автоматизма, рано или поздно, как показывает история техники, передается
специально для этого созданному механизму, овеществляется в нем.
Трудовые функции рабочего, которые вследствие разделения труда
выполняются чисто механически, однообразно, бездумно, стандартными
движениями, постепенно становятся функциями технического механизма.
В машинном, фабричном производстве устраняются качественные различия
труда, труд нивелируется, а разделение труда сводится к распределению
рабочих между специфическими машинами. Работа на его автомате требует
определенной квалификации, рабочий на всю жизнь становится частью частичной
машины /1/.
Таким образом, в отличие от ремесленного, где человек является
хозяином и творцом всего производственного процесса, для выполнения
которого он применяет те или другие ручные инструменты и эпизодически
машины, в машинном (фабричном) производстве рабочий не охватывает
производственный процесс в целом, не владеет им и не выполняет его как
художник, он является лишь необходимым придатком станка - машины, которая
сама выполняет какую-то тысячную часть процесса.
Хотя в машинном производстве рабочие являются живыми придатками
машины, тем не менее они - непременные участники производства без которых
машины оказываются бесполезными - ржавеют, портятся и так далее. Живой
труд, указывает Маркс,- "должен охватить эти вещи, воскресить их из
мертвых, превратить из только возможных в действительные и действующие
потребительские стоимости" /1/.
К. Маркс показал, что машинное, фабричное капиталистическое
производство уродует и калечит рабочего как в социальном, так и в
технологическом отношении (не он применяет машины, а машина его). Но вместе
с тем Маркс видел прогрессивный характер машинного капиталистического
производства. Фабричный труд основывался на использовании сил природы, а
это предопределяло развитие естественных наук и превращение их в
непосредственную производительную силу. Научные знания в известном смысле
можно также рассматривать как потенциальную технику (технику - как
"овеществленную силу знания"), ибо новые технические конструкции создаются
на основе познания закономерностей и свойств природы, ибо наука становится
непосредственной производительной силой, воплощаясь в технике.
Вскрытый Марксом принцип фабричного производства заключается в
расчленении процесса производства на составляющие его и решении возникающих
технических задач "посредством применения механики, химии и так далее,
короче говоря, естественных наук, повсюду становится определяющим"/1/ тем
самым открывается дорога "непрекращающимся переменам"/1/ т.е. постоянному
развитию техники производства, а следовательно, ее совершенствованию.
К. Маркс изучил, проанализировал и описал технологию фабричного,
машинного производства, которое он определил как производство, основанное
на системе машин.
Система машин отличается от кооперации однородных машин. В противном
случае работа производится одной и той же рабочей машиной, которая
выполняет все операции, прежде выполнявшиеся ремесленниками
(самостоятельными или рабочими мануфактур) при помощи различных
инструментов. Иначе - процесс, который в мануфактуре был разделен и
выполнялся в известной последовательности, теперь выполняется одной рабочей
машиной, действующей посредством комбинаций различных орудий.
Каждая рабочая машина готовит для обработки на последующей машине
сырой материал, а так как все машины работают одновременно, то "продукт
непрерывно находится на различных ступенях процесса своего образования,
постоянно переходит из одной фазы производства в другую"/1/. При этом
требуется определенное соотношение между количеством машин, их размерами и
быстротой действия.
К. Маркс указывал, что крупная промышленность технически уничтожает
мануфактурное разделение труда, воспроизводит разделение труда в еще более
чудовищном виде: на собственно фабрике - процессом превращения рабочего в
наделенный сознанием придаток частичной машины"/1/.
Когда живой придаток нужен машине только для контроля, а "рабочая
машина выполняет все движения, необходимые для обработки сырого материала,
без содействия человека", в этих случаях пишет К. Маркс, "мы имеем перед
собой автоматическую систему машин, которая, однако способна к постоянному
усовершенствованию в деталях"/1/.
С техникой и технологией производства К. Маркс связывал крупные
социальные изменения в обществе, а также перемены в характере, условиях и
экономических показателях труда.
Капиталистическая конкуренция автоматически разъединяет и объединяет
рабочих: в этом противоречивом процессе важную роль играет техника.
