Рефераты. Аксиология






Аксиология

ПЛАН

Введение…………………………………………………………..3

1. Роль ценностей в осмыслении культуры………………………..4

2. Проблемы современной аксиологии…………………………...12

3. Проблема многообразия трактовок понятия "ценность"……..18

4. Заключение ……………………………………………………...23

5. Список литературы ……………………………………………..24

ВВЕДЕНИЕ

Ценность есть нечто всепроникающее,

определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой

личности, и каждого события, и каждого поступка.

Н.О. Лосский.

Выдающийся ученый Р.У. Сперри, обосновал положение о том, что "мир, в

котором мы живем, движим не только бессознательными силами, но также, - и в

более решающей степени, - человеческими ценностями... и что борьба за

спасение планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более

высокого порядка". Сперри обосновал необходимость создания аксиологической

науки, исследующей предмет универсальных ценностей, обеспечивающих

целостное благополучное существование человека и мира. Более того, он

доказал в ученом мире положение, что только ценностный подход - только

создание новых этико-моральных ценностей - способен свести все научные

знания к единственной "теории всего".

Ценности, родились в истории человеческого рода как некие духовные

опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных

испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление

оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале, желаемом,

нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни. "Ценность - это

реальный ориентир человеческого поведения, формирующий жизненные и

практические установки людей", - писал российский философ И.Т.Фролов. А

потому, представляет важность и интерес изучать " аксиологию - науку о

ценностях жизни и человека, содержание внутреннего мира личности и ее

ценностные ориентации" (Б.Г. Ананьев).

РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В ОСМЫСЛЕНИИ КУЛЬТУРЫ

Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого из

исследователей не вызывает сомнений. Более того, чаще всего культуру как

социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. "Культура

есть выявление смысла мира в общности людей, в их практике и в идеалах,

разделяемых ими сообща",- отмечал в своем пленарном докладе Ф.Дюмон. В

современных философских постижениях культуры основательно актуализируется

ее аксиологическая природа.

В чем же заключается специфика ценности как компонента культуры?

Очевидно в том, что ценность выражает человеческое измерение культуры,

воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого

существования. Она как бы стягивает все духовное многообразие к разуму,

чувствам и воле человека. Таким образом, ценность – это не только

"осознанное", но и жизненно, экзистенциально прочувствованное бытие. Она

характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку

пропущена через личность, через ее внутренний мир. Если идея – это прорыв к

постижению отдельных сторон бытия, индивидуальной и общественной жизни, то

ценность – это скорее личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не

только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта

человека.

Рассматривая культуру через призму ценностных отношений, В.П.

Большаков дает следующее определение культуры:

"Культура, на мой взгляд, - это обработка, оформление, одухотворение,

облагораживание людьми окружающей среды и самих себя, своих разнообразных

отношений, своей деятельности: ее процессов, целей, способов, результатов.

Когда мы в таком ракурсе характеризуем культуру, то предполагается именно

особое оформление природы, самого человека: его тела, движений, мыслей,

чувств, намерений, отношений с другими людьми. Оформление, имеющее

ценностный смысл, ценностное содержание".

В.П. Большаков изучая базовые жизненные потребности и ценности

человека, выделяет три уровня культуры на основе их доминирования(у

человека, группы, социума). Под уровнем культуры он понимает показатель ее

реального состояния, предельных возможностей ее осуществления в жизни.

Низший уровень (непосредственно граничит с бескультурьем). Этот

уровень первичен. Он возник, когда человек начал ощущать себя человеком,

переходя от биологического состояния к социальному, и первой из

осознаваемых потребностей была витальная (от лат. vita - жизнь),

потребность в собственной жизни, стремление жить и выжить. Человек в любую

эпоху, в любом возрасте может оставаться на этом уровне культуры. Тогда все

элементы действительности и культуры существуют в отношении к витальным

потребностям, как обеспечивающие их удовлетворение.

