Рефераты. Человеческий характер






Человеческий характер

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

им. СЕРГО ОРДЖОНИКИДЗЕ

ПЛАН РЕФЕРАТА.

Определения “характер” и “структура личности”

Строение характера

Основной принцип классификации личностей

История учений о характере

Черты характера

Характер и темперамент

Классификация характера

Психопатии и акцентуации характера у подростков

Заключение

Психологический тест

Список использованной литературы

ХАРАКТЕР В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - концепция личности, обобщающая процессуально-

иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур

высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

В психологии понятие ХАРАКТЕР ( от греч. charakter -”печать”, “чеканка”),

означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности,

складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая

типичные для нее способы поведения.

ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно

взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах

деятельности свойства личности. Характер - “каркас” и подструктура

личности, наложенная на ее основные подструктуры.

Характерными можно считать не все особенности человека, а только

существенные и устойчивые.

СТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРА

Выступая как прижизненное образование человека, характер) определяется и

формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя

образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере

того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам

человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные

жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на

основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако

непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню

развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда,

трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для

личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей

среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты

характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как

он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития

создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт

характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности,

развивается и сам коллектив,

Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния,

составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и

духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность

личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной

активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для

него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели

его действий, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно

и личностно значимым для человека каждом обществе имеются свои важнейшие и

существенные, задачи. Именно на них формируется и проверяется характер

людей. Поэтому понятие «характер» относится в большей степи к отношению

этих объективно существующих задач. Поэму характер — это не просто любое,

проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть

просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность.

Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы

характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера.

Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей.

Однако характер и направленность личности — это не одной то же, добродушным

и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и

человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности

накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение

определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой-

системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая

характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система

убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения

человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в

справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера

тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы

устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко

сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и

цельности., личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность

интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности.

Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так,

среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных

и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и

интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые

особенности, грани характера: например, Л.Н.Толстой увлекался игрой в

шахматы, И.П.Павлов — городками, Д.И.Менделеев — чтением приключенческих

романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и

интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и

направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий

человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только

тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер возможно понять

только как определенное единство направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к

достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы.

Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера,

обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора

действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты

характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации

достижения — его, потребности в достижении успеха. В зависимости от этого

для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление

инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то

время как для других более характерно стремление просто избегать неудач

(отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности,

инициативы и т.д.).

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП КЛАССИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТЕЙ

А.Ф. Лазурский (12.04.1874-12.03.1917)

Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из

своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека,

но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку они состоят в

связи с его характером. Предлагаемая здесь попытка, нисколько не

претендующая на совершенство или законченность, является тем не менее

шагом именно в этом направлении.

В основу классификации положен принцип активного приспособления личности

к окружающей среде, при этом понятие “Среды” берется в самом широком смысле

этого слова, включая сюда, не только вещи, природу, людей и человеческие

взаимоотношения, но также идеи, духовные блага, эстетические, моральные и

религиозные ценности и т.п. Последовательное применение упомянутого

основного принципа к психологии отдельных человеческих индивидуумов

приводит к установлению двух важнейших подразделений: по психическому

уровню - на три последовательно повышающихся уровня и по психическому

содержанию - на целый ряд различных типов и их разновидностей.

Такое двойственное деление прямо и всецело вытекает из упомянутого выше

основного принципа, вполне соответствуя способам роста и духовного развития

каждой отдельной человеческой личности. Приспособление человека к

окружающей среде может быть более или менее полным, глубоким и

всесторонним, причем степень и объем этого приспособления определяются с

одной стороны, благоприятными или неблагоприятными внешними условиями, а с

другой ( и это самое важное)- тем прирожденным запасом физических и

духовных сил, который в общей совокупности носит название “степени

одаренности”. В то время как бедно одаренные индивидуумы обычно всецело

подчиняются влияниям Среды, ограничиваясь, в лучшем случае, чисто пассивным

приспособлением к ее условиям и требованиям, натуры богато одаренные

стремятся, наоборот, активно воздействовать на окружающую их жизнь,

приспособляя и переделывая ее сообразно своим запросам и стремлениям;

начиная, подобно более примитивным натурам, с подражания и пассивного

приспособления, они затем, по мере своего духовного роста, превращаются

постепенно в творцов и преобразователей жизни.

Если деление по психическим уровням выражает собой степень активности

приспособления личности к окружающей среде ( или, на более высоких

уровнях, степень приспособления Среды к собственным запросам и стремлениям

личности), то не следует забывать и того, что само это приспособление может

идти различными путями в зависимости от чисто качественных различий между

отдельными человеческими индивидуумами. Различия эти обуславливаются,

прежде всего, тем, что ни одного человека нельзя встретить совершенно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.