Рефераты. Человек и техника






автоматизма, рано или поздно, как показывает история техники, передается

специально для этого созданному механизму, овеществляется в нем.

Трудовые функции рабочего, которые вследствие разделения труда

выполняются чисто механически, однообразно, бездумно, стандартными

движениями, постепенно становятся функциями технического механизма.

В машинном, фабричном производстве устраняются качественные различия

труда, труд нивелируется, а разделение труда сводится к распределению

рабочих между специфическими машинами. Работа на его автомате требует

определенной квалификации, рабочий на всю жизнь становится частью частичной

машины /1/.

Таким образом, в отличие от ремесленного, где человек является

хозяином и творцом всего производственного процесса, для выполнения

которого он применяет те или другие ручные инструменты и эпизодически

машины, в машинном (фабричном) производстве рабочий не охватывает

производственный процесс в целом, не владеет им и не выполняет его как

художник, он является лишь необходимым придатком станка - машины, которая

сама выполняет какую-то тысячную часть процесса.

Хотя в машинном производстве рабочие являются живыми придатками

машины, тем не менее они - непременные участники производства без которых

машины оказываются бесполезными - ржавеют, портятся и так далее. Живой

труд, указывает Маркс,- "должен охватить эти вещи, воскресить их из

мертвых, превратить из только возможных в действительные и действующие

потребительские стоимости" /1/.

К. Маркс показал, что машинное, фабричное капиталистическое

производство уродует и калечит рабочего как в социальном, так и в

технологическом отношении (не он применяет машины, а машина его). Но вместе

с тем Маркс видел прогрессивный характер машинного капиталистического

производства. Фабричный труд основывался на использовании сил природы, а

это предопределяло развитие естественных наук и превращение их в

непосредственную производительную силу. Научные знания в известном смысле

можно также рассматривать как потенциальную технику (технику - как

"овеществленную силу знания"), ибо новые технические конструкции создаются

на основе познания закономерностей и свойств природы, ибо наука становится

непосредственной производительной силой, воплощаясь в технике.

Вскрытый Марксом принцип фабричного производства заключается в

расчленении процесса производства на составляющие его и решении возникающих

технических задач "посредством применения механики, химии и так далее,

короче говоря, естественных наук, повсюду становится определяющим"/1/ тем

самым открывается дорога "непрекращающимся переменам"/1/ т.е. постоянному

развитию техники производства, а следовательно, ее совершенствованию.

К. Маркс изучил, проанализировал и описал технологию фабричного,

машинного производства, которое он определил как производство, основанное

на системе машин.

Система машин отличается от кооперации однородных машин. В противном

случае работа производится одной и той же рабочей машиной, которая

выполняет все операции, прежде выполнявшиеся ремесленниками

(самостоятельными или рабочими мануфактур) при помощи различных

инструментов. Иначе - процесс, который в мануфактуре был разделен и

выполнялся в известной последовательности, теперь выполняется одной рабочей

машиной, действующей посредством комбинаций различных орудий.

Каждая рабочая машина готовит для обработки на последующей машине

сырой материал, а так как все машины работают одновременно, то "продукт

непрерывно находится на различных ступенях процесса своего образования,

постоянно переходит из одной фазы производства в другую"/1/. При этом

требуется определенное соотношение между количеством машин, их размерами и

быстротой действия.

К. Маркс указывал, что крупная промышленность технически уничтожает

мануфактурное разделение труда, воспроизводит разделение труда в еще более

чудовищном виде: на собственно фабрике - процессом превращения рабочего в

наделенный сознанием придаток частичной машины"/1/.

Когда живой придаток нужен машине только для контроля, а "рабочая

машина выполняет все движения, необходимые для обработки сырого материала,

без содействия человека", в этих случаях пишет К. Маркс, "мы имеем перед

собой автоматическую систему машин, которая, однако способна к постоянному

усовершенствованию в деталях"/1/.

С техникой и технологией производства К. Маркс связывал крупные

социальные изменения в обществе, а также перемены в характере, условиях и

экономических показателях труда.

Капиталистическая конкуренция автоматически разъединяет и объединяет

рабочих: в этом противоречивом процессе важную роль играет техника.

