Рефераты. Биология и глобальные проблемы современности






больше не шокирует, отмечает он, что ведущие политические деятели и

представители деловых кругов способны ставить личный успех выше

общественного долга и принимать решения, которые служат их личной выгоде,

но вредны и опасны для общества. «В то же время рядовые члены общества

столь же эгоистично поглощены своими делами и едва ли обращают внимание на

все, что выходит за пределы их собственного узкого мирка», а если они и

осознают серьезность положения, то необходимые изменения в образе жизни

должны быть настолько радикальны, что люди «предпочитают жить под угрозой

будущей катастрофы, нежели приносить сегодня те жертвы, которых потребовали

бы эти изменения» [14]. По-видимому, здесь нелишне было бы упомянуть и о

подчеркиваемой американским публицистом С. Н. Паркинсоном мере

мистифицированности сознания большинства людей по отношению ко всей

совокупности существующих структур власти; он пишет, что на самом деле

«совет благородных мудрецов» существует лишь в воображении, и только

«подросткам, учителям и авторам пособий по истории государственных

учреждений продолжает казаться, что мир сравнительно разумен» [10].

И последнее из приводимых Фроммом объяснений, которое существует

«помимо объяснений фатальной пассивности человека в вопросах жизни и

смерти» и которому он придает, по всей вероятности, определяющее значение,

состоит в том, что никакими альтернативными моделями корпоративного

капитализма, социал-демократического или советского социализма или

технократического «фашизма с улыбающимся лицом» мы в настоящее время не

располагаем [14].

В конце книги «Иметь или быть?» он приводит собственную

альтернативную модель «нового объединенного человечества, живущего в

братстве и мире, свободного от экономической детерминации, от войн и

классовой борьбы», но сам же относится к ней как к утопии и не видит иного

выхода, кроме как «притягательной силе новых идей», что вряд ли можно

расценивать как действительный выход, - скорее, это похоже на последнюю

надежду обреченного.

Наверное, не со всеми положениями концепции Э. Фромма можно сегодня

согласиться, однако некоторые выводы в результате ее анализа сделать можно.

Прежде всего следует отметить бесспорность самой идейной основы:

общепризнанная необходимость изменения внутренней природы человека

действительно является альтернативной экологической катастрофе.

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СРЕДИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ

Речь об альтернативности может идти только по поводу путей ее

решения. Многоуровневая и многоаспектная проблема предполагает

многовариантность ее решений, и, стало быть, на самом деле должен

существовать целый «веер» разнообразных альтернатив. Между тем и

критикуемые Фроммом авторы и он сам рассматривают лишь один, и, по

существу, безальтернативный, путь - путь социальных преобразований. Фромм

пошел дальше других и показал, что возлагаемые на этот счет надежды могут

не оправдаться. Это очень важный вывод. Он не только наводит на мысль о

безвыходности человека перед экологической угрозой; нереализованная самим

Фроммом, его ценность в том, что он обнаруживает несостоятельность

абсолютизации пути социальных преобразований и ориентирует на экстренный

поиск дополнительных альтернатив.

Однако из констатации утопичности пути социальных преобразований

отнюдь не следует, что он должен быть отброшен как не ведущий к достижению

цели. Напротив, «совершенно очевидно, что актуализация тех социальных

преобразований, которые имеет ввиду Э. Фромм, самым благотворным образом

сказалась бы на состоянии современной экологии и заодно разрешила бы многие

сложнейшие проблемы современного социального развития. Поскольку речь идет

о созидании разумного и подлинного гуманного общества, целью которого

является действительная свобода и прогрессивное развитие человека, то

предлагаемая Э. Фроммом программа является реальной исторической

перспективой человечества, которую следует всемерно приближать. Но масштабы

этих преобразований таковы, что ничтожно мала вероятность их осуществимости

в необходимые исторические сроки. С точки зрения потребностей современной

экологической ситуации можно говорить об утопичности этого

«социоцентричного» пути в качестве единственного и достаточного.

Учитывая, что бытие человека детерминировано не только воздействием

социума, но и природными процессами, а также и процессами самодетерминации,

рассмотрение лишь социальных детерминант преобразований является

недостаточным. Тем более, что «механизм детерминации» целостен и лишь в

научном анализе может быть представлен в виде относительно самостоятельных

линий развития.

