Рефераты. Античная философия






величайших мыслителей в истории человеческой цивилизации.

Аристотеля отличают энциклопедические познания, он подвел итог

развитию философской мысли от начала Древней Греции и до Платона.

Третий период античной философии: век эллинизма (с 3 века до Р.Х. по

3 век после Р.Х.). Сюда относятся стоики, эпикурейцы, скептики.

Неоплатонизмом заканчивается развитие греческой философии.

Теперь остановимся на более ярких представителях античной философии

Гераклите, Демокрите, Платоне и Аристотеле более подробно. В этом нам

помогут труды философов Смирнова И.Н., Чанышева, Асмуса, Богомолова,

Таранова и других.

ГЕРАКЛИТ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ДИАЛЕКТИКИ

Заметный вклад в становление и развитие древнегреческой философии

внес Гераклит Эфесский. Дата жизни у разных философов датируется по-

разному. Так Таранов П.С. указывает, что Гераклит родился около 535 г. до

Н.Э., а умер около 475 г. до Н.Э., прожив 60 лет.[11] Богомолов называет

дату рождения (544 г., а дату смерти считает неизвестной).[12] Все

признают, что личность Гераклита была весьма противоречивой. Происходя из

царского рода, он уступил наследный сан своему брату, а сам удалился в храм

Артемиды Эфесской, отдав свое время занятиям философией. В конце жизни

Гераклит удалился в горы и жил отшельником. Основные произведения, дошедшие

до нас в отрывках, согласно одним исследователям, называлось "О природе"

(Богомолов, Таранов, Асмус), другие его называли "Музой". Имеется

сообщение, что она состояла из трех частей: в первой части речь шла о самой

природе, во второй – о государстве и в третьей – о боге, дошло 130

отрывков.

Анализируя философские взгляды Гераклита, нельзя не видеть, что как и

его предшественники, он в целом, остался на позиции натурфилософии, хотя

некоторые проблемы, например, диалектики противоречия, развития им

анализируются на философском уровне, то есть уровне понятий и логических

умозаключений.

Видный исследователь Гераклита М. Маркович так воссоздает ход мысли

эфесца: он (Гераклит) говорит также, что суд над миром и всем, что в нем

есть, совершается через огонь. Ибо все,… грядущий огонь будет судить и

осудит.[13]

Гераклит считает, что космос не создал никто из богов и никто из

людей, но "он всегда был, есть и будет вечно живым огнем".[14]

Итак, первоосновой всего сущего Гераклит считал первоогонь – тонкую и

подвижную легкую стихию. Огонь рассматривался Гераклитом не только как

сущность, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего

благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела.

Как замечает Богомолов, "первоначало Гераклита – живой огонь,

изменения которого аналогичны товарному обмену: все обменивается на огонь и

огонь на все, как на золото товары и товары на золото".[15] Почему у

Гераклита выбор пал именно на огонь? По мнению Рожанского И.Д. это связано

с возможным влиянием иранских религиозных представлений.

Хорошо известно, что в зороастризме огню придавалось особое значение,

выделявшее его среди прочих вещей окружающего нас мира… огонь согласно

зороастрийским религиозным текстам, представляет собой универсальную

божественную силу, разлитую по всей природе".[16] Разумеется, подобная

концепция не совсем совпадает с той ролью, которая приписывается огню

Гераклитом. И все же она могла оказать влияние на выбор Гераклитом огня в

качестве мировой первоосновы.

Гераклит говорит о родстве логоса и огня как различных аспектов

одного и того же сущего. Огонь выражает качественную и изменчивую сторону

существующего – логос – структурную, устойчивую. "Огонь – обмен или размен,

логос – пропорция этого обмена".[17]

Итак, гераклитовский логос – разумная необходимость сущего слитая с

самим понятием сущего – огня. Логос Гераклита имеет несколько

интерпретаций: логос – слово, рассказ, довод, верховный разум, всеобщий

закон и т.д. По мнению, Богомолова ближе стоит значение логоса к слову

закон как всеобщей смысловой связи сущего.

Основное положение философии Гераклита передает Платон в диалоге

"Кратил". Платон сообщает, что по Гераклиту "все движется и ничто не

покоится… невозможно войти в одну и ту же самую реку".[18]

Диалектика по Гераклиту это прежде всего изменение всего сущего и

единство безусловных противоположностей. При этом изменение рассматривается

не как простое перемещение, а как процесс становления вселенной, космоса.

В отличие от милетских философов Гераклит довольно много говорил о

познании. Он различал чувственное рациональное познание. Высшая цель

познания – познание логоса, а тем самым высшего единства мироздания и

достижения высшей мудрости. Превыше всего он ценит то, чему нас учат зрение

и слух. Глаза более точные свидетели, чем уши. "Здесь на лицо, как считает

Смирнов, примат предметного чувственного знания".[19]

В его учении присутствуют как элементы идеализма, так и материализма.