Введение машин разъединяет рабочих, усиливает конкуренцию между ними

тем, что во-первых, машины упрощают разделение труда и всякая отрасль труда

становится более доступной для каждого; во-вторых, рабочим приходится

конкурировать с машинами, из-за машин они лишаются работы; в-третьих,

"мелкие промышленные предприятия гибнут и не могут выдержать конкуренции с

крупными. Целые слои класса буржуазии отбрасываются в ряды рабочего

класса"/1/ что увеличивает предложение рабочей силы на ее рынке.

Объединению рабочих способствует прежде всего возникновение крупных

промышленных центров, дешевых и быстрых средств сообщения.

Сама по себе машина удешевляет и увеличивает продукцию, сокращает

рабочее время, облегчает труд и вообще знаменует победу человека над силами

природы: но капиталистическое применение машин не позволяет простым

труженикам использовать для себя все эти преимущества и даже часто приводит

к отрицательным для них результатам/1/.

Во всяком капиталистическом производстве "рабочий применяет условия

труда, а наоборот, условия труда применяют рабочего", т.к. это производство

"есть не только процесс труда, но в то же время и процесс возрастания

капитала"/1/. В машинном производстве это извращенное отношение получает не

только социально-экономическое, но и техническое выражение. Человек

становится рабом машины: господство прошлого труда над живым становится не

только социальной, выраженной в отношении капиталиста и рабочего, но еще и

технологической истиной.

2 Проблема “человек – техника” на современном этапе

2.1 Современное понимание термина "техника"

Для наиболее полного представления о рассматриваемой проблеме, важно

обратить внимание на то, как в современных философских социологических

теориях определяется термин "техника".

Сегодняшнее понимание термина "техника" имеет определенную

преемственную связь с классическим его пониманием, с другой же стороны -

оно в известной мере противоположно ему. Чтобы иметь четкое представление о

сфере распространения технических явлений, более целесообразно поставить

вопрос о тех сферах действительности, в которых может идти речь о технике

сегодня.

"Та сфера действительности, которая может рассматриваться как область

существования техники,- по мнению Хайнриха Бека /3/ - это неорганическая

материя. Так, мы говорим о строительной технике, такой, например, как

создание железобетонных сооружений или машиностроение, о

деревообрабатывающей технике, электротехнике, теплотехнике, технике

создания синтетических материалов или о технике производства материалов

всякого рода, от стали до синтетического каучука, короче, о физико-

химической технике." Многие подразделяют ее еще на энергетическую технику

(технику превращения сил и энергии) и технику материалов (техника

преобразования вещества). Во всех этих случаях речь идет о формах техники и

физико-химически понимаемой области неорганического.

И все же это - не единственная область проявления технического. В

более широком смысле термина "техника" говорят также и о технике

овощеводства, животноводства, о технике преобразования органической жизни в

новые ее функции и формы. Современное понятие "биотехнология" позволяет

включать в предметное поле техники всю биологию.

"Мы знаем также - если продолжить эту мысль - и о "технике" мышления и

дискутирования, изучения и памяти (мнемотехника) и даже о "технике любви".

Говорят также о технике руководства людьми и государством, о технике

живописи, рисунка, игры на фортепьяно и так далее. Эти примеры, а также

такие обобщающие термины, как "психотехника" и "социотехника",

свидетельствуют о том, что техника проникает даже в области психического,

духовного и социального с целью внести в них изменения" /3/. Поэтому

"техника" и в современном ее понимании не является чем-то ограниченным лишь

сферой безжизненной материи. Она, напротив, охватывает все известные сферы

бытия и отношений между людьми.

2.2 "Человек - техника" с точки зрения "технологического детерминизма"

Переход к этапу электронизации автоматических средств труда

обуславливает начало революционных изменений в производительных силах, в

технологическом способе производства. Прогресс человечества непосредственно

связан с научно технической революцией. Налицо качественный скачек в

производительных силах человечества.

Объективно протекающий процесс формирования системно

автоматизированного способа производства получил отражение в многочисленных

новейших модификациях концепции "технологического детерминизма".

Понятие "технократизм" наиболее точно определяет сущность того

направления социальной мысли, которое оформилось на основе техники,

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.