другого. Отношение личности к другим личностям есть качественное содержание
человеческой жизни. Личность предполагает жертву, но нельзя пожертвовать
личностью, можно пожертвовать своей жизнью. Но никто не имеет права
отказаться от своей личности, всякий должен в жертве и через жертву
оставаться личностью. Личность предполагает призвание, единственное и
неповторимое призвание каждого. Личность выковывается в своем творческом
самоопределении. Реализация личности предполагает аскезу как средство,
упражнение, концентрацию внутренней силы, необходимую для осуществления
творчества человека. Бердяев указывает на то, что в личности есть
бессознательная основа - стихийная, связанная с космосом и землей,
являющаяся материалом, из которого создаются величайшие добродетели
личности; есть сознание и есть выход к сверхсознательному, с последним
связаны все высшие достоинства человека, с ним связаны святость и
гениальность, созерцательность и творчество. Путь реализации человеческой
личности лежит от бессознательного через сознание к сверхсознательному. [8,
6].
Огромное значение имеет вопрос об отношении в человеке духа к душе и
телу. Можно говорить о тройственном составе человека. Душа и тело человека
принадлежат к природе; они являются реальностями природного мира. Но дух не
есть природа. Духовный элемент в человеке означает, что человек не только
природное существо, в нем есть сверхприродный элемент. Человек соединятся с
Богом через духовный элемент через духовную жизнь. Дух есть энергия, как бы
входящая в человека из более высокого плана, а не естество человека.
Человек представляет собой целостный организм, в который входит душа и
тело. Личность есть целостное духовно-душевно-телесное существо, в котором
душа и тело подчинены духу, одухотворены и этим соединены с высшим,
сверхличным и сверхчеловечным бытием. Такова внутренняя иерархичность
человеческого существа; нарушение ее есть нарушение целостности личности,
ее разрушение. Дух есть не природа в человеке, отличная от природы душевной
и телесной, а имманентно действующая в нем благодатная мощь, высшая
качественность человека. Подлинно активным и творческим в человеке является
дух. [8, 6].
Человек не может определить себя только перед жизнью, он должен
определить себя и перед смертью, должен жить, зная, что умрет. «Смерть есть
самый важный факт человеческой жизни, и человек не может достойно жить, не
определив свое отношение к смерти». Без решения вопроса о смерти, без
победы над смертью (а не забвение смерти) личность не может себя
реализовать. Отношение к смерти двойственно. С одной стороны, смерть есть
величайшая и предельное зло, источник всех зол, результат грехопадения, ибо
всякое существо сотворено для вечной жизни. Положительный смысл смерти в
том, что полнота жизни не может быть реализована во времени, не только в
конечном времени, но и во времени бесконечном. Полнота жизни может быть
реализована только лишь в вечности, за пределами времени; во времени жизнь
остается бессмысленной, если она не получила смысла от вечности. Но выход
из времени в вечность есть скачок через бездну. В мире падшем этот скачок
через бездну называется смертью. Реализация полноты жизни личности
предполагает существование смерти. Смерть есть не только разложение и
уничтожение человека, но и облагораживание его, вырывание его из власти
обыденности. Человек не есть бессмертное существо вследствие своего
естественного состояния. Бессмертие достигается в силу духовного начала в
человеке и его связи с Богом. Бессмертна именно личность, а не душа, как
естественная субстанция. В известном смысле можно сказать, что бессмертие
есть завоевание духовного творчества, победа духовной личности, овладевшей
душой и телом, над природным индивидуумом. Бессмертие богочеловечно; его
нельзя объективировать и натурализовать, оно экзистенциально. Философия
смерти у Бердяева - это философия личностного определения в мире
необратимых действий. [15]. По условиям персонологии Бердяева, «Я» не
объективируемо в смертном мире, но, чтобы состоялся диалог с «другим», «Я»
высылает навстречу многим «Я» «других» свои артистические «ино - Я»,
обладающие всей полнотой личностного приоритета. В зоне маргинального
контакта полномочные вестники «Я» общаются с вестниками «других» на
границах личностей. Целокупная и бессмертная монада «Я» изъята из тления и
сохранена для богочеловеческого диалога и выхода, по смерти тела, в
метаисторию. Эсхатологическая гносеология Бердяева не отрицает учения о
бессмертии души и вечной жизни духовного Собора посмертного человечества.
