Рефераты. Божественный Кузанец






Божественный Кузанец

План.

Введение.

«Божественный Кузанец» - ЧастьI.

1. Свидетельство Бога о самом себе и появление Николая Кузанского.

2. Пантеистические мотивы.

3. Сомнения убеждения христианской космологии.

4. Второй Бог.

Познаваемость мира на фоне непознаваемости Бога – ЧастьII

1.Мир – бесконечен.

2. Пояснение своих суждений.

Заключение.

Ссылки.

Используемая литература.

Введение.

Фундаментальной основой, на которой вырастала культура Возрождения, была

городская жизнь, претерпевавшая в ту пору коренную ломку хозяйственного

уклада. Носителем новой идеологии, то есть совокупности идей и

представлений (политических, правовых, философских, нравственных,

религиозных, эстетических), отражавших тенденции этой ломки и выражавших

интересы восходящих социальных групп, было бюргерство (от немецкого

“burger” — горожанин), противостоящее, с одной стороны, высшим слоям

(дворянству и духовенству), а с другой — низам (простым труженикам).

Разумеется, не следовало бы упрощать картину и сводить разнообразие

умственных течений эпохи Возрождения исключительно к влиянию

материальных интересов общества. Эта эпоха всколыхнула широкие массы,

привела в движение все социальные слои и вызвала брожение умов даже в

самых консервативных кругах. И феодальная аристократия с известной

симпатией отнеслась к новым, ренессансным, формам культуры.

«Божественный Кузанец» – Часть I

1. Свидетельство Бога о самом себе и появление Николая Кузанского.

Что же касается философии, то она, хотя и оставалась в значительной

своей части подъяремницей богословия, также не могла не испытать на себе

прямого воздействия ветра свежих перемен. Ее схоластический характер,

прямо или косвенно санкционированный церковью и сохранявшийся почти

тысячелетие, стал расшатываться. Он и ранее не означал абсолютного

догматизма и сыграл на некоторых этапах положительную роль,

противопоставляя сверхразумному «созерцанию» Бога и иррациональному

чувству (попросту говоря, мистике) постижение сверхсущего с помощью

внутренне непротиворечивых рассуждений в общезначимых формах мысли

(иными доводами, логику). «Теперь же началось отделение философии как

учения о наиболее общих принципах бытия и познания от теологии — учения

о Боге, воплощенного в логические формы умозрительных построений на

основе текстов, принимаемых на веру качестве свидетельства Бога о самом

себе»a.

В этом отделении не было ничего дерзкого, явно эпатирующего господству

религиозное сознание, но оно органично вырастало в недрах самой теологии

— живой мысли становилось все более тесно в богословских одеждах.

Среди ярких представителей новых веяний первым следует назвать Николая

Кузанского (1401-1464).

Его спокойное открытое лицо, его чуткие, внимательные глаза,

доброжелательно устремленные к собеседнику, его руки с красивыми

длинными пальцами, мягко складывающиеся в молитвенном жесте или неспешно

перебирающие четки, его фигура выдающая в легком, изящном движении

крепкую стать,— все располагало к нему с первого взгляда. Когда он

говорил, простые и умные слова западали глубоко в душу... Сын рыбака и

виноградаря из села Куза на берегу Мозеля на юге Германии, он рано

познал соль крестьянского труда. Живой, любознательный, нетерпеливый,

подростком бежал из родного дома. Нашел прибежище у графа Теодорика фон

Мандершайда, который определил через некоторое время смышленого парнишку

в школу, основанную голландском городе Девентере весьма влиятельными в

Нидерландах монахами, именовавшими себя «братьями общей жизни». Здесь

обучали «семи свободным искусствам», занимались комментированием

теологических и философских книг, изучением латинского и греческого

языков. Затем продолжал обучение в Гейдельберге, Падуе... Вернувшись на

родину, решает посвятить себя богословской деятельности. Получает сан

священника. Далее — последовательная служебная карьера, в которой он

поднимается до высшей (не считая папу) ступени католической иерархии,

получив сан кардинала и место «легата по всей Германии».

«Католическая церковь тогда переживал глубокий кризис, теряла былой

авторитет, чему способствовали бесчисленные раздоры в среде самого

духовенства, конфликты с феодалами, подъем «еретических» движений»b.

Переполненный повседневными церковными заботами, Кузанец находит

облегчение душе в побочных занятиях философией и математикой.

Вдохновение преобладает тут над системой — некоторые трактаты создаются

им в один присест.

2. Пантеистические мотивы.