Введение машин разъединяет рабочих, усиливает конкуренцию между ними
тем, что во-первых, машины упрощают разделение труда и всякая отрасль труда
становится более доступной для каждого; во-вторых, рабочим приходится
конкурировать с машинами, из-за машин они лишаются работы; в-третьих,
"мелкие промышленные предприятия гибнут и не могут выдержать конкуренции с
крупными. Целые слои класса буржуазии отбрасываются в ряды рабочего
класса"/1/ что увеличивает предложение рабочей силы на ее рынке.
Объединению рабочих способствует прежде всего возникновение крупных
промышленных центров, дешевых и быстрых средств сообщения.
Сама по себе машина удешевляет и увеличивает продукцию, сокращает
рабочее время, облегчает труд и вообще знаменует победу человека над силами
природы: но капиталистическое применение машин не позволяет простым
труженикам использовать для себя все эти преимущества и даже часто приводит
к отрицательным для них результатам/1/.
Во всяком капиталистическом производстве "рабочий применяет условия
труда, а наоборот, условия труда применяют рабочего", т.к. это производство
"есть не только процесс труда, но в то же время и процесс возрастания
капитала"/1/. В машинном производстве это извращенное отношение получает не
только социально-экономическое, но и техническое выражение. Человек
становится рабом машины: господство прошлого труда над живым становится не
только социальной, выраженной в отношении капиталиста и рабочего, но еще и
технологической истиной.
2 Проблема “человек – техника” на современном этапе
2.1 Современное понимание термина "техника"
Для наиболее полного представления о рассматриваемой проблеме, важно
обратить внимание на то, как в современных философских социологических
теориях определяется термин "техника".
Сегодняшнее понимание термина "техника" имеет определенную
преемственную связь с классическим его пониманием, с другой же стороны -
оно в известной мере противоположно ему. Чтобы иметь четкое представление о
сфере распространения технических явлений, более целесообразно поставить
вопрос о тех сферах действительности, в которых может идти речь о технике
сегодня.
"Та сфера действительности, которая может рассматриваться как область
существования техники,- по мнению Хайнриха Бека /3/ - это неорганическая
материя. Так, мы говорим о строительной технике, такой, например, как
создание железобетонных сооружений или машиностроение, о
деревообрабатывающей технике, электротехнике, теплотехнике, технике
создания синтетических материалов или о технике производства материалов
всякого рода, от стали до синтетического каучука, короче, о физико-
химической технике." Многие подразделяют ее еще на энергетическую технику
(технику превращения сил и энергии) и технику материалов (техника
преобразования вещества). Во всех этих случаях речь идет о формах техники и
физико-химически понимаемой области неорганического.
И все же это - не единственная область проявления технического. В
более широком смысле термина "техника" говорят также и о технике
овощеводства, животноводства, о технике преобразования органической жизни в
новые ее функции и формы. Современное понятие "биотехнология" позволяет
включать в предметное поле техники всю биологию.
"Мы знаем также - если продолжить эту мысль - и о "технике" мышления и
дискутирования, изучения и памяти (мнемотехника) и даже о "технике любви".
Говорят также о технике руководства людьми и государством, о технике
живописи, рисунка, игры на фортепьяно и так далее. Эти примеры, а также
такие обобщающие термины, как "психотехника" и "социотехника",
свидетельствуют о том, что техника проникает даже в области психического,
духовного и социального с целью внести в них изменения" /3/. Поэтому
"техника" и в современном ее понимании не является чем-то ограниченным лишь
сферой безжизненной материи. Она, напротив, охватывает все известные сферы
бытия и отношений между людьми.
2.2 "Человек - техника" с точки зрения "технологического детерминизма"
Переход к этапу электронизации автоматических средств труда
обуславливает начало революционных изменений в производительных силах, в
технологическом способе производства. Прогресс человечества непосредственно
связан с научно технической революцией. Налицо качественный скачек в
производительных силах человечества.
Объективно протекающий процесс формирования системно
автоматизированного способа производства получил отражение в многочисленных
новейших модификациях концепции "технологического детерминизма".
Понятие "технократизм" наиболее точно определяет сущность того
направления социальной мысли, которое оформилось на основе техники,
Страницы: 1, 2, 3, 4