Рефераты. Бердяев. О назначении человека






Тоска имеет иное значение чем страх, это есть устремленность вверх, к

высотам бытия, и мучение от того, что находишься не на высотах.

Мистический ужас есть переживание тоски, достигший предела.

Страх парализует свободу совести, засоряет ее чистоту, и лишь этика

духовности не есть этика страха.

Социальная обыденность создает этику страха, перерождая ужас, вызванный

бездной бытия, в повседневную заботу и терроризируя человека будущими

карами. Но она же создает другой образ, в котором нет уже страха и который

ниже страха,- пошлость. В мире пошлости происходит освобождение от страха

не через движение вверх, а через падение вниз. Пошлость и есть этот мир,

окончательно забывший об ином мире и почувствовавший довольство.

Любовь и сострадание

Любовь есть всегда любовью к индивидуальному и конкретному, любить

общее и отвлеченное нельзя, любовь – двучленна, а не одночленна, она

предпологает встречу двух, их общение и единение, образование третьего –

дружества и братства.

В конфликте находятся две любви: любовь к личности и любовь к идее,

Богу, ценностям, истине, добру, свободе, и в этом трагизм любви.

Но никогда не следует жетрвовать любовью к ближнему (к конкретному

человеку) ради любви к «дальнему», такому как «сверхчеловек» Ницше, как

грядущий комунистический строй Маркса, как отвлеченная справедливость

законников, как утопии социального строя социальных революционеров и т.п.,

любовь же к Богу не предполагает эту жертву, поскольку Бог требует любви к

ближнему. Основной принцип любви – принцип богочеловеческой любви, всегда

конкретно-личной, а не отвлеченно-безликой, потому что это ведет к

утверждению зла.

Сострадание и жалость тем отличаются от любви, что предпологают

страдание.

Страдание – это соединение со страдающей тварью в ее богооставленности,

а любовь – соединение с тварью в Боге-Творце.

Страдание есть последствие греха, знак греха и вместе с тем искупление

от греха и освобождение от него. Сострадание – это верх нравственности

человека.

О государстве, революции и войне.

Государство по своему происхождению, сущности и цели совсем не дышит и

не движется ни пафососом свободы, ни пафосом человеческой личности, добра,

хотя оно имеет отношение к добру, свободе и к личности. Государство – это

организатор природного хаоса, оно движется пафосом порядка, силы, мощи,

экспансии и т.п. Доброта чужда государству, оно поддерживает лишь минимум

ее для того, что бы не распасться, оно любит силу более чем право,

справедливость и добро, поэтому все утопии совершенного государства порочны

в корне. Государство по своей природе греховно, хотя и борется с грехом,

оно не может быть похоже на Царство Божье поскольку основано на

принудительном властвовании одного человека над другим, а это по своей сути

греховно. Государство нужно лишь для нашего грешного мира, поэтому анархизм

совершенно неприемлим.

Основная проблема государства – это отношение его к личности, это

насилие государства над личностью, поэтому всегда будет существовать

конфликт между личностью и государством.

Государство порождает войны, держится военной силой, ради своего

сохранения, расширения, могущества оно считает все дозволенным. Поэтому

заповеди Господни непримениму к государству, а применимы лишь к личности.

Война есть великое зло, проявление греха, но вместе с тем она может

порождать светлые качества – мужество, честь, верность, сострадание.

Эмоциональным источником войн есть «болезнь национализма», тоесть защита

национальных интересов.

Войну может убить только техника войны, тоесть ее все время

совершенствующееся оружие, это может произойти только через понимание

опасности, нависшей над человечеством, а государство и цивилизация создают

силы, которые влекут их к гибели.

Когда наступает ситуация когда добро не осуществляет себя, не

реализует правды, то зло пытается реализовать правду, тогда наступает

революция, но она наступает не спонтанно, а обусловлена тем, что уже в

старой жизни пали святыни, разложились верования и ценности. В революции

всегда есть мститель, поэтому это всегда связанно с величайшей жестокостью

и насилием, она насыщена местью и разрушением. Но революции также могут

устранять много неправды и несправедливости старого мира, вести к

возрождению и обновлению общества, и в этом их позитивный смысл.

Революция – это не отвлеченное явление, оно происходит сперва в душе ,

в подсознании каждого из нас, а потом выплескивается стихийно в общем

потоке.

Но революция всегда отрицает свободу, поскольку ведет к замене одной

идеологии на другую, иногда даже более страшную, революция отрицает

ценность личности, свободы, творчества.

Социальный вопрос, труд, техника.

