Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси
беспорядочных стихий. С ионийской школой связывают зарождение основ
астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук.
Независимо от этих древних малоазиатских ионийцев в нижне-италийских
колониях греков выступают мыслители, проникнутые той же идеей мирового
единства. К ним относятся прежде всего Пифагор и его ученики, которые
исследовали мировое целое. Они замечали прежде всего правильность в
движении небесных тел и от них пытались перенести эту правильность на
земные явления, явления физического и морального миров. Пифагорейская
школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала
до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу
после смерти Пифагора в 500 г. до н.э. По сути, это было религиозно-
философское аристократическое братство, оно имело большое влияние на
греческие полисы Южной Италии и Сицилии. Союз отличался строгими обычаями
и высокой нравственностью. Однако и облик, и поведение были лишь
следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие,
подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание.
Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа
понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл.
Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10.
Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. Им мировой
порядок представлялся в виде господства чисел; и в этом смысле они
переносят на мир, «как целое, понятие космос, первоначально означавшее
порядок, украшение». Если задать себе вопрос «философской направленности
Пифагора, то, кажется, можно с полной уверенностью сказать, что это была
прежде всего философия числа, этим оно резко отличалось от ионийской
натурфилософии, стремившейся свести все существующее к той или иной
материальной стихии с подчеркиванием ее качественного своеобразия (вода,
воздух, огонь, земля)».
Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном
звукоряде, отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете
соответствует определенная нота, а все вместе они создают интервалы
музыкальной гаммы. Ими же положено и начало музыкальной психологии:
музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела. В
пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано
множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика
греческого языка. Таким образом, пифагорейцев можно считать
родоначальниками гуманитарной, естественной, точной и систематической
наук.
Элейской школой называется древнегреческая философская школа, учения
которой развивались, начиная с конца VI в. вплоть до начала второй
половины V в. до н.э. с темя крупными философами – Парменидом, Зеноном и
Мелиссом. Два первых – Парменид и Зенон – жили в небольшом италийском
городе Элея, а третий – Мелисс – был уроженец далекого от Элеи Самоса.
Но так как основные учения школы были выработаны Парменидом и Зеноном,
гражданами из города Элеи, то школа в целом и получила название
элейской[4]. И если пифагорейцы рассматривали мировой порядок
исключительно с его количественной стороны, то в противоположность им в
VI веке выступают направления, которые подобно древним ионийским
мыслителям, понимают идею мирового единства качественно, однако, видят
при этом мировое единство не в едином мировом веществе, а в едином
правящем мировом принципе, в едином понятии, господствующем над сменой
всех явлений. Для элеатов таким понятием служит бытие, которое остается
постоянным при всяком изменении вещей.
Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в
образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить
любого искусству речи. Их главной целью было подготовить молодежь к
активной политической жизни. Деятельность софистов, релятивизировавшая
всякую истину, положила начало поискам новых форм достоверности знания –
таких, которые могли бы устоять перед судом критической рефлексии. Эти
поиски продолжил великий афинский философ Сократ (ок. 470 – 399 годы до
н.э.), сперва ученик софистов, а затем их критик. Различие Сократа от
софистов в том, что мерилом при оценке поступков для него служит
соображение, какими мотивами определяется решение, что полезно и что
вредно. Мысли Сократа послужили основой для развития большинства
последующих философских школ, которые основывали его ученики, в том числе
и Академия Платона. Суть собственной философии он объяснял одной фразой:
«Я знаю только одно, что я ничего не знаю». В своих беседах Сократ не
отвечает на вопросы, он ставит их, искусстно побуждая собеседника к
самостоятельному поиску истины. А когда тот, казалось бы, близок к ней,
находит новые аргументы и доводы, чтобы показать тщетность этих попыток.
Основной философский интерес Сократа сосредотачивается на вопросе о том,
что такое человек, что такое человеческое сознание. «Познай самого себя»
– любимое изречение Сократа.
Платон объединил в своем учении ценности двух своих великих
предшественников: Пифагора и Сократа. У пифагорийцев он воспринял
искусство математики и идею создания философской школы, которую он
воплотил в своей Академии в Афинах. Учениками Платона были
преимущественно «холеные молодые джентльмены» из аристократических родов
(можно вспомнить хотя бы самого известного его ученика – Аристотеля). Для
занятий была построена Академия в живописном уголке на северо-западной
окраине города. Знаменитая философская школа просуществовала до самого
конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан
закрыл ее. Хотя Платон, подобно Сократу, и считал, что взимание платы за
мудрость ничем не лучше взимания платы за любовь, и так же, как и он,
называл софистов «проститутами от философии» за то, что они требовали
деньги с учеников, это не мешало Платону принимать богатые подарки и
всяческую помощь от сильных мира сего. У Сократа Платон научился и
сомнению, и иронии, и искусству беседы. Диалоги Платона пробуждают
интерес и учат размышлению над весьма серьезными проблемами жизни,
которые не сильно изменились за две с половиной тысячи лет. Наиболее
значимыми в философии Платона являются представления об Идеях,
Справедливости и Государстве. Он пытался сочетать философское и
политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных
править справедливо, исходя из принципов общего блага.
В 335 г. до н.э. Аристотель, ученик Платона, основал собственную
школу – Ликей, или Перипат, отличавшуюся исключительно философской
направленностью. Однако стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать
по его работам, представляющими из себя зачастую сборники лекций и
курсов. Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в
политике было воспитание Александра Македонского. На развалинах Великой
Империи возникли Эллинистические государства и новые философы.
Если прежние этические учения видели главное средство нравственного
совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то
теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой
жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего – от
политически-социальной сферы. Такова в значительной мере установка школы
стоиков. Эта школа, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э.,
существовала еще во времена Римской империи. Философия для стоиков – не
просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только
философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и
достоинство в трудной ситуации, сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в
поздней Римской Империи, где разложение нравов в первые века новой эры
достигло высшей точки. Свободу от власти внешнего мира над человеком
стоики считают главным достоинством мудреца; сила его в том, что он не
есть раб собственных страстей. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не
боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки
умирать. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность
всего сущего. Зенон так говорил о стоике: «Жить последовательно, то есть
согласно с единым и гармоническим жизненным правилом, ибо те, кто живет
непоследовательно, несчастливы». Природа для стоика – это рок или судьба:
примирись с роком, не сопротивляйся ему – вот одна из заповедей Сенеки.
Полный отказ от социального активизма в этике встречается у
знаменитого материалиста Эпикура (341 – 270 годы до н.э.). Наиболее
известным из римских эпикурейцев был Лукреций Кар (ок. 99 – 55 годы
н.э.). Отдельный человек, а не общественное целое – вот отправной пункт
эпикуровской этики. Тем самым Эпикур пересматривает определение человека,
данное Аристотелем. Индивид – первичен; все общественные связи, все
отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний и
рациональных соображений пользы и удовольствия. Общественный союз,
согласно Эпикуру, не высшая цель, но лишь средство для личного
благополучия индивидов; в этом пункте Эпикур оказывается близок к
софистам. В 306 г. до н.э. в Афинах он основал школу. В отличие от
Страницы: 1, 2, 3, 4