Рефераты. Человек в современном обществе






а потому незначимая, как "винтик", которому при поломке или неисправности

всегда может быть найдена замена. В чем порок такого взгляда на человека?

Он рассматривался человека не как цель и самостоятельную ценность, а лишь в

качестве средства для достижения каких-то надличностных, а потому

абстрактных целей и результатов.

6. Проблема личности в философии

Едва ли в отечественной педагогике, психологии, да и историческом

материализме, как составной части марксистско-ленинской философии, найдется

категория, сравнимая с категорией "личность" по количеству противоречивых

определений. Известный отечественный психолог В.П.Зинченко по этому поводу

не без юмора отметил: "Конкурировать с понятием "человек" могло бы понятие

"личность". Мне второе понятие кажется менее адекватным по двум причинам.

Во-первых, понятие личность весьма невразумительно истолковывается в нашей

литературе. Д.Б.Эльконин как-то сказал, что, просмотрев около двадцати

определений личности в нашей литературе, он пришел к заключению, что он не

личность. То есть проблема формирования, становления личности - это часть,

конечно, важнейшая, но все же лишь часть более широкой проблемы развития

человека..." (Зинченко В.П. Проблемы психологии развития (читая

О.Мандельштама) // Вопросы психологии. 1991. N 4. С.126.).

Как личность понимают философы? Сравним несколько точек зрения.

Американский психолог и философ рубежа XIX - XX веков, один из

основоположников прагматизма, У.Джемс в фундаментальном труде "Психология",

включившем и психологические, и философские выводы автора, писал: "Понимая

слово личность в самом широком смысле, мы можем прежде всего подразделить

анализ ее на три части в отношении 1) ее составных элементов, 2) чувств и

эмоций, вызываемых ими, (самооценка), 3) поступков, вызываемых ими (забот о

самом себе и самосохранения). Составные элементы личности могут быть

подразделены также на три класса: 1) физическую личность, 2) социальную

личность и 3) духовную личность." (Джемс У. Психология. М.,1991. С.82.).

Известный советский философ Э.В.Ильенков, автор работы, в название

которой вынесен вопрос: "Что же такое личность?", писал: "Человеческая

личность, по старинке называемая иногда "душой", той самой "душой", которую

каждый человек знает как свое "Я", как нечто уникально-неповторимое,

неразложимое на какие-либо общие составляющие и, стало быть, принципиально

ускользающее от научно-теоретических определений и даже невыразимое в

словах..." (Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Философия и культура.

М.,1991. С.388.).

Известный грузинский мыслитель М.К.Мамардашвили утверждал: "Личность -

это форма, способ бытия, особое состояние жизни, находка ее эволюции. Я бы

сказал так, что личность - это "крупная мысль природы". Самонастраиваемость

ее проявлений не зависит от всезнания или от каких-либо высших

ориентиров... Понимаете, ведь главная страсть человека - это быть,

исполниться, состояться" (Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.

М.,1990. С.173.).

Личность в социальной философии - это прежде всего человек, наделенный

социальными качествами, то есть такими качествами, которые он приобретает

при взаимодействии с обществом. Современная социальная философия ставит

перед собой задачу изучения различных социальных типов личности,

формирующихся в результате социальной дифференциации общества. (Напомним,

что дифференциация - следствие общественного разделения труда, разделившего

материальное и духовное производство, сферы руководства и подчинения и

т.д.). Понятие "личность" не следует путать с понятием "индивидуальность".

Под индивидуальностью в философии понимают своеобразное сочетание в

человеке природного и социального. Отметим, что социальная философия не

изучает природные задатки личности. Ее интересуют те объективные условия и

субъективные факторы, которые оказывают воздействие на человека, и которые

он формирует сам.

Какие факторы и условия воздействуют на формирование личности? Прежде

всего - это мир обыденной повседневности. В социальной философии делается

попытка разобраться в этой сложнейшей проблеме - сущности повседневности,

для того, чтобы понять специфику, оказывающую формирующее воздействие на

личность.

Но что такое повседневность? В.Н.Шевченко отвечает на этот вопрос так:

"Повседневность, или жизненный мир людей, включает в себя повседневную

активность, обычное (или обыденное) сознание как реально существующее

сознание живущих и действующих индивидов, которые ставят себе конкретные,

как правило, весьма прозаические цели на ближайшие час-два, целый день, на

какую-то перспективу и добиваются их практической реализации в той или иной

форме в зависимости от обстоятельств" (Очерки социальной философии.

М.,1994. С.159-160.).

Обыденное, обыденно-практическое или бытовое сознание, - это сложная

система, в которую входит освоенная часть устной речи и письменного языка

повседневного общения, иерархия ценностей, сформировавшиеся моральные

образцы поведения, навыки межличностного общения, знание традиций и

обычаев, определенные знания правовых и политических норм и т.п . И что

особенно интересно: все это многообразие взглядов и представлений

почерпнуто человеком не специально, а как бы само-собой, из обыденного мира

повседневности. Понятно, что в такой форме мировоззрения благополучно

уживаются основы научных знаний, народная мудрость, определенная

наблюдательность, расчетливость, мистика, суеверия, пережитки многих

прошлых веков, предвзятость и ограниченность рамками своих собственных

интересов.

