Рефераты. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма






приспособлено к технике революционной борьбы. Все его мышление было

империалистическим, деспотическим. C этим связана бедность и аскетичность

мысли, элементарность лозунгов. Он много читал, много учился, но у него не

было обширных знаний, не было большой умственной культуры. Он приобретал

знания для определенной цели, для борьбы и действия.

Из своей тоталитарной системы он не позволял вынуть ни одного кирпича,

он требовал принятия всего целиком. Он требовал сознательности и

организованности в борьбе против всякой стихийности. Он допускал все

средства для борьбы, для достижения целей революции. Став одержимым

революционной идеей, он потерял непосредственное различие между добром и

злом, потерял непосредственное отношение к живым людям, допуская обман,

ложь, насилие, жестокость.

Для Ленина марксизм - учение о диктатуре пролетариата. Ленин не

демократ, он утверждал не принцип большинства, а принцип подобранного

меньшинства. Он строил план революции и революционного захвата власти,

совсем не опираясь на развитие сознания огромных масс рабочих и на

объективный экономический процесс. Диктатура вытекала из всего

миросозерцания Ленина, он даже строил свое миросозерцание в применении к

диктатуре.

Целью Ленина было создание сильной партии. Партия должна иметь

доктрину, в которой ничего нельзя изменить. Каждый член партии был подчинен

диктатуре центра. Большевистская партия должна была дать образец

организации всей России. И Россия действительно была организована по этому

образцу. Вся Россия, весь русский народ оказался подчиненным не только

диктатуре коммунистической партии, ее центральному органу, но и доктрине

коммунистического диктатора в своей мысли и своей совести. Ленин отрицал

свободу внутри партии и это отрицание свободы было перенесено на всю

Россию.

Проблема власти была основной у Ленина и у всех следовавших за ними.

Это отличало большевиков от всех других революционеров. И они создали

полицейское государство. Но организовать власть, подчинить себе рабочих и

крестьян нельзя одной силой оружия. Новая вера для народных масс должна

быть выражена в элементарных символах. Трансформированный для русских

условий марксизм оказался для этого вполне пригодным.

B коммунизм вошли знакомые черты: жажда социальной справедливости и

равенства, признание классов трудящихся высшим человеческим типом,

отвращение к капитализму и буржуазии, oтнoшeнию к жизни, сектантская

нетерпимость, подозрительное и враждебное отношение к культурной элите,

отрицание духа. Все эти черты всегда были свойственны русской революционной

и даже просто радикальной интеллигенции. Часть интеллигенции превратилась в

коммунистов и приспособила свою психику к новым условиям, другая же часть

не приняла социалистической революции, забыв свое прошлое.

B России появился новый антропологический тип, новое выражение лиц. B

новом коммунистическом типе мотивы силы и власти вытеснили старые мотивы

правдолюбия и сострадательности. B этом типе выработалась жесткость,

переходящая в жестокость. Этот новый душевный тип стал материалом

организации коммунистической партии. Новые люди, пришедшие снизу, были

чужды традициям русской культуры, их отцы и деды были безграмотны, лишены

всякой культуры и жили исключительно верой. Народ в прошлом чувствовал

неправду социального строя но он кротко и смиренно нес свою долю. Наступил

час, когда он не захотел дольше терпеть. Кротость и смиренность перешла в

свирепость и разъяренность. Ленин не мог бы осуществить своего плана

революции и захвата власти без переворота в душе народа. Русский народ

перешел в период технический, он поверил во всемогущество машины и по

старому инстинкту стал относиться к машине, как к тотему.

Ленин почувствовал, что его час настал. Надо было сделать первую в мире

пролетарскую революцию в крестьянской стране. B ленинизм вошли в

преображенном виде элементы революционного народничества и бунтарства.

Ленин — антигуманист, как и антидемократ. B этом он был человеком своей

эпохи, эпохи не только коммунистических, но и фашистских переворотов.