Труд имеет двойственное значение: труд есть проклятие, поскольку он

мучителен, сопровождается болью и призван создавать не райское, а греховное

хозяйство; но с другой стороны – творческий труд дает человеку царственное

положение в природе, но трагизм в том, что труд далеко не всегда является

творческим, очень часто это не свободный, а рабский, принудительный,

мучительный труд, и в этом смысле и капитализм и социализм рассматривают

человека с точки зрения функции общества, как инструмент экономического

развития, а значит предпологают эксплуатацию человека, разность лишь в том,

что капитализм предпологает «свободный» труд, а социализм – труд

организованный, коллективный.

Тогда как проблема труда есть прежде всего проблема личности, а не

общества, труд должен быть связан с духовной свободой человека. Труд может

и должен восприниматься как искупление и как творчество, а не как

наказание, ведь на почве христианства было этически преодолено презрение к

труду, было признано его уважение. Надо стремиться к десоциализации труда,

тоесть его индивидуализации, поскольку только так можно дать человеку

возможность свободно трудиться и жить.

Частная собственность также имеет двоистую природу: с одной стороны –

это сам принцип личности, поскольку если лишить человека всей

собственности, он становится рабом общества и государства, но абсолютная,

неограниченная собственность по своей сути ведет к тирании и тем самым

насилует других людей и мир, таким образом меняется лишь субъект тирании.

Освобождение в том, что бы принципиально, духовно и нравственно отрицать

абсолютное, неограниченное право собственности за каким бы то ни было

субъектом, личностью, обществом либо государством, нужно вообще отрицать

право неограниченной власти, поскольку это безбожный принцип, только Богу

принадлежит абсолютное право собственности, Бог дает свободу, а не

эксплуатирует, человек же всегда тиранирует и насилует. Собственность

должна стать орудием свободного творчества человека, а не орудием насилия.

Несвобода – это ущемление духа материей.

Ревность – это аффект собственности, перешедший в глубину подсознания.

Ложь коммунизма в том, что он не преодолевает абсолютного права

собственности, но хочет сделать субъектом этого права комунну, коллектив

или государство, этим самым будет осуществляться тирания общества над

человеком как свободолюбивым созданием.

Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в

мире, она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и

должна быть признана ценностью и благом. Но техника не только

свидетельствует о силе человека, не только освобождает его, но и также

ослабляет и порабощает, делает из человека машину, техника несет в себе

страшную созидательную и разрушительную силу, и от духовности человека

зависит направит он эту силу на разрушение или созидание, но техника ведет

к ослаблению духовности человека, к разрыву с Богом, и в этом ее главная

опасность.

Пол, брак и любовь.

Трагизм этики пола состоит в конфликте личности и общества, именно

потому что в жизни общества интимно-личное делается общественно

регулируемым и личность должна отвечать перед обществом за чувства и

действия в которых нет ничего социального и которые социально уловимы лишь

в своих последствиях. Как факт социальный, жизнь пола влечет за собой

образование семьи, но для социальной обыденности совершенно недоступно

явление любви эротической, любви между мужчиной и женщиной. Любовь по сути

явление внесоциальное и совершенно личное.

Брак как таинство, брак мистический по своему смыслу вечен и

нерасторжим, но как брак, имеющий вечную, не социальную сущность, но

большинство браков не имеет ничего общего с таинством и мистическим

смыслом, а часто корыстен и не связан с любовью, поэтому запрет

католической церкви разводов по сути обрекает людей на жизнь в лицемерии и

лжи, брак – это также претерпевание мучений, поскольку жизнь сама по себе

мучительна.

Брак есть таинство имеющее в своей основе любовь, но не переходящую

влюбленность, или влечение, но тогда основным свойством подлинного брака

является свобода.

О последних вещах.

Этика эсхатологическая.

Смерть и бессмертие

Смерть есть самый глубокий и самый значительный факт жизни, именно она

ставит вопрос о смысле жизни, если не было бы смерти, то жизнь была бы

бессмысленна. Смерть есть не только ужас человека, но и надежда человека –

надежда, связанная с бессмертной жизнью в другом мире.

Смысл смерти заключается в том, что во времени невозможна вечность, что

отсутствие конца во времени есть бессмыслица. Но смерть есть и продолжением

жизни,жизнь есть постоянное умирание, постоянная борьба со смертью. Тоска

всякого расставания, разрыва во времени и пространстве есть тоска смерти.

