Рефераты. Антисциентизм в современной западной философии






Антисциентизм в современной западной философии

ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Доклад по

Философии

на тему :

Антисциентизм в современной западной философии (неокантианство,

экзистенциализм, персонализм)

Группа М-78

Таганрог, 1999 г.

Общим философским источником антисциентистской интерпретации

философии, как мы уже показали в начале данной главы, выступает кризис

классической модели философии и своеобразный разрыв того единства

рационально-теоретических и ценностных компонентов, которое было ее

важнейшим признаком. Если сциентизм базируется на абсолютизации рационально-

теоретических компонентов философского знания, то антисциентизм исходит из

того, что важнейшим признаком философии является ее ценностный характер.

Представители баденской школы неокантианства, такие, например, как В.

Виндельбанд (1848-1915), Г. Риккерт (1863-1936), развивают

трансцендентально-психологическое истолкование философии Канта, в .котором

особое внимание обращается на роль субъекта в процессе познания. В

противовес теоретикам вышеизложенной марбургской школы, они обращают

внимание на то, что познание - это особый феномен, который, несмотря на всю

его специфицированность, нельзя оторвать от культуры, в рамках которой он

развивается. Поэтому наука не является особым доминирующим фактором

культуры, а ее методы и принципы не могут рассматриваться в качестве

абсолютного эталона для других форм познавательной деятельности. Более

важными во взаимоотношении объекта и субъекта, по мнению представителей

баденской школы, выступают системы ценностей, на которых основаны в том

числе и гносеологические отношения человека с миром. Человек не может

освободиться от своей изначальной субъективности, которая оказывает влияние

на все богатство его взаимоотношений с миром и другими людьми.

Цель философии не может быть сведена к анализу только научного

познания, она должна исследовать все системы ценностей, которые существуют

в человеческой культуре. Такая установка дает начало, с одной стороны,

выяснению специфики гуманитарного знания и его. отличия от естественных и

математических наук. А с другой стороны, импульс для анализа философии

прежде всего как формы вненаучного, а позже и внерационального сознания.

Еще более остро эта проблема решается в различного рода

иррационалистических концепциях типа бергеонианства или "философии жизни" с

их ограничением разумного познания и абсолютизацией значения

внерациональных (интуитивных, оценочных) факторов философского понимания

бытия. Именно в этот исторический период возникает целая серия философских

концепций, так или иначе развивающих антисциентистскую традицию, что

характерно для творчества таких мыслителей, как А. Шопенгауэр (1788-1860),

С. Кьеркегор (1813-1855), ф. Ницше (1844-1900), В. Дильтей (1833-1911), А.

Бергсон (1859-1941) и др. I Не имея возможности подробно излагать

философские взгляды всех представителей антисциентистской традиции,

остановимся на тех, которые, с одной стороны, выражают ее в развернутом и

последовательном виде, а с другой - наиболее распространены в наше время.

Классическим выражением антиспиентизма в философии выступает

экзистенциализм, который мы рассмотрим на примере творчества М. Хайдеггера

и К. Ясперса.

М. Хайдеггер (1889-1976) впрямую полемизирует с представителями

марбургской школы неокантианства. Сведение философии к гносеологии,

отмечает он, приведет ее к уподоблению естественным наукам, и прежде всего

математике. Марбуржцы неверно проинтерпретировали Канта, который, выдвигая

положение о невозможности существования метафизики как науки, имел в виду

ошибочность трактовки философии по образцу физики или математики и выдвигал

программу ее построения как особой науки, которая должна заниматься

критикой разума, метафизикой природы и метафизикой нравов.

В этом плане, отмечает М. Хайдеггер, кенигебергский мыслитель оказался

гораздо глубже его ближайших интерпретаторов. У него метафизика и философия

- это не одно и то же, поэтому выводы относительно метафизики не

распространяются на всю философию в целом. Связано это с тем, что область

философского мышления принципиально отлична от научного. Во-первых,

философия есть рефлексия (т.е. особое применение разума) к анализу самих

наук, основанная на выявлении их гносеологических предпосылок и

ограниченности. Уже в этом смысле философия является своеобразной

метанаукой по отношению к другим, так как затрагивает вопросы предпосылок

научного знания в целом. Во-вторых, философия хотя и опирается на знания,

но не должна к ним сводиться. В противном случае мы получим "циклопическую

ученость" (Кант) и не более.

