Рефераты. Атомистический материализм Демокрита






Атомистический материализм Демокрита

Министерство образования

Российской Федерации

Академия бюджета и казначейства

Министерства Финансов Российской Федерации

Финансово-учетный факультет

Калужский филиал

(заочное отделение)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине:

Философия.

Студентки: Денисовой Марины Вячеславовны.

Группы: 1-ФК 6

тема: «Атомистический материализм Демокрита»

Специальность: «Финансы и Кредит»

________________________

_____________________

Дата поступления Зачет

работы.

работы в деканат

Подпись преподавателя

Москва ,2002.

ПЛАН.

Введение

Учение Демокрита.

Атомистический материализм.

Заключение.

Список литературы.

Атомистический материализм Демокрита.

Введение .

V-IV век до н. э. – это век упрочнения и расцвета античной

рабовладельческой демократии. В большинстве греческих городов – государств,

таких, как Афины, Агригент, Милет, Эфес, усилились экономически и

политически новые слои рабовладельцев, связанных с развитием ремёсел,

торговли и боровшихся против власти старой рабовладельческо-земледельческой

знати. Это была эпоха внутреннего расцвета греческих государств. Не только

политическая, но и научная жизнь била ключом в греческих городах –

государствах (полисах). К этому времени уже появились величайшие писатели

античности – Эсхил, Софокл, Еврипид. В тоже время появляются творцы

классической греческой скульптуры – Фидий и Поликлет.

Рост влияния новых городов, продолжавшееся оживление общественной жизни в

греческих государствах принесли с собой дальнейший расцвет античной науки и

материалистической философии.

Философия окончательно выделилась из единого , нерасчлененного знания,

отделившись от религии, мифологии, конкретных наук. В это время

сформировались основные философские понятия и категории, возникли основные

философские направления.

Материализм древней Греции получил своё классическое выражение в

философской системе Демокрита. Демокрит, выдающийся материалист античности,

создавал свою систему взглядов в иное время, нежели милетские философы,

Гераклит и элеаты.

Все биографические данные о Демокрите сильно разнятся. По словам

Диогена Лаэрцкого, он родился в 460-457 гг. до нашей эры. По словам

Фрасила, в 470 году. Также разнятся и сроки его жизни – одни говорят, что

90 лет, некоторые 85, иные 104, другие 109. Родился Демокрит в городе

Абдеры. По одним данным: он был сыном Гегестрата, по другим – Афинокрита.

По словам исследователей, он выбрал меньшую часть отцовского наследства (в

основном состоящую из денег) и отправился в путешествие.

Демокрит много и долго путешествовал. По его собственным словам: «… Я

объездил больше: чем кто-либо из современных мне людей, подробнейшим

образом исследуя её, я видел больше, чем все другие, мужей и земель и

беседовал с наибольшим числом ученых людей. И никто не обличил меня в

ошибках при складывании линий, сопровождающихся доказательством… Я провел

на чужбине около 8 лет». Демокрит был в Египте, Персии, Вавилоне, Индии.

Помимо стран востока, Демокрит путешествовал в Афины, при этом он старался

остаться не узнанным. Валерий Максим пишет: «В Афинах он провел много лет,

используя каждую минуту для того, чтобы научится мудрости и упражняться в

ней». После продолжительных странствий, Демокрит вернулся в Абдеры.

Путешествия Демокрита и его личные связи с философами и выдающимися учеными

ряда стран в известной мере способствовали возникновению такой совершенной

по тому времени материалистической системы, какой являлось учение

Демокрита.

В Абдерах существовал закон, согласно которому, каждый гражданин

должен был преумножить имущество, доставшееся ему в наследство, а если

гражданин нарушал этот закон, то такого гражданина изгоняли. Демокрит же во

время путешествия истратил все свое наследство и таким образом подлежал

изгнанию. По словам Антисфена, Демокрит, чтобы избежать наказания, читает

на суде своё самое значимое произведение – «Большой мирострой». Оно было

оценено в такую же сумму, что и наследство Демокрита, а по некоторым

источникам и в пять раз большую – 500 талантов. Демокрита почтили медными

статуями, за его деятельность в дальнейшем, за полезные советы городу ему

дали почетное прозвище «Мудрость». Неизвестно точно, в какое время, но

возможно, когда родина оказалась в опасности, его сделали архонтом, и за

свои заслуги он получил прозвище «Патриот». Демокрит был похоронен в родном

городе за государственный счет. Об уважении к Демокриту его сограждан,

свидетельствует древняя Абдерская монета с гербом города и надписью «При

Демокрите». Демокрит был известен в античности как большой знаток

политической истории Греции. Он говорил, что «политика есть величайшее

искусство. Выгодно изучать её и посвящать себя политической деятельности,

которая даёт жизни человека величие и блеск». Демокрит считал, что от

высшей мудрости человек имеет три результата: он должен и может хорошо

мыслить, он должен хорошо говорить, и он должен хорошо делать. Хорошо

делать, с точки зрения Демокрита, это значит придерживаться «золотой

середины»: не вдаваться в крайности ни в накоплении богатств, ни в

политических воззрениях.

