разработан принцип бинарности. Этот принцип вторичен, но значим для

архитектоники мирового здания ("нет ничего одностороннего, все имеет

обратную сторону"). Двуединство выражается в глобальных закономерностях

(инь-янь, небо-земля). Дао - присуще всем бинарам, оно их источник,

имманентный им закон и сущность. Таким образом, у даосов принцип монизма

поставлен выше принципа бинарности. Кроме вышеуказанных двух категорий,

даосы определяют категорию дэ - как категорию, относящуюся к уровням бытия

в форме жизни. Дэ выступает на уровне органической жизни как гарантия

развертывания Дао в единичное. "Дао - хозяин дэ, жизнь свет от дэ, а

характер - сущность жизни" [3, 35]. Высший смысл жизни у даосов состоит в

успокоении и очищении ци, в медитации, в постижении Дао, единого. Идеал

даосов - человек-мудрец, возвращенный в дао, к природе, находящийся в

отчуждении от бытия вплоть до забвения самого себя. Люди постигшие Дао,

обретают долгую жизнь либо бессмертие, обладают волшебными свойствами - не

горят в огне, не тонут в воде. Вэаимотношения человек-природа даосы

переносят и на бинар общество-природа. Согласно их идеалам, и общество,

и человек должны соответствовать природе, занимать подчиненное место по

отношению к космосу, к природе. Социальный идеал даосов - царство

утвердившихся дэ: человек, слившись с природой в состоянии всеобщего

единства, есть олицетворение полного осуществления принципа

естественности, являющегося необходимым условием развертывания дэ.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.