а потому незначимая, как "винтик", которому при поломке или неисправности
всегда может быть найдена замена. В чем порок такого взгляда на человека?
Он рассматривался человека не как цель и самостоятельную ценность, а лишь в
качестве средства для достижения каких-то надличностных, а потому
абстрактных целей и результатов.
6. Проблема личности в философии
Едва ли в отечественной педагогике, психологии, да и историческом
материализме, как составной части марксистско-ленинской философии, найдется
категория, сравнимая с категорией "личность" по количеству противоречивых
определений. Известный отечественный психолог В.П.Зинченко по этому поводу
не без юмора отметил: "Конкурировать с понятием "человек" могло бы понятие
"личность". Мне второе понятие кажется менее адекватным по двум причинам.
Во-первых, понятие личность весьма невразумительно истолковывается в нашей
литературе. Д.Б.Эльконин как-то сказал, что, просмотрев около двадцати
определений личности в нашей литературе, он пришел к заключению, что он не
личность. То есть проблема формирования, становления личности - это часть,
конечно, важнейшая, но все же лишь часть более широкой проблемы развития
человека..." (Зинченко В.П. Проблемы психологии развития (читая
О.Мандельштама) // Вопросы психологии. 1991. N 4. С.126.).
Как личность понимают философы? Сравним несколько точек зрения.
Американский психолог и философ рубежа XIX - XX веков, один из
основоположников прагматизма, У.Джемс в фундаментальном труде "Психология",
включившем и психологические, и философские выводы автора, писал: "Понимая
слово личность в самом широком смысле, мы можем прежде всего подразделить
анализ ее на три части в отношении 1) ее составных элементов, 2) чувств и
эмоций, вызываемых ими, (самооценка), 3) поступков, вызываемых ими (забот о
самом себе и самосохранения). Составные элементы личности могут быть
подразделены также на три класса: 1) физическую личность, 2) социальную
личность и 3) духовную личность." (Джемс У. Психология. М.,1991. С.82.).
Известный советский философ Э.В.Ильенков, автор работы, в название
которой вынесен вопрос: "Что же такое личность?", писал: "Человеческая
личность, по старинке называемая иногда "душой", той самой "душой", которую
каждый человек знает как свое "Я", как нечто уникально-неповторимое,
неразложимое на какие-либо общие составляющие и, стало быть, принципиально
ускользающее от научно-теоретических определений и даже невыразимое в
словах..." (Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Философия и культура.
М.,1991. С.388.).
Известный грузинский мыслитель М.К.Мамардашвили утверждал: "Личность -
это форма, способ бытия, особое состояние жизни, находка ее эволюции. Я бы
сказал так, что личность - это "крупная мысль природы". Самонастраиваемость
ее проявлений не зависит от всезнания или от каких-либо высших
ориентиров... Понимаете, ведь главная страсть человека - это быть,
исполниться, состояться" (Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.
М.,1990. С.173.).
Личность в социальной философии - это прежде всего человек, наделенный
социальными качествами, то есть такими качествами, которые он приобретает
при взаимодействии с обществом. Современная социальная философия ставит
перед собой задачу изучения различных социальных типов личности,
формирующихся в результате социальной дифференциации общества. (Напомним,
что дифференциация - следствие общественного разделения труда, разделившего
материальное и духовное производство, сферы руководства и подчинения и
т.д.). Понятие "личность" не следует путать с понятием "индивидуальность".
Под индивидуальностью в философии понимают своеобразное сочетание в
человеке природного и социального. Отметим, что социальная философия не
изучает природные задатки личности. Ее интересуют те объективные условия и
субъективные факторы, которые оказывают воздействие на человека, и которые
он формирует сам.
Какие факторы и условия воздействуют на формирование личности? Прежде
всего - это мир обыденной повседневности. В социальной философии делается
попытка разобраться в этой сложнейшей проблеме - сущности повседневности,
для того, чтобы понять специфику, оказывающую формирующее воздействие на
личность.
Но что такое повседневность? В.Н.Шевченко отвечает на этот вопрос так:
"Повседневность, или жизненный мир людей, включает в себя повседневную
активность, обычное (или обыденное) сознание как реально существующее
сознание живущих и действующих индивидов, которые ставят себе конкретные,
как правило, весьма прозаические цели на ближайшие час-два, целый день, на
какую-то перспективу и добиваются их практической реализации в той или иной
форме в зависимости от обстоятельств" (Очерки социальной философии.
М.,1994. С.159-160.).
Обыденное, обыденно-практическое или бытовое сознание, - это сложная
система, в которую входит освоенная часть устной речи и письменного языка
повседневного общения, иерархия ценностей, сформировавшиеся моральные
образцы поведения, навыки межличностного общения, знание традиций и
обычаев, определенные знания правовых и политических норм и т.п . И что
особенно интересно: все это многообразие взглядов и представлений
почерпнуто человеком не специально, а как бы само-собой, из обыденного мира
повседневности. Понятно, что в такой форме мировоззрения благополучно
уживаются основы научных знаний, народная мудрость, определенная
наблюдательность, расчетливость, мистика, суеверия, пережитки многих
прошлых веков, предвзятость и ограниченность рамками своих собственных
интересов.