Понятно, что масштабы действия природных, социальных и индивидуальных

возможностей изменения и развития несопоставимы, но почему бы не выявить

имманентные специфику и роль «механизмов самодетерминации» и не дать шанс

человеку испытать свои возможности на пути свободного саморазвития,

показав, в чем они могут заключаться, если вообще такие возможности

существуют?

Природа человека как биосоциального существа может и должна

рассматриваться в двух аспектах: телесном и духовном; однако телесность,

как правило, игнорируется, хотя в условиях постоянно меняющейся

экологической ситуации страдает прежде всего именно телесность,

человеческий организм. Безусловно, не следует умалять силу духа в «попрании

скудных законов естества», но, как справедливо замечает Э. Фромм в книге

«Бегство от свободы», удовлетворение физиологических потребностей является

императивной необходимостью [15], и не может оставаться за пределами

внимания исследователей.

Кроме того, поскольку «изменение» - понятие векторное, и его

важнейшей характеристикой является направление, то имеет значение о каком

направлении развитии природы человека идет речь. «...Все дело - в изменении

направления развития», - пишет Э. Фромм, правда, по другому поводу [15].

ибо каждое направление задает свое русло альтернатив.

Обычно же в работах на данную тему этот вопрос не затрагивается, а

авторы, хотя и не формулируют этого, но, очевидно, подспудно исходят из

того, что само собой разумеющимся является лишь одно - опять же

безальтернативное - направление изменений: возвращение к прежним

экологическим условиям как спасение от новых, реставрация новых в старые.

Но если такая постановка вопроса имела под собой реальную почву лет 30-50

назад, когда попытки сохранить прежние биосферные условия могли оказаться

успешными, то со времени обнаружения учеными необратимых процессов в

природе[3] она стала утопией. Это не значит, что принимаемые меры (переход

к биотехнологии, безотходному производству, социальные реформы и т.д.)

бесполезны, но представляется более правильным относиться к ним как к

средствам, сдерживающим и замедляющим темпы изменений в условиях внешней

среды, а не к кардинальным рецептам возврата к былому, поскольку это уже не

во власти человека: это невозможно объективно, физически. Новые необратимые

процессы включаются в существующий физический мир и преобразует его

структуру; изменяются его картина и действующие в нем законы.

Перед человеком в качестве объекта и объективной реальности условий

его существования возникает новый мир как данность. По отношению к нему

бесполезны аксиологические оценки: он не патологичен, не нормален; он не

зол, не добр, - он объективен; он не лучше и не хуже того мира, который

канул в вечность безвозвратно. Он другой. Человеку необходимо осваиваться в

своем новом мире.

Главное, как отмечает Ж.-М. Леге, заключается именно в том, чтобы

«раскрыть, проанализировать, объяснить изменения и научиться ими

управлять»[4]. Собственно, изменения природных условий происходили всегда,

но столь «медленно», что адаптационные механизмы успевали вносить

соответствующие коррективы, и это проходило незаметно для человека. Однако

приспособительная система не только адаптировала организм к происходящим

изменениям среды, но и адаптировалась сама к темпам их протекания, которые

на протяжении обозримого периода эволюции оставались относительно

постоянными. Темпы современных изменений в этом смысле необычайно высоки,

экспоненциальны. Адаптационные механизмы их не выдерживают: они не

«сломались», они «захлебываются». Стратегическая задача состоит в снижении

темпов происходящих изменений, а тактическая - в поиске средств для этого.

Очевидно, чтобы смягчить трудности, необходимо действовать с двух

сторон: с одной стороны, уменьшать количество изменений, вы падающих на

время жизни одного поколения; с другой стороны, интенсифицировать действие

адаптационных механизмов. То есть преодоление экологического кризиса можно

мыслить и как движение не «от», а навстречу грядущим изменениям. И состоять

оно должно, как представляется, во встречном, взаимодополняющем движении

общественные родовых и индивидуальных усилий.

На рассмотрении того, как возможно последнее, хотя бы тезисно

хотелось бы остановиться в этой работе.

Путь возможных преобразований на индивидуальном уровне включает в

себя два основных разнокачественных аспекта: духовный и физический. Но если

вопросу о необходимости подъема нравственности до уровня современных

требований путем самосовершенствования, состоящим в освоении

общечеловеческих ценностей во взаимоотношениях с природой и друг с другом,

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.