Рефераты. Античная философия






пребывающее, инвариантное в чувственном мире, чтобы сделать возможным

достоверное и доказательное научное знание

3

подвижного и изменчивого природного мира. В результате Аристотель дает

понятию сущности иное, чем у Платона, толкование. Он отвергает учение об

идеях как сверхчувственных умопостигаемых предметах, отделенных от

"причастных" им вещей. Платон признавал реально существующими виды и роды.

Аристотель же назвал сущностью (бытием) индивидуумы (индивидуум -

неделимое), например, вот этого человека, вот эту лошадь, а виды и роды,

по его учению, суть лишь вторичные сущности, производные от первичных.

Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4.

причины :

- сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть

(формальная причина);

- материя и подлежащее (субстрат) – то, из чего что-либо возникает

(материальная причина);

- движущая причина, начало движения;

- целевая причина – то, ради чего что-либо осуществляется

Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал ее

некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность

стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трем причинам,

причем сути бытия – форме – приписал вечность и неизменность, а источником

всякого движения считал неподвижное, но движущее начало – бога. Бог

Аристотеля – «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по

собственным законам форм и образований.

2 Проблема человека и общества, нравственных и правовых норм.

Фалес

Если не сужать проблему живого только к человеческой жизни, а

рассматривать это понятие синкретично, то есть смысл вспомнить Фалеса из

Милет, который впервые в европейской философии сформулировал идею о

единстве мироздания. Жизнь – имманентное свойство материи, сущее само по

себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Так появился гилозоизм

(хотя тогда он так еще не назывался). Фалес полагал, что душа разлита во

всем сущем, а бог есть разум мира. Монистические и органические взгляды

философов Милетской школы были очень близки по взглядам древних индийских и

китайских философов.

Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения

душ. Он считал, что всё происходящее в мире снова и снова повторяется через

определенные периоды времени, а души умерших через

4

какое-то время вселяются в других, животворя их телесность.

Гераклит определяет объективную ценность человека степенью его

адекватности Логосу, т.е. общему миропорядку. Все – едино. Гераклита

считают ярким представителем религиозного движения. Он разделял идею

бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни. Естественно,

для человека с позициями гилозоистического пантеизма смерти в целом

существовать и не могло. Гераклита иногда называют «греческим даосом» из-за

сходности его взглядов с учением Лао-Цзы.

Демокрит

Человек должен жить в удовольствии, согласуясь с собственной природой.

Наши чувства – лучшие советчики. Те из них, которые доставляют нам

наслаждение, должны служить критерием добра. А те, что вызывают страдания,

- критерием зла. Но следует отказываться от всякого наслаждения, которое

неполезно. И если перейдешь меру в наслаждениях, то самое приятное станет

неприятным. Цель жизни – хорошее расположение духа. Оно достигается

умеренностью в наслаждениях, умением владеть собой так, чтобы за

удовольствием не следовали неизбежно страдания. Нужно уметь предупредить

страдания разумным размышлением, изгонять страдания души, если они уже

постигли нас, разумом. Демокрит считал, что человек-продукт природы.

Земля, насыщенная влагой и атомами огня, породила всё живое, в том числе и

человека. Внутренности человека формировались из необходимости.

Примечательно, что Демокрит не разделяет внутренние органы человека и

животных. По его мнению, тела и человека, и животных состоят из одной и той

же материи . О движущихся в лучах солнца пылинках Демокрит говорил как о

модели движущихся атомов души. Душу человека составляют огненные атомы.

Большая концентрация этих атомов, то есть душа, отличает человека от

животных. Движение атомов души является источником жизни и сознания. Однако

душа не заперта в теле, а находится в тесной с ним связи. Дыхание

обеспечивает человеку равновесие. Оно выравнивает количество огненных

атомов, уходящих с выдохом и приходящих с вдохом. Отрицание отдельной от

тела души, что было свойственно взглядам орфиков, подтверждает

атеистический характер учения Демокрита. Движением атомов Демокрит

объясняет и такие явления как смерть и старость.

