Рефераты. Российская урбанизация: социально-экологические последствия






На психику человека подавляюще воздействуют и ритмические сигналы, поступающие от равномерно работающих механизмов - конвейерных линий фабрик и заводов, эскалаторов и транспортеров, станков и т.п. Утомляет зрение и нервную систему вид равномерно перемещающейся ленты транспортера или множества сходных движущихся объектов, например машин или пешеходов.

Агрессивность визуальной городской среды проявляется также в ее однообразии. Утомляют однообразные современные многоэтажные здания, интерьеры помещения, ряды гаражей и т.д. Замечено, что в городских условиях близорукость встречается чаще в 1,5 - 2 раза, чем в сельской местности. Вынужденные постоянно рассматривать однообразные близкие объекты, горожанин перенапрягает зрение. Возможно, однообразие пейзажей некоторых районов страны, например, тундры, где большую часть времени лежит снег, влияет на то, что в северных районах частота близорукости достигает 32,5%, в то время как в южных районах - 3,7 - 5,3%.

Воздушная среда городов насыщена агрессивными запахами. Это запахи бензина, различных масел, красок и масел, выхлопных газов автомобилей, свежего асфальта и мебели из ДСП, запах гари и резины. Это и более приятные, но не менее опасные для здоровья запахи дезодорантов, духов, стиральных порошков, способные вызывать аллергическую реакцию. А запахи доминирующих в городе производств?! Почти каждый город имеет свой специфический запах. По запаху легко можно узнать города-металлурги, города-химики, города с рыбной промышленностью и т.д. Во многих случаях выбрасываемые в воздух вещества не только оказывают раздражающее действие на обоняние и нервную систему, но, и, попадая в организм, наносят вред здоровью.

Еще одна сторона жизни современных городов - образование и накопление огромного количества твердых, жидких, газообразных отходов как промышленного, так и бытового происхождения. Жидкие отходы просачиваются в грунт и загрязняют источники питьевой воды и грунтовые воды, газообразные - вызывают смог, отравляя все живое своими ядовитыми парами. Огромную проблему создают твердые отходы. На сегодняшний день в городах страны накопилось 55 млн. т. бытовых отходов - и то только на зарегистрированных свалках. В Москве ежегодно образуется около 2,5 млн. т. твердых бытовых отходов и около 6 млн. т. промышленных. Из них только 10% бытовых и около 50% промышленных отходов подвергается переработке.

Основную массу твердых отходов (до 74%) составляют бумага и пищевые отходы, но немало и долго не разрушающихся пластмасс и синтетических материалов. Сжигать их нельзя, так как при этом выделяются многочисленные токсичные вещества (диоксин, фтористые соединения и т. д.).

В черте Москвы находится 108 свалок, каждая занимает от 6 до 50 га земли. В целом по стране более 20 тыс. га. занимают свалки. Часть бывших свалок, оказавшихся в черте городов, застраиваются жилыми кварталами. Однако продолжающий выделяться биогаз - результат разложения органических веществ - создает взрыво- и пожароопасную ситуацию.

На свалках в большом количестве размножаются грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний.

Свалки бытовых отходов загрязняют окружающую среду, создавая эпидемиологическую и токсикологическую опасность: страдают атмосферный воздух, почва и грунтовые воды. Почвы и растительность загрязняются на расстоянии до 1,5 км от свалок.

Систематическое использование загрязненной воды приводит к снижению иммунитета и развитию лейкозоподобных заболеваний у человека и домашних животных. Наиболее опасным является фильтрат - результат просачивания дождевой воды через слой твердых отходов. Сроки его выхода для песков составляют 1 год, а для глин до 25 лет после захоронения отходов. Вблизи свалок в почве и грунтовых водах обнаружены соединения мышьяка, кадмия, хрома, свинца, ртути, никеля. Каждый выброшенный аккумулятор для автомобиля содержит до 9,5 кг свинца. Рост потребности в люминесцентных и дугоразрядных лампах увеличивает опасность заражения окружающей среды ртутью.

