Рефераты. Античная философия






второй половины IV века до н.э. становится кличкой, означавшей особый тип

философа, философа-профессионала, учителя философии. Новый тип философа

появляется в период расцвета рабовладельческой демократии, благодаря

потребности в общем и политическом образовании, порожденной развитием

политических и судебных учреждений, научной, философской и художественной

культуры. Софисты способствовали развитию логического мышления, гибкости

понятий, позволяющих соединить и даже отождествить как будто бы

несовместимые вещи. Логическая доказуемость считалась у них основным

свойством истины. Доказать – значило убедить, уговорить. Софисты считали,

что доказать можно все, что угодно. "Познай самого себя" – этот призыв,

помещенный у входа в храм Аполлона в Дельфах, становится у софистов и

Сократа ведущим содержанием всех их философских размышлений.

В философии софистов и Сократа человек становится единственным бытием.

Человек только в себе самом может найти истину. Эта идея очень четко была

сформулирована другим известным софитом Протагором: "Человек есть мера всех

вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не

существуют". Со времени софистов и Сократа проблема человека, человеческой

личности становится одной из важнейших проблем философии.

Начиная с софистов и Сократа, философия впервые формулирует основной

мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к

природе, мышления к бытию. Для философии специфическим является не

раздельное рассмотрение человека и мира, а постоянное их соотнесение.

Философское восприятие мира всегда субъективно. Ф.Энгельс сделал вывод, что

отношение мышления к бытию является основным вопросом философии. Он

выделяет две взаимосвязанные стороны основного вопроса философии:

1. Ответ философов на вопрос: что первично, а что вторично – бытие или

мышление, природа или дух.

2. Вторая сторона формируется Энгельсом как вопрос о познаваемости мира,

т.е. может ли дух, мышление, сознание без остатка, без границ постичь

материю, природу бытия, отразить в понятиях все многообразие

универсума.

Учеником софистов в начальный период своего творчества, а затем

непримиримым оппонентом был Сократ (470-399 гг. до н.э.). прогрессивное

значение софистики заключается в том, что она выдвинула на передний план

субъективный момент в отношении человека к миру, выразившийся в требовании:

все, что ценное для личности, должно быть оправдано перед ее сознанием.

Однако, это оправдание в софистике было поставлено в зависимость от

случайного хотения и мнения отдельного индивида. Сократ же выступил против.

Мерилом всех вещей для Сократа является не субъективно-произвольный

единичный человек, а человек как разумное, мыслящее существо. Сократ

выступил с требованием выработать такие истины, которые имели бы общее и

объективное значение.

Сократ учил, что философия – любовь к мудрости, любовь к знанию – может

рассматриваться как нравственная деятельность в том случае, если знание

само по себе есть добро. И это положение является движущей пружиной всей

его деятельности. Сократ верил, что, если человек знает что именно хорошо,

а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Сократ называл три основных

человеческих добродетели:

. умеренность (знание как обуздывать страсть)

. храбрость (знание как преодолевать опасности)

. справедливость (знание как соблюдать законы божественные и

человеческие)

Сократ пытался найти в сознании, мышлении человека такую прочную и твердую

опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей общественной

жизни, в т.ч. и государства. Но Сократа не поняли и не приняли его

сограждане. Он был обвинен в том, что развращает своими рассуждениями

молодежь, не признает богов и священных обычаев, и потому был арестован. По

приговору суда Сократ выпил смертельный яд цикуту. Этим он хотел доказать,

что истинный философ должен жить и умереть в согласии со своим учением.

Платон и Аристотель – систематизаторы древнегреческой философии.

Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделали

Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.). в их

системах философское знание той эпохи приобретает наиболее всесторонний

характер. Платон и Аристотель подводят итог классическому периоду в

развитии древнегреческой философии.

В философской системе Платона уже четко можно выделить все четыре составные

части философского знания того времени: онтологию, космологию, гносеологию

и этику.

Онтология. Платон, также как и элеаты, характеризует бытие как вечное,

неизменное, всегда тождественное, неделимое, недоступное чувственному

восприятию и постигаемое только разумом. Но, в отличие от элеатов, бытие у

Платона множественно. И здесь он близок Демокриту. Вид, идея, сущность

часто употребляются Платоном как тождественные понятия.

Космология. С учением о бытии в системе Платона тесно связана космология.

Здесь Платон развивает учение о творении божеством Космоса из первобытного

Хаоса.

Теория познания. Теория познания Платона опирается на его учение и о душе.

Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его

бессмертна. Истинное знание дает только мышление. Теория познания Платона

проникнута интеллектуальным аристократизмом. Философия же в связи с этим

трактуется как свойственная лишь избранным натурам любовь к мудрости ради

нее самой.

Этика. Онтология, космология и теория познания в учении Платона носят

подчиненный вспомогательный характер. Они выступают в качестве

методологической и мировоззренческой базы для обоснования главной части

этого учения – нравственно-этической. Платон считает, что условием

нравственных поступков является истинное знание. Эти истинным знанием, в

принципе, обладает душа. По учению Платона она состоит из трех частей:

разумной, пылкой (волевой) и вожделеющей (чувственной). Платоновская этика

ориентированна на самосовершенствование личности, на создание совершенного

общества – государства. Укреплению идеального государства, по Платону,

должна служить строгая система воспитания и образования.

Завершает объективистско-онтологическую традицию Аристотель (384-322 гг. до

н.э.). Ему принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив

для каждой из них специальные области исследований, и установить различие

между теоретическими, практическими и творческими науками.

Онтология. Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в

"Метафизике". Аристотель сохраняет характерное для элеатов и Платона

понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако

Аристотель не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что

тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от

чувственного мира. Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон,

толкование. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие.

Она отвечает на вопрос: "Что есть вещь?" и представляет собой то, что

делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими.

В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию

причин бытия. Он выделяет четыре вида причин:

1. Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.

2. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность,

субстанция бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.

3. Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и

превращения возможности в действительность, энергетическая база

формирования вещей.

4. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы "Почему?" и "Для

чего?"

Учение о душе. Душа является формой по отношению к материи, однако, по

Аристотелю, присуща лишь живому существу. Душа – это проявление активности

живительной силы. Ею обладают только растения, животные и человек. Но в

каждом проявлении душа носит своеобразный характер.

Разумной же душой обладает только человек. Аристотель определяет разумную

душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет

основное начало этой души. Будучи вечным и неизменным, он один способен к

постижению вечного бытия и составляет сущность первого двигателя, который

есть чистое мышление и которым живет все в мире.

Учение о человеке. Главное отличие человека от животного, по Аристотелю,

основывается на способности человека к интеллектуальной жизни.

Интеллектуальная же жизнь предполагает нравственную позицию. Только человек

способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и

несправедливость. Центральное понятие аристотелевской этики – добродетель.

Добродетелью обладает не каждый человек, а лишь тот, кто сумел ее активно

обнаружить, тот, кто действует. Высшей формой деятельности является

познавательная и теоретическая. Так же, как и у Платона, аристотелевское

учение о человеке направлено на то, чтобы поставить на службу государству

личность.

Итоги античной философии.

Подводя итог анализу античной философии, следует отметить, что в период ее

формирования и развития сложилась основная проблематика философии,

обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о

бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Отсюда –

объективистская, натуралистическая тенденция в раннегреческой философии.

Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие

осмысливается, прежде всего, как бытие человека. Бытие в античной философии

рассматривается как упорядоченная система – Космос, важной составной частью

которого является человек. Все проблемы человека рассматриваются и решаются

в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе. Наиболее

яркое и полное воплощение данный подход нашел в системах Платона и

Аристотеля.

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.