Рефераты. Античная философия






Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси

беспорядочных стихий. С ионийской школой связывают зарождение основ

астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук.

Независимо от этих древних малоазиатских ионийцев в нижне-италийских

колониях греков выступают мыслители, проникнутые той же идеей мирового

единства. К ним относятся прежде всего Пифагор и его ученики, которые

исследовали мировое целое. Они замечали прежде всего правильность в

движении небесных тел и от них пытались перенести эту правильность на

земные явления, явления физического и морального миров. Пифагорейская

школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала

до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу

после смерти Пифагора в 500 г. до н.э. По сути, это было религиозно-

философское аристократическое братство, оно имело большое влияние на

греческие полисы Южной Италии и Сицилии. Союз отличался строгими обычаями

и высокой нравственностью. Однако и облик, и поведение были лишь

следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие,

подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание.

Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа

понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл.

Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10.

Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. Им мировой

порядок представлялся в виде господства чисел; и в этом смысле они

переносят на мир, «как целое, понятие космос, первоначально означавшее

порядок, украшение». Если задать себе вопрос «философской направленности

Пифагора, то, кажется, можно с полной уверенностью сказать, что это была

прежде всего философия числа, этим оно резко отличалось от ионийской

натурфилософии, стремившейся свести все существующее к той или иной

материальной стихии с подчеркиванием ее качественного своеобразия (вода,

воздух, огонь, земля)».

Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном

звукоряде, отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете

соответствует определенная нота, а все вместе они создают интервалы

музыкальной гаммы. Ими же положено и начало музыкальной психологии:

музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела. В

пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано

множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика

греческого языка. Таким образом, пифагорейцев можно считать

родоначальниками гуманитарной, естественной, точной и систематической

наук.

Элейской школой называется древнегреческая философская школа, учения

которой развивались, начиная с конца VI в. вплоть до начала второй

половины V в. до н.э. с темя крупными философами – Парменидом, Зеноном и

Мелиссом. Два первых – Парменид и Зенон – жили в небольшом италийском

городе Элея, а третий – Мелисс – был уроженец далекого от Элеи Самоса.

Но так как основные учения школы были выработаны Парменидом и Зеноном,

гражданами из города Элеи, то школа в целом и получила название

элейской[4]. И если пифагорейцы рассматривали мировой порядок

исключительно с его количественной стороны, то в противоположность им в

VI веке выступают направления, которые подобно древним ионийским

мыслителям, понимают идею мирового единства качественно, однако, видят

при этом мировое единство не в едином мировом веществе, а в едином

правящем мировом принципе, в едином понятии, господствующем над сменой

всех явлений. Для элеатов таким понятием служит бытие, которое остается

постоянным при всяком изменении вещей.

Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в

образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить

любого искусству речи. Их главной целью было подготовить молодежь к

активной политической жизни. Деятельность софистов, релятивизировавшая

всякую истину, положила начало поискам новых форм достоверности знания –

таких, которые могли бы устоять перед судом критической рефлексии. Эти

поиски продолжил великий афинский философ Сократ (ок. 470 – 399 годы до

н.э.), сперва ученик софистов, а затем их критик. Различие Сократа от

софистов в том, что мерилом при оценке поступков для него служит

соображение, какими мотивами определяется решение, что полезно и что

вредно. Мысли Сократа послужили основой для развития большинства

последующих философских школ, которые основывали его ученики, в том числе

и Академия Платона. Суть собственной философии он объяснял одной фразой:

«Я знаю только одно, что я ничего не знаю». В своих беседах Сократ не

отвечает на вопросы, он ставит их, искусстно побуждая собеседника к

самостоятельному поиску истины. А когда тот, казалось бы, близок к ней,

находит новые аргументы и доводы, чтобы показать тщетность этих попыток.

Основной философский интерес Сократа сосредотачивается на вопросе о том,

что такое человек, что такое человеческое сознание. «Познай самого себя»

– любимое изречение Сократа.

Платон объединил в своем учении ценности двух своих великих

предшественников: Пифагора и Сократа. У пифагорийцев он воспринял

искусство математики и идею создания философской школы, которую он

воплотил в своей Академии в Афинах. Учениками Платона были

преимущественно «холеные молодые джентльмены» из аристократических родов

(можно вспомнить хотя бы самого известного его ученика – Аристотеля). Для

занятий была построена Академия в живописном уголке на северо-западной

окраине города. Знаменитая философская школа просуществовала до самого

конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан

закрыл ее. Хотя Платон, подобно Сократу, и считал, что взимание платы за

мудрость ничем не лучше взимания платы за любовь, и так же, как и он,

называл софистов «проститутами от философии» за то, что они требовали

деньги с учеников, это не мешало Платону принимать богатые подарки и

всяческую помощь от сильных мира сего. У Сократа Платон научился и

сомнению, и иронии, и искусству беседы. Диалоги Платона пробуждают

интерес и учат размышлению над весьма серьезными проблемами жизни,

которые не сильно изменились за две с половиной тысячи лет. Наиболее

значимыми в философии Платона являются представления об Идеях,

Справедливости и Государстве. Он пытался сочетать философское и

политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных

править справедливо, исходя из принципов общего блага.

В 335 г. до н.э. Аристотель, ученик Платона, основал собственную

школу – Ликей, или Перипат, отличавшуюся исключительно философской

направленностью. Однако стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать

по его работам, представляющими из себя зачастую сборники лекций и

курсов. Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в

политике было воспитание Александра Македонского. На развалинах Великой

Империи возникли Эллинистические государства и новые философы.

Если прежние этические учения видели главное средство нравственного

совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то

теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой

жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего – от

политически-социальной сферы. Такова в значительной мере установка школы

стоиков. Эта школа, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э.,

существовала еще во времена Римской империи. Философия для стоиков – не

просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только

философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и

достоинство в трудной ситуации, сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в

поздней Римской Империи, где разложение нравов в первые века новой эры

достигло высшей точки. Свободу от власти внешнего мира над человеком

стоики считают главным достоинством мудреца; сила его в том, что он не

есть раб собственных страстей. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не

боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки

умирать. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность

всего сущего. Зенон так говорил о стоике: «Жить последовательно, то есть

согласно с единым и гармоническим жизненным правилом, ибо те, кто живет

непоследовательно, несчастливы». Природа для стоика – это рок или судьба:

примирись с роком, не сопротивляйся ему – вот одна из заповедей Сенеки.

Полный отказ от социального активизма в этике встречается у

знаменитого материалиста Эпикура (341 – 270 годы до н.э.). Наиболее

известным из римских эпикурейцев был Лукреций Кар (ок. 99 – 55 годы

н.э.). Отдельный человек, а не общественное целое – вот отправной пункт

эпикуровской этики. Тем самым Эпикур пересматривает определение человека,

данное Аристотелем. Индивид – первичен; все общественные связи, все

отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний и

рациональных соображений пользы и удовольствия. Общественный союз,

согласно Эпикуру, не высшая цель, но лишь средство для личного

благополучия индивидов; в этом пункте Эпикур оказывается близок к

софистам. В 306 г. до н.э. в Афинах он основал школу. В отличие от

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.