«Если мы отказываемся признавать рабское, террористическое учение вечного
проклятия, то мы должны допустить предсуществование душ в другой сфере
проекции еще до их рождения на земле и их прохождения через другие проекции
после смерти. Теория перевоплощения в одной проекции несостоятельна и
несовместима с целостностью личности и неизменностью самой идеи о человеке.
Однако может быть принята идея о перевоплощении во многих проекциях,
согласно которой человеческая судьба зависит от его существования в
проекциях, отличных от проекции объективного мира явлений. Лейбниц
справедливо говорил о метаморфозах, а не мететпсихозе. Окончательное
освобождение от извращения мира объектов будет достигнута только в
утешительной вечности и явится откровением духа». [2].
Реализация личности для вечной жизни имеет еще связь с проблемой пола
и любви. «Пол есть половинчатость, раздробленность, неполнота человеческого
существа, тоска по восполнении. Целостная личность бисексуальна,
андрогинна. Метафизический смысл любви - в достижении целостности личности
для вечной жизни. В этом есть духовная победа над безличным и смертоносным
родовым процессом». [8, 6].
Личность не может реализовать полноту своей жизни при замкнутости в
себе. Человек не только социальное существо и не может целиком принадлежать
обществу, но он и социальное существо. Но общество, нация, государство не
являются личностями, человек как личность имеет большую ценность, чем они.
Поэтому-то право человеческой личности и ее долг отстаивать свое
своеобразие, независимость, духовную свободу, осуществлять свое призвание в
обществе. Бердяев различает общение и общество. Общение всегда
персоналистично, всегда есть встреча личности с личностью, “Я” с “Ты” в
“Мы”. Общество абстрактно, оно есть объективация, в нем исчезает личность;
в обществе мы часто обнаруживаем темную демоническую силу, стремящуюся
подчинить личность человека и превратить его просто в орудие для своих
собственных целей. Общение же конкретно и экзистенциально, оно вне
объективации. Общество, в основу которого будет положен персонализм,
признание верховной ценности всякой личности и экзистенциальное отношение
личности к личности, превратится в общину, в истинный коммунизм. Общение,
соборность есть общество духовное, которое скрыто за внешним
объектированным обществом. В общении “Я” с “Ты” в “Мы” неприметно приходит
царство Божие. Довольно неопределенно рисует Бердяев картину земной
проекции соборности. Таковым становится общество персоналистического
социализма, в котором исключена эксплуатация и отсутствует государственное
регулирование общественной и в том числе экономической жизни. Это должно
быть «трудовое общество с профессиональными представительствами, общество
цеховое, корпоративное и синдикалистское», руководствующееся принципом
максимума свободы личности.[11].
Личное начало неразрывно связано с иерархизмом, с космическим строем
вселенной; оно предполагает различия, возвышения, качественные несходства.
Личность погибает, когда ее держат в принудительном равенстве со всеми
другими личностями, когда всякое нарастание ее силы, ее значительности, ее
качественного своеобразия задерживается и умеряется уравнением с соседями.
Это обида для лучших, потворство худшим. Разрушение всякого иерархизма в
государстве, в обществе, культуре, в жизни религиозной есть возвращение к
первоначальному хаотическому состоянию, оно разрушает человека, который
есть высший иерархический чин во вселенной, и отдает человека во власть
низших стихий, которые претендуют на равенство с человеком.[5]. «Личность
поэтому только и существует, что в ней есть сверхличное, ценное содержание,
что она принадлежит к иерархическому миру, в котором существуют
качественные различия и расстояния. Природа личности не выносит смешения и
бескачественного уравнения». [1].
Свобода - главная тема жизни Бердяева и главное слово его творчества.
«Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я
положил в основание философии не бытие, а свободу... В такой радикальной
форме этого, кажется, не делал ни один философ. В свободе скрыта тайна
мира. Бог захотел свободы и отсюда произошла трагедия мира. Свобода в
начале и свобода в конце. У меня есть основное убеждение, что Бог
присутствует лишь в свободе и действует лишь через свободу. Лишь свобода
должна быть сокрализована». [6]. Философ убежден в самоочевидности свободы
человека. Свобода Бердяева - это свобода духа человека, его сознания и
самосознания. Он считает невозможным объяснить ее причинно; в ней можно
лишь «изначально пребывать». «Существует две свободы: первая и последняя;
свобода избрания добра и зла и свобода в добре; или свобода иррациональная
и свобода в разуме; свобода в избрании истины и свобода в истине». Между
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6