Резкое ухудшение экологического состояния среды увеличило количество инфекционных и онкологических заболеваний. Так, если в 1970 г. на 100 тыс. населения было 198 онкологических больных, а в 1980 г. - 231, то в 1990 г. - 265. Значительная часть генетических отклонений обусловлена мутагенными факторами среды. В 1980-е гг. в стране около 10% детей (200 тыс.) рождались с психическими и физическими недостатками, около 30 тыс. - мертвыми, около 25% - недоношенными ввиду неправильного развития по генетическим причинам. Частота пороков развития в 1933 - 1935 гг. составляла 4 - 7,7%, в 1950-е гг. - 8,5 - 12%, в 1970-е гг. - 14 - 17%. В отдельных городах в настоящее время около четверти детей имеют пороки развития. Только недавно люди узнали, что из всех родившихся только 40% можно отнести к группе здоровья, к концу первого года жизни их остается уже 30%.

Негативная динамика состояния окружающей среды оказывает существенное влияние и на уровень смертности российского населения. Так, на 1000 человек населения в 1980 г. умерших было 11, в 1990 г. - 11,2, в 1995 - 15,7. По продолжительности жизни наша страна оказалась на последнем месте среди всех развитых стран мира, а по количеству заболеваний - на первом.

Влияние городской среды на уровень смертности исторически существенно менялась. Первые статистические данные, относящиеся к Х1Х столетию, свидетельствуют о более высокой смертности горожан в сравнении с сельским населением, причем этот показатель рос при увеличении города. Постепенно возобладала тенденция к уменьшению показателей смертности горожан, к концу 1980-х гг. ситуация радикально изменилась: городских жителей меньше, чем сельчан затронула негативная тенденция показателей смертности. Специалисты считают, что уровень смертности в городах - результат баланса позитивных и негативных воздействий урбанизации на здоровье человека. К негативным относят следующие факторы:

повышенную эпидемическую опасность в результате концентрации большого количества числа жителей на малой территории;

повышенные стрессовые нагрузки, гиподинамия в результате городского образа жизни;

загрязненность городской среды промышленными и бытовыми отходами, выхлопными газами и т.д.

К преимуществам города, влияющим на продолжительность жизни, обычно причисляют следующие факторы:

комфортность жилища, развитое коммунальное хозяйство и инфраструктуру в целом;

более развитую и доступную систему медицинского обслуживания;

интенсивность санитарных мероприятий и развитие индустрии отдыха.

В конце 1980-х гг. Отдел демографии НИИ Госкомстата СССР применил к материалам переписей две методики, позволяющие изучить влияние урбанизации на смертность:

на основе группировки городов по величине;

на основе группировки городов по уровню смертности ото всех причин.

Все факторы смертности были классифицированы как экзогенные, т.е. внешние (смертность от инфекций, болезней органов дыхания, пищеварения, отравлений, травм, несчастных случаев) и эндогенные, внутренние (болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования и др.).

Результаты исследований причин смерти по категориям городов РСФСР 1979г. свидетельствуют о заметных половых различиях в факторах смертности. Так, у женщин вероятность смерти от несчастных случаев, травм и отравлений для всех категорий городов была примерно в 3 раза меньше, чем у мужчин, а по экзогенным причинам в целом - примерно в 1,5 - 2 раза меньше. Однако для женщин, и для мужчин вероятность смерти от экзогенных причин уменьшилась с увеличением размеров города, а от эндогенных - стабильно росла. Были выявлены и существенные территориальные различия. Наиболее неблагоприятная экологическая ситуация сложилась на северо-востоке страны. В целом горожане чаще, чем сельские жители, страдают неврозами, заболеваниями сосудов мозга, болезнями центральной нервной системы, органов дыхания.