Уровень специализированной культуры. В основе его - доминирование

интереса к самой жизни, к какой-то из ее сторон, потребность в

самореализации. Человек, выходящий на этот уровень культуры, проявляется

через реализацию своих потребностей и возможностей при увлечении каким-то

делом, мастерством, профессией или даже хобби. Таким образом,

удовлетворяется потребность жить жизнью своих способностей. Для людей

такого уровня культуры другой человек интересен и ценен как объект

профессиональной устремленности или только в связи с ней. Как заметил

И.Кант: "Ученые думают, что все существуют ради них. Дворяне думают так же"

Конечно, в жизни все гораздо сложнее, в том числе и проявление данного

уровня культуры. Есть, видимо, промежуточные уровни между первым и вторым,

вторым и третьим.

Уровень полноценной культуры. Доминантная базовая потребность этого

уровня - потребность в жизни другого человека, увлеченность жизнью другого.

Речь идет не о деятельности, на благо общества, не об альтруизме. Яркое

проявление выхода на высший уровень культуры - настоящая любовь, когда

хочется приносить радость другому человеку. Но подобное отношение (близкое

к такому) может проявляться и через профессию, и через хобби и через что

угодно. В нравственности, например, это направленность на другого даже в

самооценках, это - обостренная совесть, это - тактичность, деликатность,

терпимость. На высшем уровне характерна направленность на культурное

самообогащение, живой интерес к разнообразным явлениям культуры, не

ограниченный профессиональной однобокостью. На третий уровень культуры в

обществе обычно выходят немногие, действительно культурная элита.

Живые люди плохо укладываются даже в хорошие схемы. Конкретный человек

чаще всего в каких-то отношениях находится на одном уровне культуры, в

каких-то - на другом. Но доминирует в личности, сущностно значим всегда

какой-то один из уровней. В любом обществе культура существует на всех

трех. Легче всего, доступнее всего и обыденнее, конечно, низший уровень,

витальный. Уже находясь на уровне специализированном, жить обычно сложнее,

хотя интереснее. Третий уровень для большинства людей достижим лишь в

частных моментах жизни. Для отдельных личностей он бывает вполне

органичным, но жить таким людям в нашем, всегда несовершенном мире зачастую

очень трудно.

Освоение ценностей культуры (и прежних эпох и периодов, и новых,

рождающихся) людьми разных уровней культуры - это отдельная и сложная

проблема, и практическая и теоретическая. Ведь даже понимание того, что

является ценностью культуры, а что - псевдоценностью, дается не просто. Нет

однозначности и в разных трактовках того, что такое ценность вообще и в

частности. И в то же время, видимо, недаром утверждают, что именно ценность

служит "основой и фундаментом всякой культуры".

Опираясь на классическую философскую традицию и разработки наших

исследователей советского периода, которые пытались преодолеть

ограниченность как утилитарного, так и чрезмерно абстрактного подхода к

проблеме ценностей, профессор СпбГУ и НовГУ Г.П. Выжлецов развил в целом

удачную и перспективную, концепцию ценностного постижения культуры.

Основные свойства ценностей и ценностных отношений по концепции

профессора Г.П. Выжлецова:

"1) Исходная особенность ценностных отношений в том, что они включают

в себя... желаемое, связанное с добровольным, свободным выбором, душевным

стремлением;

2) ценности не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от

природы и от самого себя, а напротив, объединяют, собирают людей в общности

любого уровня: семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество в

целом, включая, как говорил П.А.Флоренский, в это единство человечности

весь мир;

3) ценностные отношения являются для людей не внешними и

принудительными, а внутренними и ненасильственными;

4) Подлинными ценностями, например, совестью, любовью или мужеством,

нельзя завладеть с помощью силы, обмана или денег, отобрать их у кого-либо

так же, как власть или богатство".

Г.П. Выжлецов считает, что ценности выражают определенные типы

отношений между людьми, и именно таких отношений, которые не разъединяют,

не отчуждают человека от других людей, от природы и от самого себя, а

напротив, объединяют людей в общности, такие, как семья, народность, нация,

общество в целом, включая, как говорил Флоренский, в это единство

человечности весь мир.

Исходно любые ценности связаны со значимостью, пригодностью,

полезностью. Ценностью становится только положительная значимость, а

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.