Ленинизм выдвигает вождя, наделенного диктаторской властью. Этому подражал

Муссолини и Гитлер. Сталин - законченный тип вождя - диктатора.

Для Ленина марксизм - теория и практика диктатуры пролетариата. B

будущем государство должно отмереть, но в переходный период роль

государства должна eщe более возрасти. Государство отомрет и окончательно

заменится организованным обществом лишь после исчезновения классов. Ленин

не думал, что после октябрьской революции в России окончательно

осуществится коммунистическое общество. Предстоит eщe подготовительный

процесс и жестокая борьба. B прошлом было подавление пролетариата

буржуазией, в переходный период пролетарского государства, управляемого

диктатурой, должно происходить подавление буржуазии пролетариатом.

Диктатура пролетариата будет жестоким насилием и неравенством.

«Как и почему прекратится насилие и принуждение, отсутствие всякой

свободы, которые характеризуют переходной к коммунизму период?»( -

спрашивает Бердяев. Ответ Ленина очень простой, слишком простой. Сначала

нужно пройти через принуждение, через железную диктатуру сверху. Потом люди

привыкнут соблюдать элементарные условия общественности, приспособятся к

новым условиям, тогда уничтожится насилие над людьми, государство отомрет,

диктатура кончится. Одного он не предвидел. Он не предвидел, что классовое

угнетение может принять совершенно новые формы, не похожие на

капиталистические. Диктатура пролетариата, усилив государственную власть,

развивает колоссальную бюрократию, охватывающую всю страну. Эта новая

советская бюрократия, более сильная, чем бюрократия царская, новый

привилегированный класс, который может жестоко эксплуатировать народ. Это и

происходило. И все это было вне кругозора Ленина. Тут он оказался

утопистом. Советское государство стало таким же, как всякое деспотическое

государство. Коммунистическая революция была оригинально русской, но чуда

рождения новой жизни не произошло.

И здесь я абсолютно согласна с Бердяевым - революция иррациональна, она

свидетельствует о господстве иррациональных сил в истории. Это значит, что

старый режим стал совершенно иррациональным и не оправдан более никаким

смыслом, и что сама революция осуществляется через распыление

иррациональной народной стихии. Ленин был крайним рационалистом, он верил в

возможность окончательной рационализации социальной жизни. Но он же был

человеком судьбы, рока, то есть иррационального в истории.

Принятие истории - принятие и революции, принятие ее смысла, как

катастрофической прерывности в судьбах греховного мира. Отвержение всякого

смысла революции неизбежно должно повести за собой и отвержение истории. Но

революция ужасна и жутка, она уродлива и насильственна. Бесспорно, в

русской революции есть черта всякой революции. Но есть также единичная,

однажды совершившаяся, оригинальная революция, она порождена своеобразием

русского исторического процесса и единственностью русской интеллигенции.

Большевизм воспользовался всем для своего торжества. Он воспользовался

бессилием либерально-демократической власти. Он воспользовался

неустроенностью недовольством крестьян. Он воспользовался русскими

традициями деспотического управления сверху и, вместо непривычной

демократии провозгласил диктатуру, более схожую со старым царизмом.

Воспользовался русским мессианизмом, всегда остающимся, хотя бы в

бессознательной форме, русской верой в особые пути России. Он

воспользовался историческим расколом между народом и культурным слоем,

народным недоверием к интеллигенции. Он воспользовался крушением

патриархального быта в народе и разложением старых религиозных верований.

Русский народ не осуществил своей мессианской идеи о Москве, как

третьем Риме. Религиозный раскол XVII века обнаружил, что московское

царство не третий Рим. Мессианская идея русского народа приняла или

апокалиптическую форму или форму революционную. Произошло изумительное в

судьбе русского народа событие. Вместо Третьего Рима, в России был

осуществлён Третий интернационал и на третий Интернационал перешли многие

черты Третьего Рима. Третий Интернационал тоже священное царство и оно тоже

основано на ортодоксальной вере. Третий Интернационал не Интернационал, а

русская национальная идея. Это трансформация русского мессианизма.

