Рефераты. Античная философия классического периода






Античная философия классического периода

Античная философия

классического периода

План.

1. Софисты и Сократ.

2. Мир идеи Платона.

3. Аристотель:Онтология и этика.

Философия-одна из древнейших сфер духовной жизни.Вся многогранная культура

обуславливающая различные цивилизации,существовавшие в прошлом и

существующие в наши дни,в качестве важнеишеи составляющеи включает в себя

ту или иную сумму философских знаний.

Софисты появились и могли появиться только тогда,когда развитие

греческой демократии уже сильно размыло те границы,которые существовали

между сословиями.Оно таким образом смыло прежние каналы бытового уклада и

ценностных установок,ранее не подвергавшихся никакой рефлексии.Индивид

почувствовал себя уже не просто членом своего ''цеха '',а самостоятельным

лицом и осознал, что всё,прежде принимавшееся им на веру,должно быть

подвергнуто критике.Субъектом критики он считал самого себя.Вот это

выделение индивида,как самостоятельной реальности и было той почвой ,на

которой только и смогла появиться софистика. Во второй половине 5 в.до н.э.

в Греции возникло интеллектуальное течение,называемое софистикой.Слово

происходит от двух слов:любовь и мудрость.

Софисты способствовали дальнейшему развитию

индивидуализма,релятивизируя всё то,что прежде выступало в качестве

традиционных истин.Софисты были в Греции особым слоем осуществляющим

философию связывания воедино всех остальных групп и индивидов ,не случайно

политическая деятельность и подготовка к ней были одним из основных занятий

софистов.

Софистов справедливо называли представителями греческого

Просвещения.Они не только углубляли философские учения прошлого,сколько

популяризировали знания,распространяя в широких кругах своих многочисленных

учеников то,что уже было преобретено к тому времени философиеи и наукой.

Софистика-учение хитроумно вести прения Софисты сделали важный шаг

на пути к созданию науки о языке,в частности Протагор занимавшийся

категориями словоизменения и синтаксисом предложения ,он заложил основы

учения о синонимах,а Гиппий-граматики.

Главным тезисом Протагора был следующий:Человек есть мера всех

вещей,существующих в том,что они существуют,и несуществующих,в том,что они

не существуют.Горгий доказывал в своих трудах,что бытие и небытие-суть одно

и тоже.Отсюда делал софистический вывод о том,что вообще ничего не

существует,либо существует только небытие.Трасимах и Критий скептически

относились к социальной справедливости.

Но с другой стороны софистика-это нечестный путь ведения споров,с

помощью которого используются уловки,позволяющие обескуражить других,любой

аргумент,лишь бы добиться поставленной цели.Протагор говорил:’’То что я

думаю и есть истина’’.Софисты положили начало такой науки как аргументация.

Софисты создали в Греции небывалый культ слова и тем самым

превознесения риторики.Язык был орудием воздействия на сознание.Сразить

противника любым аргументом-стратегия софистов.

Софисты были первыми философами,которые за своё учение брали деньги.

Главным противником софистов был Сократ.Это один из самых известных

персонажей древнегреческой философии,чьи идеи стали предметом философских

размышлений и дискуссий не только в Древнем мире,но и сейчас.

Родился он в Афинах между 470 и 469гг. до нашей эры.Жизнь его была

яркой,однако сложилась непросто,ибо он был сыном каменотёса и повивальной

бабки.О Сократе мы можем узнать лишь из диалогов Ксенофонта и

Платона.Мудрейший из всех ничего не написал,так как проповедовал свою

философию только в устнои форме,полагая,что только живое слово и

непринуждённый диалог смогут донести мысль до слушающего.Афиняне любили

Сократа,считали его мудрецом,который победил софистов.

По натуре это был очень добрый человек.Расхаживая в заплатанном

плаще по площади,он любил затевать разговоры с прохожими.И когда его

спрашивали почему ты,Сократ,ходишь босой и в таком одеянии ,он отвечал:,,Вы

живёте для того,чтобы есть,а я ем для того,чтобы жить’’.Казалось бы,какой

простой ответ,но сколько в этих словах мудрости!

Сократ учил,что есть обязательные для всех неписанные моральные

законы,но овладеть нравственностью удаётся лишь немногим,которые смогли

этому научиться и следовать получённым знаниям .Добродетель,высшее и

абсолютное благо,составляющие цель человеческой жизни,ибо только она даёт

счастье.

