Рефераты. Буддизм. Учение Будды






Буддизм. Учение Будды

Основная часть.

Учение Будды.

Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных

сторон человеческого бытия – страданий, невзгод, страстей, страха смерти.

Буддизм учит, что под влиянием поступков человека его бытие постепенно

меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая

хорошо вкушает радость и умиротворенность. Таков закон кармы (модального

в—даяния), который определяет участь человека в сансаре (циклическом

существовании, «круговороте» рождений, смертей и перерождений).

Этот закон составляет механизм сансары, который называется бхавачакра –

«колесо жизни». Любое живое существо замкнуто внутри «колеса жизни» с его

бесконечной цепью перерождений. Гнев, неведение и вожделение не дают ему

возможности вырваться из «колеса жизни». Бхавачакра состоит из 12 нидан –

звеньев , взаимосвязанных причин, порождающих беспрерывный поток жизней:

неведение обуславливает появление кармических импульсов; они формируют

индивидуальное сознание; сознание определяет характер физического и

психического облика человека: это в свою очередь способствует формированию

шести чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния, ощущения вкуса и

воспринимающего ума. Восприятие окружающего мира порождает само чувство;

затем желание , в свою очередь, порождает привязанность к тому, что

чувствует и о чем мыслит человек. Привязанность приводит к вхождению в

существование, следствием чего является рождение. А всякое рождение

неизбежно ведет за собой старость и смерть

Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и

дело оставляет свой кармический след, который приводит человека к

следующему воплощению. Цель буддиста – жить так, чтобы как можно меньше

оставить кармических следов. Это значит, что он не должен зависеть от

желаний и привязанности к объектам желаний.

«Нет уз у тех, у которых нет приятного и неприятного»; «Из привязанности

рождается печаль, из привязанности рождается страх, у того , кто

освободится от привязанности, нет печали, откуда возьмется страх?».

«Как дерево, хотя вырванное, продолжает расти, если корень его не

поврежден и крепок, так и страдание рождается снова и снова, если не

искоренена склонность к желанию».

Так сказано в «Дхаммападе».

Высшую цель жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга

сансары. Такое состояние человека, достигшего освобождения, в буддизме и

называется нирваной.

Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана – это

смерть. Но это не так. Нирвана – это угасание обычных желаний и страстей.

Это не смерть, а жизнь, только в ином качестве, жизнь совершенно

освобожденного духа.

Буддизм не относится ни к монотеистическим, ни к политеистическим

религиям. Будда не отрицает существование богов и других сверхъестественных

существ (демонов, духов, созданий ада и т.п.), но считает , что они тоже

подчинены действию кармы и , несмотря на свои сверхъестественные силы, не

могут самого главного – выйти за пределы непрерывного круга перерождений.

Только человек способен «встать на путь» и , последовательно меняя себя,

искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от

перерождений богам и другим существам придется родится в человеческом

облике. Только среди людей могут появится высшие духовные существа: будды –

люди, достигшие Просветления, и бодхисаттвы – те, кто откладывает уход в

нирвану ради помощи другим существам.

Но будды не могут , как боги других религий , создавать мир , управлять

стихиями; они , как правило , не могут карать грешников или награждать

праведников. Буддизм подчеркивает, что судьба человека зависит только от

его собственных усилий в неустанной сознательной работе над собой. Поэтому

в «Дхаммападе» сказано: «Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют

себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя».

Четыре благородных истины: проповедь учения Будда начал с «четырех

благородных истин» : о страдании и причине страдания, об устранении причины

страдания и о пути к прекращению страданий, обращаясь к ученикам (бхи---)

так: «А вот, бхи ---, благая истина о том, что существуют страдания.

Вожделение – страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть –

страдание; соединение с тем, что неприятно – страдание; разъединение с тем,

что приятно – страдание; когда нет возможности достичь желаемого – это тоже

страдание.

А вот, бхи----, благая истина о том, что страдание имеет свою причину.

Это жажда, ведущая к перерождениям, связанная с наслаждением и страстью,

находящая удовольствие то в одном, то в другом. Жажда бывает трех видов:

жажда чувственных удовольствий, жажда перерождений, жажда существования.