Произошло то, чего Маркс и западные марксисты не могли предвидеть,

произошло как бы отождествление двух мессианств, мессианизма русского

народа и мессианизма пролетариата.

Идеологически Бердяев относился отрицательно к советской власти. Эта

власть, запятнавшая себя жестокостью и бесчеловечием, вся в крови, она

держала народ в страшных тисках. Но в момент Бердяеву она представлялась

единственной властью, выполняющей хоть какую-нибудь защиту России от

грозящих ей опасностей.

Заключение.

Написав эту работу, я многое поняла в русской революции. Мне всегда

хотелось знать возможно ли было пройти этот этап, возможно ли было избежать

революции и связанных с ней насилия, деспотичности власти. Такое

разрешение сложившейся в то время ситуации было закономерно, а главное,

революция была неизбежна. Такова судьба русского народа. Стихийность,

революция, а не эволюция, тоталитарность во всём, в жизни, в мыслях, в

целях. Крушение всех традиций, всего образа жизни, власти. Деспотичность

власти очень характерное для России явление, которое возникло в связи с

необходимостью освоения огромных просторов. Так было при Петре Великом, так

стало при коммунизме. Все революционные настроения не возникли вдруг.

Недовольство накапливалось постепенно в течение двух столетий в среде

интеллигенции. Возможно цели её и были благородны изначально, но с течением

времени предводитель Ленин зациклился на свержении власти любым способом,

на устройстве коммунистического и справедливого общества любым способом. В

России всегда везде только крайности, везде раскол, либо будет по-моему,

либо никак не будет. Религиозная слепая вера в течение многих столетий

превратилась в такую же, единственно возможную веру в благость коммунизма в

ХХ веке. Потому и революция стала характерным традиционным русским

явлением, невозможным на западе. Такова была судьба русского народа –

показать всему миру, что такое советская власть, дабы предостеречь от такой

власти. Революционеры верили, что Россия сможет избежать западного пути

развития, избежать капитализма, то есть эксплуатации человека. Беда России

в том, что она относительно молодая цивилизация и видит все недостатки того

строя к которому идёт на примере запада. Она всегда отставала от западного

развития, всегда шла на ступень ниже. И революция ещё откинула страну

назад, как бы законсервировала её в том состоянии, в каком она находилась

до 17 года. И теперь мы вынуждены догонять гигантскими шагами западные

страны, и в этом тоже нет ничего хорошего.

Список используемой литературы.

1. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. Переизд. – Париж: YMCA-

Press, 1990. - 159с.

( Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. Переизд. – Париж: YMCA-

Press, 1990. – 9с.

( Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. Переизд. – Париж: YMCA-

Press, 1990.- 14с.

( Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. Переизд. – Париж: YMCA-

Press, 1990.- 14с.

( Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. Переизд. – Париж: YMCA-

Press, 1990. – 20с.

( Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. Переизд. – Париж: YMCA-

Press, 1990. – 24с.

( Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. Переизд. – Париж: YMCA-

Press, 1990. – 27с.

( Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. Переизд. – Париж: YMCA-

Press, 1990. – 31с.

( Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. Переизд. – Париж: YMCA-

Press, 1990. – 36с.

( Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. Переизд. – Париж: YMCA-

Press, 1990.- 43с.

( Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. Переизд. – Париж: YMCA-

Press, 1990.- 55с.

( Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. Переизд. – Париж: YMCA-

Press, 1990. –57с.

( Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. Переизд. – Париж: YMCA-

Press, 1990ю – 62с.

( Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. Переизд. – Париж: YMCA-

Press, 1990.- 95с.

( Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. Переизд. – Париж: YMCA-

Press, 1990. – 101с.

( Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. Переизд. – Париж: YMCA-

Press, 1990. – 108с.

( Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. Переизд. – Париж: YMCA-

Press, 1990. – 116с.

( Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. Переизд. – Париж: YMCA-

Press, 1990. –125с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.