Человек для Демокрита- это не только душа и тело, это целый

микрокосмос. Внешне мы знаем человека, однако, мы должны понять то, что нам

в нём не ясно. В поиске ответа на этот вопрос Демокрит видел смысл жизни

любого философа. Процесс познания человека состоит из ощущений и из

разумного познания. Первое, чувственное познание, Демокрит считает

“тёмным”, так как оно затемняется обманом ощущений. Второе же, разумное

познание, он называет “светлым”, так как оно глубже проникает в суть вещей.

Эти два пути познания, через ощущения и разум, выступают у

5

Демокрита как два уровня познания, высший и низший. Причём они взаимно

дополняют друг друга. Это говорит о том, что Демокрит, хотя и

несознательно, но оперировал понятием порога ощущения. По его мнению,

например, нет в природе острого вкуса, а возникает он лишь во “мнении”,

когда на органы чувств воздействует вещество, атомы которого острые,

угловатой формы. Таким образом, все ощущения (тёплое и холодное, цвет,

вкус, запах) существуют лишь “во мнении”, а “по истине” существуют атомы и

пустота. В этом и есть трудность познания - разум не может найти истину без

чувств, а чувствам доверять нельзя. Трудность познания обуславливает также

индивидуальные чувства человека. Демокрит, сознавая всю сложность отношений

субъекта к объекту, ставил важную проблему, получившую в философии Нового

времени название проблемы “первичных и вторичных качеств”. Первичные

качества - это фигура, порядок и положение атомов. Они существуют и

постигаются разумом. Вторичные качества – это свойства вещей,

воспринимаемые чувственно (тепло, холод, запах и т.д.).

В середине пятого века центр тяжести философских интересов стал

перемещаться от космоса к общественным делам. Это было связано с бурным и

неспокойным течением жизни в Древней Греции. Поворот к человеческим

проблемам наблюдался и у Демокрита. Основной вопрос, волновавший философов

того времени, касался формы правления (монархия, аристократия или

демократия). Социальная философия Демокрита тесно связана с его

естественнонаучными взглядами, социально-политической обстановкой того

времени и с развитием предшествующей общественной мысли. На определённом

этапе общественного развития любого общества в нём возникает миф о “золотом

веке”. Подобная легенда существовала и в Греции. Существовала легенда и о

“первых изобретателях”. Согласно ей все общественные институты, культура,

цивилизация были даны человеку богами. Почти все люди времён Демокрита

верили в эти легенды. Однако образованная часть общества уже не считала их

достоверными. В рамках античного миропонимания появляются новые гипотезы

эволюционного развития земли и человечества. Демокрит считал, что люди,

защищаясь от диких зверей, сплачивались и учились помогать друг другу.

Сбиваясь в кучки, они постепенно учились строить жилища и заготавливать

пищу на зиму. Со знанием огня начали развиваться ремёсла, искусство. По

Демокриту нужда и опыт были двигателями развития человечества. Древний

философ считает человека частью природы, которую он постигает опытом.

Человек сам является животным. А музыка и поэзия как изящные искусства

возникали позже и не из нужды, а от избытка благ.

Во второй половине 5 века возникает понятие “природных”, “естественных”

законов. Софисты первые противопоставили то, что человеку дано природой и

то, что человек видоизменил сам. Для сторонников демократического полиса

эпохи расцвета было характерно стремление согласовать природное

6

начало с законами. Демокрит тоже резко не противопоставлял два этих

понятия. Он считал, что у человека есть врождённые задатки .Они то и были

основой прогресса человеческого общества. А его естественные потребности –

движущей силой. Природа по Демокриту является сущностью вещей, а законы –

это условность. Если закон не согласуется с природой, он должен быть

изменён. Человек – это атом общества и государства, а государство вторично,

так как любое сочетание атомов вторично к самим атомам. Следовательно,

государство, его законы должны согласовываться с природой атомов. То, что

Демокрит видел и понимал взаимосвязь между природой и законами, личностью и

обществом явилось крупным шагом в развитии самосознания личности.

Софисты

В расцвет софизма ориентир философствования в полную мощь смещается на

человека и его переживания. «Человек есть мера всех вещей», - говорил

Протагор, утверждая относительность всякого знания и ставя человека

критерием всех процессов и явлений. То, что доставляет человеку

удовольствие – хорошо, а то, что причиняет страдания – плохо. Индивид

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.