ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ
им. СЕРГО ОРДЖОНИКИДЗЕ
ПЛАН РЕФЕРАТА.
Определения “характер” и “структура личности”
Строение характера
Основной принцип классификации личностей
История учений о характере
Черты характера
Характер и темперамент
Классификация характера
Психопатии и акцентуации характера у подростков
Заключение
Психологический тест
Список использованной литературы
ХАРАКТЕР В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - концепция личности, обобщающая процессуально-
иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур
высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.
В психологии понятие ХАРАКТЕР ( от греч. charakter -”печать”, “чеканка”),
означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности,
складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая
типичные для нее способы поведения.
ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно
взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах
деятельности свойства личности. Характер - “каркас” и подструктура
личности, наложенная на ее основные подструктуры.
Характерными можно считать не все особенности человека, а только
существенные и устойчивые.
СТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРА
Выступая как прижизненное образование человека, характер) определяется и
формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя
образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере
того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам
человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные
жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на
основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако
непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню
развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда,
трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для
личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей
среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты
характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как
он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития
создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт
характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности,
развивается и сам коллектив,
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния,
составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и
духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность
личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной
активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для
него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели
его действий, которые он себе ставит.
Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно
и личностно значимым для человека каждом обществе имеются свои важнейшие и
существенные, задачи. Именно на них формируется и проверяется характер
людей. Поэтому понятие «характер» относится в большей степи к отношению
этих объективно существующих задач. Поэму характер — это не просто любое,
проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть
просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность.
Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы
характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера.
Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей.
Однако характер и направленность личности — это не одной то же, добродушным
и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и
человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности
накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение
определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой-
системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая
характеру человека своеобразный колорит.
В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система
убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения
человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в
справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера
тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы
устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко
сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и
цельности., личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность
интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности.
Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так,
среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных
и навязчивых, эгоистов и альтруистов.
Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и
интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые
особенности, грани характера: например, Л.Н.Толстой увлекался игрой в
шахматы, И.П.Павлов — городками, Д.И.Менделеев — чтением приключенческих
романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и
интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и
направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий
человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только
тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер возможно понять
только как определенное единство направленности и образа действий.
Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к
достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы.
Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера,
обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора
действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты
характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации
достижения — его, потребности в достижении успеха. В зависимости от этого
для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление
инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то
время как для других более характерно стремление просто избегать неудач
(отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности,
инициативы и т.д.).
ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП КЛАССИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТЕЙ
А.Ф. Лазурский (12.04.1874-12.03.1917)
Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из
своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека,
но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку они состоят в
связи с его характером. Предлагаемая здесь попытка, нисколько не
претендующая на совершенство или законченность, является тем не менее
шагом именно в этом направлении.
В основу классификации положен принцип активного приспособления личности
к окружающей среде, при этом понятие “Среды” берется в самом широком смысле
этого слова, включая сюда, не только вещи, природу, людей и человеческие
взаимоотношения, но также идеи, духовные блага, эстетические, моральные и
религиозные ценности и т.п. Последовательное применение упомянутого
основного принципа к психологии отдельных человеческих индивидуумов
приводит к установлению двух важнейших подразделений: по психическому
уровню - на три последовательно повышающихся уровня и по психическому
содержанию - на целый ряд различных типов и их разновидностей.
Такое двойственное деление прямо и всецело вытекает из упомянутого выше
основного принципа, вполне соответствуя способам роста и духовного развития
каждой отдельной человеческой личности. Приспособление человека к
окружающей среде может быть более или менее полным, глубоким и
всесторонним, причем степень и объем этого приспособления определяются с
одной стороны, благоприятными или неблагоприятными внешними условиями, а с
другой ( и это самое важное)- тем прирожденным запасом физических и
духовных сил, который в общей совокупности носит название “степени
одаренности”. В то время как бедно одаренные индивидуумы обычно всецело
подчиняются влияниям Среды, ограничиваясь, в лучшем случае, чисто пассивным
приспособлением к ее условиям и требованиям, натуры богато одаренные
стремятся, наоборот, активно воздействовать на окружающую их жизнь,
приспособляя и переделывая ее сообразно своим запросам и стремлениям;
начиная, подобно более примитивным натурам, с подражания и пассивного
приспособления, они затем, по мере своего духовного роста, превращаются
постепенно в творцов и преобразователей жизни.
Если деление по психическим уровням выражает собой степень активности
приспособления личности к окружающей среде ( или, на более высоких
уровнях, степень приспособления Среды к собственным запросам и стремлениям
личности), то не следует забывать и того, что само это приспособление может
идти различными путями в зависимости от чисто качественных различий между
отдельными человеческими индивидуумами. Различия эти обуславливаются,
прежде всего, тем, что ни одного человека нельзя встретить совершенно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6