Но если человека главным образом формирует повседневность, то не

изменив ее, изменить человека невозможно. Трудно рассчитывать на то, что у

родителей, не обременяющих себя знаниями норм современного этикета, в

убогой обстановке неуютной квартиры, в грязном подъезде, в волнах

ненормативной лексики, при засилии на телевизионном экране примитивных и

отупляющих фильмов будет воспитан ребенок, воплощающий в себе все земные

добродетели. Э.Сепир, знаменитый американский ученый, точно подметил:

"Подлинная опасность, в изобилии засвидетельствованная повседневным опытом,

заключается в подчинении безжалостным нивелирующим силам нашего культурного

наследия и в воздействии заурядного ума на заурядный ум" (Сепир Э.

Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.,1993. С.485.).

В формировании личности молодого человека значительное место занимает

система образования. Сегодня образование как один из основных социальных

институтов общества, активно изучается социологией, но и социальная

философия также проявляет к нему интерес, который касается прежде всего

философских проблем воспитания и образования. Нужно отметить, что на

протяжении всей своей истории философия не обходила стороной проблемы

воспитания и образования, и именно философией, внесен значительный вклад в

наращивание этой области знания и деятельности.

Образование входит в повседневную жизнь школьника и студента,

становится основным видом их деятельности, поэтому оно может превратиться в

центр развития личности и основной источник ее духовного формирования.

Известный современный философ М.Фуко отмечает, что педагогикой мы можем

назвать передачу такой истины, функцией которой является снабжение субъекта

какими-либо отношениями, способностями, знаниями, которых он до этого не

имели которые должен будет получить к концу педагогических отношений (Фуко

М. Герменевтика субъекта // Социо - Логос. Социология. Антропология.

Метафизика. М.,1991. С.311.).

Таким образом, задача формирования личности состоит не только в

передаче знаний, как полагают многие, это еще и трансляция социального

опыта, которая осуществляется в культуре.

7. Заключение

Сопоставление понятий “человек”, “индивид” и “личность” позволило

подойти нам к одному из фундаментальнейших вопросов философской

антропологии - вопросу о назначении, о смысле человеческого существования.

Человек - существо телесное. Природно-биологическая организация

человека обусловливает с неизбежностью признания того очевидного факта, что

он, как и все живое на Земле, смертен.

Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность. И

это осознание ставит перед каждым человеком ряд важных мировоззренческих

вопросов. Первый из них: может быть смерть неизбежна? Может существует

возможность воскрешения из мертвых? Возможность перерождения в иные формы

существования и т.д. Религии мира дают положительный ответ на эти вопросы

и в силу этого пользуются большой популярностью у людей.

Марксистская философия отрицает какую либо возможность на физическое

бессмертие.

Но все же и религиозное и материалистическое мировоззрение признает

неизбежность прекращения земной формы существования человека.

Поэтому возникает вопрос о смысле и назначении жизни. Если каждый

человек смертен, ради чего он живет? Ради чего вообще стоит жить? Есть ли

какой-то смысл человеческой жизни? Религиозные учения утверждают, что жизнь

на Земле просто этап подготовки к вечной загробной жизни. Человек должен

прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в “иной

жизни”.

Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческой жизни в

самой жизни. Эпикурейцы учили: живи, то есть удовлетворяй свои

потребности, обеспечивай биологическое и духовное существование и радуйся.

Перестанешь это делать и не будет ни переживаний, ни страстей, то есть для

тебя не будет ничего. Такая философская позиция ориентирует человека на

самоценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены содержательные

ориентиры жизненной позиции, духовно - нравственные критерии человеческой

жизни .Человеку как правило мало просто жить, ему хочется жить “для кого-

то” и “во имя чего-то”. Без религиозный выбор заставляет человека глубоко и

серьезно задуматься о своем месте в мире, в обществе, среди людей.

Марксистский подход к человеческой жизни связан с признанием ее

самоценности и самоцельности. Но в отличие от эпикурейской концепции он

утверждает общественную значимость человеческого бытия. Он подчеркивает тот

факт, что человек живет в обществе, среди людей: окружающих, близких или

далеких. В их кругу индивиду дана возможность самоосуществиться, обрести

признательность, благодарность, память о себе. Вечно живут в нашей жизни

великие ученые, композиторы, писатели, поэты, борцы за свободу и счастье

человечества. Память о них вечна. Но память оставляют не только великие

люди. Все хорошее, доброе, нравственное, что создал человек, остается с

ближними, не пропадает. Мы продолжаем жить в наших детях, внуках, более

далеких потомках. Человек как личность, реализуя в своих деяниях свой

творческий потенциал, продолжает жить в жизни человечества.

Список литературы:

“История философии” Под редакцией Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского,

М.Б. Митина, П.Ф. Юдина. Том I - Философия античного и феодального

общества.

“У колыбели науки” Волков Г. Москва 1971 г. 164 - 195 стр.

1. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1993.

2. Гроувс К. П. Происхождение современного человека // Человек. 1996.

№ 3.

3. Камю А. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

4. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.

5. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и

бессмертии. М.: Политиздат, 1991.

6. Франкл Виктор. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.