Не все из написанного им получает положительную оценку его коллег. Так,

гейдельбергский богослов Иоганн Венк посвятил ему свое негодующее

сочинение под названием «Невежественная ученость» в котором, в

частности, писал: «Не знаю, видел ли я в свои дни писателя более

пагубного»c.

Что так возмутило ортодоксального католика? Пантеистические мотивы,

сквозившие в философии Кузанца. «Само понятие «пантеизм» появилось в

литературе гораздо позже, два с половиной столетия спустя от греческих

«пан» (все) и «теос» (Бог), — но мы, прибегаем к нему для краткости,

чтобы подчеркнуть - самое главное, что шло вразрез с устоявшимися

взглядами»d. Объединение Бога с миром и даже отождествление их друг с

другом имеет давнюю историю – такого рода представления бытовали уже в

Древней Индии (в особенности в брахманизме, индуизме и ведайте), в

Древнем Китае (даосизм), в Древней Греции (Фалес, Анаксимандр,

Анаксимен), однако тогда еще не было понятия Бога как единого мирового

духа — имело место одушевление природы, Космоса.

С возникновением единобожия, что мы и наблюдаем в христианстве, с

определением монотеистического понимания Бога как личности, абсолютно

возвышающейся над природой, пантеизм никак не совмещался с

возобладавшими религиозными представлениями — он говорил о другом: о

безличном мировом духе, скрывающемся в самой природе.

В постантичные времена, при господстве в Европе христианства,

пантеизм сохранялся в среде последователей Платона, в неоплатонизме как

идейном течении, имевшем за более чем десять веков свою эволюцию.

Согласно неоплатонизму, миру присущ переход от его высшей и совершенной

ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням — происходит

«истечение» («эманация») из некоего мирового первоначала животворящей

мощи, порождающее на свете все сущее. Но такой взгляд несовместим с

библейским мифом о сотворении личным божеством природы и человека из

ничего. «На своем пути пантеисты, с одной стороны, приходили к

натуралистической трактотовке Бога, сливая его с природой, а с другой —

опираясь на принцип непосредственного «постижения» Бога, мистически

теряли природу в Боге, утверждали тождество Бога и человека»e.

3. Сомнения убеждения христианской космологии.

Религиозно-мистический пантеизм с присущем ему субъективным пониманием

безличного Бога в преддверии Нового времени нашел свое наибе выпуклое

выражение в воззрениях немецкого мыслителя, монаха-доминиканца Иоганна

Экхарта (1260 – 1327). Для него «божество» — безличный, бескачественный

абсолют, стоящий за «Богом» в трех лицах как полнотой качеств и

творческим истоком мирового процесса. Он заявлял, что человек способен

познать Бога благодаря тому, что в самом человеке есть несотворенная

«искорка», единосущная Богу. Логика рассуждений вела к тождеству земного

и небесного миров, к равнодоступности Бога для всех и к отрицанию роли

христианско-католической церкви в деле «спасения» верующих.

Пантеистическое понимание Бога послужило идейной базой крестьянско-

плебейских еретических движений XIV века против феодально-церковной

эксплуатации.

Все это было известно Кузанцу. Рассматривая Бога в своем первом

философском труде «Об ученом незнании» как непознаваемый «бесконечный

максимум», актуальная бесконечность, а мир — проявление Бога,

познаваемый «ограниченный максимум», потенциальная бесконечность, он

явно соскальзывал к пантеизму. Согласно ему, «творец и творение – одно и

то же», «Бог во всех вещах, как все они в нем». Низводя бесконечность

Бога в природу, он сформировал идею бесконечности Вселенной в

пространстве. Это явилось важнейшим симптомом начинающегося крушения

теолого-схоластического мировоззрения с основоположным для него

представлением о конечности в пространстве некогда сотворенного Богом

мироздания и о Земле как его центре. Так подготавливалась почва для

гелиоцентрического воззрения Коперника.

«Машина мира имеет, так сказать, свой центр повсюду, — писал он, — а

свою окружность нигде, потому что Бог есть окружность и центр, так как

он везде и нигде»f. Утверждая, что у Вселенной нет границ, что она

бесконечна, Николай Кузанский тем самым ставил под сомнение убеждение

христианской космологии относительно ее иерархической структуры.

Хотя божественный абсолют и составляет нечто совершенно особое, он, по

мнению Кузанца, отнюдь не безразличен к миру вещей, явлений и существ —

этот мир представляет собою не разрозненность и внешнюю совокупность

единичностей, нет, он целостность «Бог — единственная простейшая основа

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.