Люди же часто заблуждаются и поступают безнравственно потому,что

просто не знают,что добро,а что зло.Добродетель неотделима от знания,как

неотделима и от счастья.Однако Сократ не обещал своим ученикам,что раскроет

им истину,ведь он сам говорил о себе:,,Я знаю что ничего не знаю’’.Он лишь

предлагал вместе,в дружеской беседе,отыскивать эту истину.Метод обучения-

диалектический:путем наводящих вопросов и ответов соображения собеседника

последовательно доводятся до абсурда и таким образом выясняется

истина,отделяемая от иных,ложных суждении.Сократ исходил из того,что каждый

человек уже содержит в себе знания истины,он не осознаёт её,пока

предложенные ему вопросы не приведут его к противоречию с самим собою,а

следовательно,к признанию собственного невежества,сомнения же в истинности

прежних суждений ведёт к самопознанию.Философ любил сравнивать себя с

повивальной бабкой,ибо помогал родиться истине.

Он собирал возле себя большое количество молодёжи,которая жадно

внимала учениям босого мудреца,но ирония,с какой он обличал человеческую

глупость,предрассудки,кое-кого раздражала, и в Афинах у него было много

врагов.

Ему ставили в вину скептическое отношение к демократическому

строю Афин.А он лишь ставил перед собою цель:как добиться того,чтобы власть

в государстве принадлежала компетентным людям.

Итак,недовльные,подозрительные,и с опаской относившееся к

Сократу,сограждане имели достаточно поводов,чтобы привлечь его к суду за

развращение молодёжи и за беззбожие и обречь великого философа на смерть.

Софисты научили греков рассуждать,но прочная духовная основа

была утрачена людьми образованными таким образом:вместе с традицией пали и

духовные ориентиры.Каждый сам начинает устраивать себе ориентиры, в

зависимости от своих нужд.

Всё относительно,мы свободны резать или не резать,убивать или

не убивать.И народ почувствовал опасность такой субъективной свободы.

Первым человеком,который осознал противоречие был Сократ.Он

размышлял:Что есть подлинная свобода?Это свобода,которой дирижирует не

рассудок,а разум.Произвол-это формальная свобода,имеющая бесконечное единое

Основание,а не множество конечных оснований,хотя бы и очень большое

множество.

В диалоге,,Хармид” Сократом поставлена проблема :поиск целомудрия

в отличии от многомудрия и суемудрия софистов.Софистический рассудок не

только не видит единого содержания,но и утверждает,что целомудрия нет,что

истина не существует.

Софисты всегда имеют свой субъективный интерес.Для разумномыслящего

нет субъективного интереса.

Сократ никогда за своё учение не брал денег,т.к. в этом случае

размышление стало бы средством,а не целью.Вот за это он критикует софистов.

Резюме:принцип философии Сократа почти софистический:человек

есть мера всех вещей,но именно как размышляющий,становлящийся разумным.При

этом разум-способность не врождённая,её нужно воспитывать.Способ воспитания

разумного мышления-диалог с самим собой,цель которого достигнуть заранее не

данного единства формы и содержания или целомудрия.

Мир идей Платона.

Платон родился в Афинах в 427г. до нашей эры.Настоящее имя Аристокл-

широкоплечий.А прозвали его в молодости так за мощное

телосложение.Происходил из знатного рода и получил прекрасное

образование.Стал учеником Сократа,написал его знаменитые диалоги,что

определило всю его жизнь и творчество.

Платон как великий политический мыслитель,приложил все усилия к

тому,чтобы разработать проект государственного устройства,основанного на

справедливости,создав в результате философию объективного идеализма.

Учение о государстве,теория идей,этика и гносеология-основные

составляющие платоновской философии.

Учения Платона,в особенности его диалектический метод,оказали

огромное воздействие на развитие мировой философской мысли и науки.

Он также занимался анализом языка и мышления,проблемой бытия,а также

соотношением единичного и общего.

Был он также комическим поэтом,представителем древнегреческой

комедии.В пьесах Платона чувствуется политическая направленность и

злая,остроумная критика.

Философия для Платона-это некоторого рода созерцание истины.Оно

является чисто интеллектуальным,это не просто мудрость,но любовь к

мудрости.Каждый,кто занимается каким либо видом творческого труда,находится

в таком состоянии духа,когда истина или прекрасное представляется во

внезапном озарении.

В своём ,,Государстве” Платон подводит читателя через разные

предворительные рассуждения,чтобы заставить увидеть мир идей.

Истинным бытием по Платону,обладает только идея.Идея –это то,что

обычно мы называем всеобщим,которое,однако в данном случае берётся не как

лишь некоторое свойство конкретной вещи,а как само по себе существующее,как

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.