На здоровье населения влияет величина города сама по себе, так как для большинства крупных городов характерным является интенсивное загрязнение атмосферы, причем загрязняющих агентов насчитываются сотни. Однако выводы об усилении загрязнения города по мере роста численности населения правомерны лишь для поселений с числом жителей менее 100 тыс. В более крупных городах уровень загрязнения почти не растет, однако заметна дифференциация в различных районах. С увеличением города доля мобильных источников (в основном автотранспорта) в общем загрязнении атмосферы увеличивается и достигает 60 - 70%.

Вместе с тем именно размещение конкретных вредных производств определяет опасность городской среды для здоровья горожан. Взаимосвязь между показателями здоровья населения и типами городов была выявлена в специальном медицинском исследовании. За основу анализа было взято воздействие загрязнения среды на детский организм - как наиболее восприимчивый к влиянию вредных факторов. При этом на материале 30 городов были выявлены типичные структуры загрязнения (по четырем условным уровням):

первый, допустимый уровень; характеризуется наименьшей заболеваемостью;

второй, умеренно опасный; характеризуется отклонением показателей физического развития на 10 - 30%, увеличением суммарной заболеваемости на 10 - 20%, а болезней органов дыхания - на 10 - 50%;

третий, опасный уровень; ведет к функционально-морфологическим отклонением на 30 - 100%;

на четвертом, чрезвычайно опасном уровне суммарная заболеваемость детей по сравнению с относительно чистыми районами возрастает в 2 раза, количество заболеваний органов дыхания - до 3 раз; часто встречаются патологии беременности и родов.

Допустимый уровень загрязнения наиболее характерен для малых городов с небольшой промышленностью, где умеренно опасная степень загрязнения распространяется обычно на 10 - 20% территории. Несколько хуже обстоит дело с загрязнением среды в средних и малых городах машиностроительного профиля (опасная и чрезвычайно опасная степени не встречаются, а умеренно опасно загрязнено до 50% территории). В крупнейших городах с многоотраслевой промышленностью встречаются все четыре степени загрязнения: (чрезвычайно опасная - 1 - 5% территории, опасная - 10 - 20%, умеренно опасная - 30 - 50%). Относительно чистая территория занимает в таких городах от 30 до 50% .

Существенное влияние на городскую среду оказывают не только стационарные источники загрязнения (промышленные предприятия и т.д.), но и мобильные, преимущественно автотранспорт. Так, средний и малый город с интенсивным автотранспортом может иметь худшую структуру загрязнения территории, чем крупные поселения. Для такого типа городов характерна чрезвычайно опасная степень загрязнения 10% территории, опасная - 20%, умеренно опасная - 50 - 60%, а допустимая фиксируется лишь на 10 - 20 % территории.

Худшая структура загрязнения характерна для крупных и средних городов с металлургическими предприятиями. В таких городах вообще нет относительно чистых территорий, умеренно опасно были загрязнены от 30 до 50%, опасно - от 50 до 100% площади поселения, а доля чрезвычайно опасно загрязненных территорий - 10 - 20%.

Относительно благоприятная для жизни и здоровья населения окружающая среда характерна лишь для малых городов с небольшой промышленностью. По данным 1989 г. только 27,1% населения жили в таких городах, т.е. в экологически опасных условиях жили 3/4 населения. Кроме того, в конце 1980-х гг. десятки российских городов признаны зонами экологического бедствия.

Итак, в современное время большинства российских граждан проживают либо на умеренно опасной для жизни и здоровья территории, либо на опасной и очень опасной. Отмечается быстрый рост числа наследственных заболеваний. Наряду с другими факторами обострившийся экологический кризис ведет к неблагоприятной демографической ситуации, в том числе к фактически начавшемуся процессу вымирания россиян.

ЛИТЕРАТУРА:

Кузнецов В.Н. Городская среда и человек.// Биология, 2000, № 21. - с. 11.

Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. - М.: Владос, 1998.

Сенявский А. Российская урбанизация.// История, 1998, №31. - с 12 - 16.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.