Рефераты. Буддизм






Буддизм

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

БУДДИЗМ

Студент: Сахарова Т.В.

Факультет: машиностроит.

Курс: II

2001 год

ПЛАН

Вступление……………………………………………………………….2

Когда и где зародился буддизм

.....................................................…..3 Будда реальный и

Будда из легенд .................................................…..3

Четыре благородные истины…………………………………………...4

Основные положения и

постулаты.................................................…..5

Дхарма......................................................................

.......................…..6

Вселенная и её

устройство..............................................................…..6

Этика

буддизма..........................................................………………....

8

Будда – Учитель или Бог?……………………………………………....8

Махаяна и

хинаяна.....................................................................

......…..9

Ваджраяна

(ламаизм)...................................................................

..…..10

Национальные формы

буддизма..................................................……11

Буддизм на

Западе......................................................................

..…...12

Религия ли

буддизм?....................................................................

…...12

Список

литературы................................................................

.......…...13

БУДДИЗМ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ, УЧЕНИЕ.

Человек, следующий Дхарме, похож

на человека, вошедшего с огнем в

темную комнату. Тьма перед ним

расступиться, и его окружит свет.

Из наставлений Будды.

Буддизм – самая ранняя по времени появления из «мировых» религий – играл

и играет в истории народов Азии очень крупную роль, во многом

аналогичную той, какая была суждена христианству в Европе, исламу на

Ближнем и Среднем Востоке.

За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и

развил не только религиозные представления, культ, философию, но и

культуру, искусство, систему образования - иными словами целую

цивилизацию.

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех

стран, которые попали в сферу его влияния, а также опредилил их образ

жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев

буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-

Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии,

Камбодже, Мьянме, Тайланде и Лаосе.

Многих верующих буддизм привлекал именно тем, что не требовал

коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от

обрядов, посвящённых местным богам. Буддизм не относится ни к

монотеистическим (признающим единого бога), ни к политеистическим

(основанным на вере во многих богов) религиям. Будда не отвергал богов

других религий и не запрещал своим последователям поклоняться им.

Буддист может одновременно исповедовать даосизм, синтоизм или любую

другую "местную" религию, поэтому довольно сложно установить точное

количество буддистов в мире. Буддизм является в настояшее время одной из

самых распространённых религий в мире.

КОГДА И ГДЕ ЗАРОДИЛСЯ БУДДИЗМ

Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от

кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни.

Согласно традиции наиболее консервативной буддийской школы - тхеравады,

Будда жил с 624 по 544 г. до н.э. (VI в.). По научной версии время жизни

основателя буддизма - с 566 по 486 г. до н.э. В некоторых направлениях

буддизма придерживаются более поздних дат: 488-368 гг. до н.э.

Родина буддизма - Индия (точнее, долина Ганги - одна из наиболее

экономически развитых частей страны). Самой влиятельной религией Древней

Индии был брахманизм. Его культовая практика состояла в основном из

жертвоприношений многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших

практически любое событие. Буддизм же с момента своего возникновения

отрицал действенность жертвоприношения и не принимал деления на сословия

(варны), рассматривая общество как состоящее из двух категорий: высшей

(брахманы, кшатрии и гахапати), и низшей - она включала людей,

обслуживающих господ-

ствующие слои. Буддизм впервые обратился к человеку не как к

представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого

пола, а как к личности, в человеке важны были только личные заслуги.

Буддизм зародился в условиях ожесточенной классовой борьбы, которая

разгоралась на севере Индии в VI-V вв. Классовые противоречия достигли

здесь крайней степени. Роскошная, изнеженная жизнь богачей-

рабовладельцев, князей, брахманов и бедность, нужда рабов, закрепощенных

крестьян и низших каст; соперничество и борьба за власть между высшими

кастами, брахманами и кшатриями, - все эти явления порождали кризис

традиционного мировоззрения. Вера в незыблемость кастового строя начала

колебаться. Широко распространились отшельничество, аскетизм и

монашество, появлялась неудовлетворенность существующим порядком даже у

тех, кто принадлежал к высшим кастам. В этой обстановке возникали

различные еретические учения и секты. Одним из новых вероучений, в

котором нашло свое выражение общее настроение недовольства,

неуверенности, отчаяния, и был буддизм.

БУДДА РЕАЛЬНЫЙ И БУДДА ИЗ ЛЕГЕНД

У Будды две биографии. В одной отражена судьба реального человека,

другая - это собрание мифов и легенд, со временем почти полностью

оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. Более 25 веков

назад в одном из маленьких государств Индии у царя Шуддходаны и его жены

Майи родился сын Сиддхартха Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая не

забот, не горести. Но узнав о том, что на свете существуют болезнь,

старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился

на поиски рецепта всеобщего счастья. Не простым оказался этот путь, но

зато он увенчался успехом. В местности Гая на него снизошло

Просветление, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось это,

когда ему было 35 лет. В городе Бенаресе он прочёл свою первую проповедь

и, как говорят буддисты, "повернул колесо Дхармы" (высшая истина). 45

лет Сиддхартха странствовал по Индии, распространяя своё учение. У него

появились ученики и последователи, которые своего Учителя и прозвали

Буддой. В возрасте 80 лет Будда скончался, но ученики и после смерти

Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Такова

реальная биография Будды - человека, ставшего основателем новой религии.

Мифологическое жизнеописание гораздо сложнее. Согласно легендам,

будущий Будда перерождался в общей сложности 550 раз (83 раза был

святым, 58 - царём, 24 - монахом, 18 - обезьяной, 13 - торговцем, 12 -

курицей, 8 - гусём, 6 - слоном, кроме того, рыбой, крысой, плотником,

кузнецом, лягушкой, зайцем и т.д.) Так было, пока боги не решили, что

пришло ему время, родившись в облике человека, спасти мир, погрязший во

мраке неведения. Рождение Будды в семье кшатрия было его последним

рождением. Именно поэтому его назвали Сиддхартха, что означает "тот, кто

достиг цели".

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ

Основу мировоззренния буддизма состовляют так называемые «четыре

возвышенные истины», в открытии которых и состояло «просветление» будды

Гаутамы.

Проповедь своего учения Будда начал с "четырёх благородных истин": о

страдании и причине страдания, об устранения причины страдания и о пути

к прекращению страданий. Говорил он своим ученикам (бхикшу): "А вот,

бхикшу, благая истина о том, что существует страдание. Рождение -

страдание, старость - страдание, болезнь - страдание, смерть -

страдание; соединение с тем, что неприятно, - страдание; разъединение с

тем, что приятно, - страдание; когда нет возможности достичь желаемого -

это тоже страдание".

Согласно первой истине, всё существование человека есть страдание,

неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в

конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с

"разъединением с приятным". Хотя страдание универсально, оно не является

изначальным и неибежным состоянием человека, поскольку имеет свою

причину - желание или жажду удовольствий, - которая лежит в основе

привязанности людей к существованию в этом мире. Такова вторая

благородная истина. Третья истина гласит, что причина страдания,

поскольку она порождена самим человеком, подвластна его воле и может

быть им же устранена - чтобы положить конец страданиям, надо прекратить

испытывать желания. В четвёртой истине говориться о восьмеричном

благородном пути: "Этот благой восмеричный путь таков: правильные

взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия,

правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и

правильное сосредоточение". Таким образом, восьмеричный путь включает

три основные состовляющие: культуру поведения (правильные мысль, слово,

действие), культуру медитации (правильные осознание и сосредоточение) и

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.