Смерть есть зло, это злой результат греха. Но в кресте, в образе Христа

смерть преображается и ведет к жизни, к воскресению, к вечности. Но со

смертью нужно бороться и победить ее, как наивысшее зло, ибо Христос своим

примером показал, что смерть можно победить. В смерти есть не только

разложение но и очищение, она есть не только зло, но и благо, она

прекраснее этого мира.

Человек смертен и бессмертен, он принадлежит и смертоносному времени и

вечности, он и духовное существо, и существо природное, смерть есть

страшная трагедия, и смерть через смерть побеждается Воскресением, но

смерть побеждается не природными, а сверхприродными силами.

Но существует не только Апокалипсис личный, но и Апокалипсис мировой,

что отбирает у человека надежду даже на то, что его дела будут жить в его

потомках. Но человек должен активно бороться против зла и творчески

уготовлять Царство Божье, второе пришествие Христа означает напряженную

творческую активность человека, что предопределит или конец, или

положительные результаты мирового процесса.

Ад

Современное отрицание вечной жизни, а значит и ада, делает жизнь более

легкой, поверхностной и безответственной. Ад посредством страха лишает

человека бескорыстной любви к Богу, истине. Ад есть нравственный постулат

свободы человека, поскольку существует не только он, но и Рай, а значит у

человека есть свободный выбор между этими противоположностями.

Ад не есть божественная вечность, это дурная бесконечность,

невозможность достичь райской вечной жизни. Проблема ада есть отношение

между подсознанием, сознанием и сверхсознанием, которое ведет в Рай.

Парадокс ада состоит в том, что его делают не только злые, но и

«добрые» для злых, так в перекрученной идее христианства ад – как рок для

человека, тоесть сама идея оттеснения одних людей в ад антигуманистична и

антиморальна, тогда как основным принципом христианства есть прощение,

тоесть происходит суд «добрых» над «злыми», но это суд лишь жалкий людской,

настоящий же суд есть суд Божий, который может сильно отличаться от

человеческого.

Ад есть состояние злой души, тоесть окончательная неспособность любить.

Ад есть не суд Божий, не карательная функция Бога, как это извращенно

понимают, а именно отсутствие действия Бога на душу, соверешенное отпадение

от Бога, страшно не то, что Бог сделает со мной, ибо Бог милосерден, а что

я сделаю с собой сам, имеется ввиду, что сама человеческая свобода, свобода

без Бога – это и есть ад, что только с Божьей помощью человек может

достичь истинной вечной жизни, иначе человек обречен на погружение в тьму

собственной души, тоесть дьявол и есть обреченность души самой себе,

непросветленность ее Божьей любовью.

Ад не есть вечность, он существует во времени, а значит он скончаем и

победим, царство ада находится в небытие, в сфере монической, темной

свободы, в сфере субъективно-призрачной. Бог не может победить эту темную

свободу, поскольку она не им создана, человек также не может, поскольку он

порабощен этой темной свободой, победа возможна лишь для Христа, лишь для

Богочеловека. Спасение от ада в Христе-Спасителе.

Чтобы противостоять аду нужно все силы своего духа направлять на

выведение всех из ада, не создавай ада, вталкивая туда людей, а разрушай

его, освободись от мести, не дели людей на «добрых» и «злых», не суди

ближнего, а прости его.

Рай

Мы мыслим рай в изначальном прошлом и в будущем, в конце. Но рай в

будущем отличается от рая изначального, поскольку человек должен пройти от

первоначального рая, не знающего свободы, к раю, познавшему ее, тоесть рай

натуральный заменяется раем духовным, познавшим творчество. Рай есть

освобождение от этой жизни, просветленность, обретение цельности духа, это

не есть царство «добрых», поскольку в самом этом понятии лежит лживая

оценка, суд, раздвоенность. Рай лежит по ту сторону и добра и зла, он

находится в вечности, поэтому творчество в раю существует в совершенно

другой форме, чем на земле, а значит рай – это просветленная свобода.

Рай и ад есть духовная жизнь человека. Но как же можно мыслить рай если

существует ад? Ответ в том, что добро не злых обрекает на муки, а распинает

себя ради злых, спускается в личине Христа в ад и освобождает томившихся

там, таким образом будет достигнуто всеобщее спасение, единство всех людей

с космосом. Истинное добро – спасает и просветляет, а не наказывает.

Поступай так, как будто ты слышишь зов Божий, и призван в свободном и

творческом акте участвовать в Божьем деле, раскрывай в себе истинную,

чистую совесть, борись со злом в себе и вокруг себя, но не оттесняя злых в

ад, а способствуя их просветлению и спасению.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.