С большим вниманием и редкой для молодого человека сосредоточенностью

Демокрит изучал эллинскую философию. Если его естественно - научные

воззрения формировались под влиянием ионийцев, то первое же произведение в

списке его «моральных» сочинений носит заглавие «Пифагор». Однако решающее

влияние на формирование взглядов Демокрита оказал философ Левкипп. Демокрит

стал его верным учеником, воспринял от него и дальше развил атомистическую

систему. Личность Левкиппа таинственна и спорна - о нем осталось крайне

мало свидетельств, а Эпикур, прямой продолжатель атомистики, заявлял, по

свидетельству Диогена Лаэрция, что философа Левкиппа не существовало. По

этому поводу в конце 19 и первой половине 20 века среди классических

филологов и историков философии разгорелся спор. В «Левкипповом вопросе»

ученые разделились на противников и сторонников факта существования

Левкиппа. В настоящее время большинство исследователей полностью признало

его реальность. Как известно, самым серьезным источником по истории

греческой философии являются сочинения Аристотеля. Он и его ближайший

ученик Феофраст были авторами книг о Демокрите, которые, к сожалению, не

сохранились. Аристотель пишет об учении Левкиппа – Демокрита как о едином

учении, но это не относится ни к началу философского пути Левкиппа и не к

конкретным областям науки, где Левкиппа продолжил и опередил ученик,

затмивший славой учителя.

Ряд авторов сообщают, что товарищем юности и первым слушателем

Демокрита был Протагор. В молодости Протагор не учился, а работал

носильщиком корзин и дров, что, по свидетельству Гелия, привело к

знакомству с Демокритом: «… случайно Демокрит… выйдя за черту города,

увидел Протагора, когда тот легко и проворно шагал с тяжелым и неудобным

грузом. Демокрит подошел к нему поближе, рассмотрел расположение и

соединение поленьев, сделанное искусно и опытной рукой, и попросил … чтобы

Протагор распустил вязанку и снова сложил её таким образом». Эта просьба

была выполнена. Демокрит пришел в восхищение от ловкости и остроумия этого

необразованного человека. Демокрит тотчас повел Протагора, взял его к себе,

назначил ему содержание и научил его философии, и сделал его таким, каким

он был впоследствии». Скорее всего, это легенда. Во-первых, потому, что

Протагор был лет на 10-11 старше Демокрита. Во-вторых, Протагор не мог быть

«необразованным». И все же это не совсем вымысел. Многие источники

указывают на Протагора как на ученика и слушателя Демокрита, а о его

бедности говорит тот факт, что он, в конце концов, обратился к платному

преподаванию; этим он положил начало деятельности софистов –

профессиональных учителей Греции. То, что Протагор много заимствовал у

Демокрита, сомнений не вызывает. В дальнейшем пути Протагора и Демокрита

разошлись. В то время, когда Демокрит путешествовал по Востоку, накапливая

всё новые знания, Протагор уже преподавал. В рассказах о Демокрите и его

слушателях обращает на себя внимание одна повторяющая деталь, которая не

может быть случайной: Демокрит с уважением относился к физическому труду.

Он считал вполне допустимым, что бедняк или бывший раб может стать

выдающимся философом, и даже активно этому содействовал. Об этом говорит не

только легенда о встрече с Протагором, но и другие источники. Итак, для

Демокрита характерны: уважение к труду, сочувствие к угнетенным, оценка

людей по их способностям, а не по происхождению и положению. Обращает на

себя внимание один факт: слушатели Демокрита – атеисты или же становятся

ими. Протагор за скептическое отношение к богам был приговорён к смерти и

погиб, убегая от приговора. Как самый решительный атеист прослыл в Греции и

Диагор. Афиняне заочно осудили Диагора на смерть за насмешки над культом и

разглашение мистерий и даже объявили награду за его голову. Если Демокрит

был учителем Диагора, то их взгляды совпадали. Материалистическое учение

Демокрита, так же как и несколько раньше учение Анаксагора из Клазомен в

Ионии, было атеистично.

Учение Демокрита.

Атомистический материализм.

Атомистическая теория Левкиппа – Демокрита была закономерным результатом

развития предшествующей философской мысли. В атомистической системе

Демокрита можно найти части основных материалистических систем древней

Греции и древнего востока. Даже важнейшие принципы – принцип сохранения

бытия, принцип притяжения подобного к подобному, само понимания физического

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.