О принципах познания Гераклита высказаться однозначно не возможно. (Кстати,

еще при жизни Гераклита его нарекли "Темным" за глубокомыслие и

загадочность изложения). Хотя Гераклит не имел последователей, но явственно

видны следы его влияния в поэме Парменида, диалогах Платона, в

произведениях Аристотеля.

И без преувеличения можно сказать, что из всех философов периода

становления античной философии, Гераклит больше всего заслуживает "звания

основоположника объективной диалектики как учение о противоположностях, об

их борьбе, их единстве и мировом процессе. В этом его непреходящее

значение".[20]

ДЕМОКРИТ – И ЕГО АТОМИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Если многочисленные легенды говорили о Гераклите как о плачущем

философе, то о Демокрите, наоборот, как о смеющемся философе.

По мнению, большинства философов, Демокрит родился в 460 г. до Н.Э.,

умер в 360/370 г. до Н.Э. Прожил почти 100 лет. Родом из Абдер, происходил

из знатной семьи и был богат, но богатство забросил, всю жизнь провел в

бедноте, предаваясь исключительно любомудрию.

Совершил путешествие в Египет к жрецам, к халдеям в Персию, был в

Эфиопии. Написал 50(60) трактатов. Свои произведения писал и днем и ночью,

запираясь от всех в одном из склепов за городскими воротами.

Лучшим его произведением считается "Большой Мирострой", за которое он

получил награду в 500 талантов. (Много это или мало? Вспомним, что все

имущество Сократа стоило 5 талантов)".[21]

На первый взгляд учение атомизма предельно просто. Начало всего

сущего – неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из

несуществующего и не уничтожается в несуществующее, но возникновение вещей

есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части, в пределе на

атомы.

Атомисты, подвергая элейское понятие небытия физическому

истолкованию, первыми стали учить о пустоте как таковой. Элеаты отрицали

существование небытия. "Итак, бытие – антипод пустоты, они дуалисты, раз

принимали два начала в мироздании: небытие и бытие".[22]

У Демокрита были связи с современными учеными. Древние сообщают, что

Демокрит был учеником своего предшественника и друга Левкиппа. Он общался с

Анаксагором, был знаком с трудами ученых стран Востока.

Демокрит первым в древнегреческой философии вводит в научный оборот

понятие причины. Случайность он отрицает в смысле беспричинности.

В неорганической природе все совершается не по целям и в этом смысле

случайно, а у ученика могут быть и цели, и средства. Таким образом, взгляд

Демокрита на природу является строго причинным, детерминистическим.

Он проповедовал последовательную материалистическую позицию в учении

о природе души и познания. "Душа, по Демокриту состоит из шарообразных

атомов, т.е. подобна огню".[23]

Атомы души имеют способность к ощущению. Чувственные качества

субъективны (вкус, цвет…) отсюда, он делал вывод о ненадежности

чувственного познания (Мед горек для больного желтухой и сладок здоровому).

Но в то же время, он считал, что без "темного" знания, получаемого из

ощущений не может быть никакого знания. "Сформулировав важную догадку о

взаимосвязи чувственного и разумного, Демокрит не смог еще дать описания

механизма перехода от одного к другому. Ему неизвестны видимо, логические

формы и операции: суждение, понятие, умозаключение, обобщение,

абстрагирование".[24] Утеря "Канона", его логического произведения, не

позволяет выявить его роль в этом. О формах мышления более подробно

расскажет Аристотель.

Интересны взгляды Демокрита на человека, общество, мораль и религию.

Он интуитивно полагал, что первые из людей вели неупорядоченную жизнь.

Когда они научились добывать огонь, у них понемногу стали развиваться

различные искусства. Он высказал версию, что искусство зародилось путем

подражания (Мы научились от паука – ткачеству, от ласточки – строить дома и

т.д.), что законы создаются людьми. Писал о дурных и хороших людях.

"Дурные люди дают клятвы богам, когда попадают в безвыходное положение.

Когда же от него избавились, все равно клятв не соблюдают".[25]

Демокрит отвергал божественное провидение, загробную жизнь,

посмертное воздаяние за земные поступки. Этика Демокрита пронизана идеями

гуманизма. "Гедонизм Демокрита не только в удовольствиях, т.к. высшее

благо блаженное состояние духа и мера в удовольствиях".[26]

Его нравственные афоризмы дошли до нас в виде отдельных изречений.

Например, "богат тот, кто беден желаниями", "добро не в том чтобы не делать

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.