А вот, бхи----, благая истина о том, что страдание может быть уничтожено.

Это уничтожение жажды и полное уничтожение страсти, отказ от них, отречение

от них, освобождение от них, отвращение от них.

А вот, бхи----, благая истина о том, что существует путь, ведущий к

уничтожению страданий»[1].

Согласно первой истине все существование человека есть страдание,

неудовлетворенность, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в

конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с «разъединением

с приятным».хотя страдание универсально, оно не является изначальным и

неизбежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину – желание или

жажду удовольствий, которая лежит в основе привязанности людей к

существованию в этом мире. Такова вторая благородная истина.

Пессимизм первых двух благородных истин преодолевается благодаря

следующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку она

порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же

устранена: чтобы положить конец страданиям и разочарованиям надо прекратить

испытывать желание.

О том, как достичь этого, говорит четвёртая истина, указывающая

восьмеричный благородный путь: «Этот благой восьмеричный путь таков:

правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные

действия, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное осознание и

правильное сосредоточение.»[2]

То есть восьмеричный путь включает три основные составляющие: культуру

поведения (правильные мысль, слово, действие), культуру медитации

(правильные осознание и сосредоточение) и культуру мудрости (правильные

взгляды). Культура поведения – это пять (или десять) основных заповедей: не

убей, не бери чужого, не лги, не пьянствуй, не прелюбодействуй: а также

добродетели щедрости, благонравия, смирения, очищения и т.п.

Культура медитации - - это система упражнений, ведущих к достижению

внутреннего умиротворения, отстранённости от мира и обузданию страстей.

Культура мудрости - это знание четырех благородных истин.

Из всех четырех благородных истин именно восьмеричный благородный путь

составляет ядро буддийской религии. Будда не просто говорит о возможности

освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый человек

собственными силами, без помощи Будды, способен достичь Свободы и сам стать

буддой. Все это отличается от других известных религий: ни одно религиозное

учение не признает, что человек может своими усилиями сделать себя

богоподобным существом.

Другими важными положениями учения Будды являются три характеристики

бытия (трилакшама): страдание (духкха), изменчивость (анитья) и отсутствие

неизменной души (анатман), а так же учение о взаимозависимости

возникновения всех вещей (пратетоя самутпада).

В мире не ничего вечного – всякое существование имеет начало и конец, а

раз так, то не может быть и неизменной души. Каждый человек состоит из пяти

совокупностей, буквально «груд» элементов (скандх): телесного (пупа),

ощущений (ведана), распознавания (санджня), кармических импульсов (санскар)

и сознания (виджняна). После смерти большая часть скандх разрушается.

Дхарма – закон, истина, путь.

Важнейшим для буддистов является понятие дхармы. Оно олицетворяет учение

Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. Понятие «дхарма»

также означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего моральные и

духовные качества Будды, которые следует развивать в себе. Кроме того,

дхармы – это конечные элементы, на которые, с точки зрения буддистов,

разбивается поток существования.

Будда, как никто иной, понимая, что люди от рождения не похожи друг на

друга и нельзя к ним подходить с одной и той же меркой: одним дхарму нужно

растолковывать, другие схватят её на лету, третьим потребуется множество

примеров и т.п. Не существует единого, универсального свода буддийского

вероучения, пригодного для всех. Нет универсальной формы Дхармы на все

случаи жизни, есть Дхарма, изложенная с учетом индивидуальных особенностей

каждого типа последователей.

Различные цели преследуют и буддийские проповеди. Высшей целью всегда

остается просветление, но достичь его довольно трудно – это под силу лишь

самым упорным и одаренным. Для простых людей, не способных на значительные

духовные усилия в нынешнем своем состоянии, промежуточным этапом может

стать воплощение в лучших условиях на земле или в чистой сфере какого-

нибудь будды, с помощью которого они в дальнейшем достигнут нирваны.

Вселенная и её устройство.

«Важной особенностью буддийского представления о мире является

нерасторжимое слияние в нем черт реального, то есть подсказанного прямым

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.