Хайдеггер отмечает, что неокантианцы попытались рассмотреть Канта лишь

как гносеолога. Однако даже в этой области он далеко выходит за рамки

чистой гносеологии. Обосновывая возможность знания. Кант осуществляет это с

более широких философских позиций, фактически давая этому онтологическое

обоснование. "Введением проблемы трансценденции на место метафизики

ставится не "теория познания", а онтология, рассмотренная в ее внутренней

возможности".

Далее Хайдеггер дает иррационалистическую интерпретацию, пожалуй,

самой рациональной части философии Канта, усматривая сущность философии в

особом философском созерцании, которое является предпосылкой мышления. С

помощью созерцания философ должен уловить особенности мира, то есть сделать

их предметом своего внутреннего размышления. Роль рассудка, говорит

мыслитель, здесь, конечно, очень высока, но он не может быть оторван и от

чувственности, так как и то и другое являются проявлением "сущностного

единства", занимая внутри его лишь разные иерерахические уровни. Именно

Кант, считает Хайдеггер, расчистил место для современной философии, в

качестве которой и выступает экзистенциальная метафизика.

Наука (научное познание), безусловно, является одной из форм

постижения бытия, отмечает мыслитель, но она выражает собой лишь

ограниченное, по сравнению с философией, знание, так как она не касается

бытия в целом. Наука не может претендовать на "чистое" описание мира уже

потому, что она, как и любая конструктивная деятельность разума, базируется

на определенных ценностях и представляет собой прежде всего особую

мировоззренческую ориентацию. В основе этой ориентации лежит очень сильная

(и никак не обосновываемая) предпосылка о полном постижении мира с помощью

конкретно-научных методик. Но ни о какой полноте постижения бытия здесь и

речи быть не может, так как оно всегда предметно ограничено. Таким образом,

наука – лишь одно из средств упорядочивания (конструирования,

интерпретации) мира с позиции "опредмечивания сущего", т.е. накладывание на

любой исследуемый объект системы упорядочивания, характерной для данной

конкретной науки. В результате возникает нечто, которое вовсе не является

выражением сущности явления как такового. "Именно для того, чтобы

исследовать состояния бытия, были развиты методы наук, но они не

приспособлены к тому, чтобы исследовать бытие этого сущего..."

Хайдеггер указывает, что в философии существует область, связанная с

разработкой общей онтологической картины мира, которая лежит в основе

конкретных наук, является наукой сама по себе. Науки описывают как бы

локальные картины мира по сравнению с общефилософским представлением его в

целом. Полная картина может быть представлена лишь в философии.

В поздних работах Хайдеггер под воздействием негативных последствий

научно-технического прогресса занимает еще более жесткую позицию по

отношению к научному познанию, отходя от поисков того общего, что есть

между философией и наукой, проводя резкую дифференциацию между ними,

утверждая, что наука все более отчуждается от философии и культуры. Он

характеризует науку как "вычисляющее мышление", которое является

принципиально односторонним, основанным на узких и прагматичных задачах.

Сущность многих областей знания и феноменов жизнедеятельности людей

(история, искусство, поэзия, язык. Бог) не поддается жесткому

опредмечиванию и поэтому недоступна науке. Именно в этом плане можно

сказать, делает вывод мыслитель, что наука вообще не мыслит. "От науки в

мышление нет мостов, возможен лишь прыжок. А он переносит нас не только на

другую сторону, но и в другую истинность".

Попытки науки претендовать на всестороннее исследование, а это одна из

целей науки, реализующиеся в ее экстремизме как желании сделать своим

объектом все что угодно, на самом деле представляют собой лишь суммативную

всесторонность, достигаемую за счет накопления количества исследуемых

явлений, которое не позволяет раскрыть в процессе познания сущностную

всесторонность бытия. Именно установка познать "что угодно и насколько

угодно" и достижение действительной беспредельности в ее реализации выдают

ограниченность науки, не позволяющую ей познать бытие как таковое. Бытие

средствами науки познать нельзя, им лишь можно овладеть с помощью

философии, которая и представляет собой истинное мышление. Философия мыслит

о смысле, который делает вещь именно таковой, какая она есть. Истина бытия

не связана с ее практическим использованием, как это осуществляется в

науках. Цель наук - овладение миром, но не понимание смысла. Философия не

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.