Но если человека главным образом формирует повседневность, то не
изменив ее, изменить человека невозможно. Трудно рассчитывать на то, что у
родителей, не обременяющих себя знаниями норм современного этикета, в
убогой обстановке неуютной квартиры, в грязном подъезде, в волнах
ненормативной лексики, при засилии на телевизионном экране примитивных и
отупляющих фильмов будет воспитан ребенок, воплощающий в себе все земные
добродетели. Э.Сепир, знаменитый американский ученый, точно подметил:
"Подлинная опасность, в изобилии засвидетельствованная повседневным опытом,
заключается в подчинении безжалостным нивелирующим силам нашего культурного
наследия и в воздействии заурядного ума на заурядный ум" (Сепир Э.
Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.,1993. С.485.).
В формировании личности молодого человека значительное место занимает
система образования. Сегодня образование как один из основных социальных
институтов общества, активно изучается социологией, но и социальная
философия также проявляет к нему интерес, который касается прежде всего
философских проблем воспитания и образования. Нужно отметить, что на
протяжении всей своей истории философия не обходила стороной проблемы
воспитания и образования, и именно философией, внесен значительный вклад в
наращивание этой области знания и деятельности.
Образование входит в повседневную жизнь школьника и студента,
становится основным видом их деятельности, поэтому оно может превратиться в
центр развития личности и основной источник ее духовного формирования.
Известный современный философ М.Фуко отмечает, что педагогикой мы можем
назвать передачу такой истины, функцией которой является снабжение субъекта
какими-либо отношениями, способностями, знаниями, которых он до этого не
имели которые должен будет получить к концу педагогических отношений (Фуко
М. Герменевтика субъекта // Социо - Логос. Социология. Антропология.
Метафизика. М.,1991. С.311.).
Таким образом, задача формирования личности состоит не только в
передаче знаний, как полагают многие, это еще и трансляция социального
опыта, которая осуществляется в культуре.
7. Заключение
Сопоставление понятий “человек”, “индивид” и “личность” позволило
подойти нам к одному из фундаментальнейших вопросов философской
антропологии - вопросу о назначении, о смысле человеческого существования.
Человек - существо телесное. Природно-биологическая организация
человека обусловливает с неизбежностью признания того очевидного факта, что
он, как и все живое на Земле, смертен.
Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность. И
это осознание ставит перед каждым человеком ряд важных мировоззренческих
вопросов. Первый из них: может быть смерть неизбежна? Может существует
возможность воскрешения из мертвых? Возможность перерождения в иные формы
существования и т.д. Религии мира дают положительный ответ на эти вопросы
и в силу этого пользуются большой популярностью у людей.
Марксистская философия отрицает какую либо возможность на физическое
бессмертие.
Но все же и религиозное и материалистическое мировоззрение признает
неизбежность прекращения земной формы существования человека.
Поэтому возникает вопрос о смысле и назначении жизни. Если каждый
человек смертен, ради чего он живет? Ради чего вообще стоит жить? Есть ли
какой-то смысл человеческой жизни? Религиозные учения утверждают, что жизнь
на Земле просто этап подготовки к вечной загробной жизни. Человек должен
прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в “иной
жизни”.
Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческой жизни в
самой жизни. Эпикурейцы учили: живи, то есть удовлетворяй свои
потребности, обеспечивай биологическое и духовное существование и радуйся.
Перестанешь это делать и не будет ни переживаний, ни страстей, то есть для
тебя не будет ничего. Такая философская позиция ориентирует человека на
самоценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены содержательные
ориентиры жизненной позиции, духовно - нравственные критерии человеческой
жизни .Человеку как правило мало просто жить, ему хочется жить “для кого-
то” и “во имя чего-то”. Без религиозный выбор заставляет человека глубоко и
серьезно задуматься о своем месте в мире, в обществе, среди людей.
Марксистский подход к человеческой жизни связан с признанием ее
самоценности и самоцельности. Но в отличие от эпикурейской концепции он
утверждает общественную значимость человеческого бытия. Он подчеркивает тот
факт, что человек живет в обществе, среди людей: окружающих, близких или
далеких. В их кругу индивиду дана возможность самоосуществиться, обрести
признательность, благодарность, память о себе. Вечно живут в нашей жизни
великие ученые, композиторы, писатели, поэты, борцы за свободу и счастье
человечества. Память о них вечна. Но память оставляют не только великие
люди. Все хорошее, доброе, нравственное, что создал человек, остается с
ближними, не пропадает. Мы продолжаем жить в наших детях, внуках, более
далеких потомках. Человек как личность, реализуя в своих деяниях свой
творческий потенциал, продолжает жить в жизни человечества.
Список литературы:
“История философии” Под редакцией Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского,
М.Б. Митина, П.Ф. Юдина. Том I - Философия античного и феодального
общества.
“У колыбели науки” Волков Г. Москва 1971 г. 164 - 195 стр.
1. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1993.
2. Гроувс К. П. Происхождение современного человека // Человек. 1996.
№ 3.
3. Камю А. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
4. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
5. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и
бессмертии. М.: Политиздат, 1991.
6. Франкл Виктор. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5