Рефераты. Правовая охрана вод






2.2.Субъект и объект права водопользования.

2.2.1. Субъекты права водопользования.

При определении субъекта права водопользования следуют из общего понятия субъекта права, принятого в юридической науке.

Субъектом права считаются лица или организации, которые по закону наделены правоспособностью, т.е. способностью иметь субъективные права и юридические обязанности См.Петров В.В. Природноресурсовос право и правовая охрана окружающей среды. М.,1988, с.240..

Иногда для характеристики понятия субъекта права употребляется термин "правосубъективность". Некоторые авторы отождествляют правосубъективность с правоспособностью. Другие считают, что правосубъективность включает в себя два основных момента: способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность) и способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность).

В зависимости от круга и содержания предусматриваемых правоспособностью возможных прав и обязанностей различают общую, отраслевую и специальную правоспособность.

Общая правоспособность - это способность лишь быть субъектом права вообще. Содержание общей правоспособности конкретизируется в правоспособности в отдельных отраслях права - отраслевой правоспособности.

Отраслевая правоспособность - это способность лица быть участником правоотношений той или иной отрасли права.

А специальная правоспособность - это способность быть участником лишь определенного круга правоотношений в пределах данной отрасли права.

На основании изложенного, субъектами права водопользования надлежит признать предприятия, учреждения и граждан, которые по закону наделены абстрактной юридической возможностью пользоваться водами на территории страны (правоспособностью по водопользованию).

В законодательстве нет нормы, которая бы исчерпывающим образом определила круг субъектов права водопользования. Но нет и нормы, абсолютно запрещающей тем или иным субъектам пользование водами в любом виде. Отсюда можно сделать вывод, что законодатель признает субъектами права водопользования вообще всех без исключения субъектов права: предприятия, учреждения, организации и граждан, нуждающихся в пользовании водами для правомерной деятельности.

2.2.2. Объекты права водопользования.

Объектами права водопользования являются те категории вод (водных объектов), которые составляют государственный водный фонд или их отдельные участки, надлежащим образом юридически обособленные См.Ерофеев Б.В. Экологическое право. М.,1992,с.287..

В правоотношениях водопользования эти категории вод продолжают оставаться объектами права государственной собственности. Но в то же время они становятся объектами права водопользования и в связи с этим приобретают некоторые новые характерные свойства и признаки, которые дополняют правовую характеристику морей, озер, рек, водохранилищ, подземных вод, ледников и других водных объектов, как объектов права собственности. Прежде всего отчетливо выступает качество непотребляемости водных объектов в отличие от потребляемости воды. Вода как вещество выступает во многих случаях как средство потребления. Она потребляется в быту, в промышленности и в сельском хозяйстве. Процесс потребления воды характеризуется весьма разнообразными техническими способами, общественными формами, но его сущность во всех случаях сводится к тому, что некоторая масса вещества воды выходит из состава единого государственного водного фонда и не возвращается в него.

Анализ процесса водопотребления и характеристики воды как потребляемой вещи показывают, что вещество воды не может быть объектом права водопользования, так как в процессе пользования оно перестает быть собственностью государства и водным фондом. Между тем, объектом права водопользования может быть только такой предмет, который в процессе пользования продолжает быть объектом права государственной собственности на воды и в любой момент может быть изъят из пользования по решению компетентного государственного органа. Другими словами, объектом водопользования может быть лишь непотребляемая вещь.

Так как вода в море - вещь потребляемая, а само море не потребляется в эксплуатации, то и всегда сохраняется как объект права государственной собственности. То же самое можно сказать и о других водных объектах.

В отличие от земли, как природного объекта, объекта собственности и землепользования, водные объекты могут быть уничтожены естественным или искусственным путем. Они однако могут быть и заново созданы. Количество и виды водных объектов могут изменяться и без изменения территории страны. К примеру, какое либо предприятие создало водохранилище. Согласно ст.4 Основ водного законодательства оно принадлежит к категории водных объектов, входящих в состав государственного водного фонда. На этом основании водохранилище (как скопление воды) является собственностью государства. С этого же момента предприятие, создавшее его, становится по общему правилу водопользователем. Таким образом, единый государственный фонд изменяется независимо от изменения территории страны.

Все водные объекты, составляющие единый государственный фонд, являются одновременно объектами права водопользования. В составе единого государственного водного фонда нет объектов, которые бы не состояли в каком-либо, чьем-либо пользовании, нет водных объектов государственного запаса.

В нашем законодательстве нет таких правовых норм, которые бы устанавливали возможность полного изъятия водных объектов из пользования. Согласно ст. 13 Основ водного законодательства использование водных объектов, имеющих особое государственное значение, либо особую научную или культурную ценность, может быть частично или полностью запрещено в порядке, устанавливаемом Советом Министров. Как видно, это правило касается лишь возможности запрещения хозяйственного пользования водных объектов. Но объекты, изъятые из хозяйственного пользования, могут оставаться в пользовании нехозяйственном, в виде заповедника или памятника природы. Отсюда следует, что запрещение хозяйственного пользования не означает полного изъятия водных объектов из пользования.

В силу ст. 15 Основ водного законодательства на водных объектах, предоставленных в обособленное пользование, общее водопользование допускается на условиях, установленных первичным пользователем по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод, а при необходимости может быть запрещено.

И это правило не означает полного изъятия водных объектов из пользования, поскольку оно предусматривает возможность запрещения общего водопользования лишь на этих водных объектах, которые уже состоят в обособленном пользовании каких-либо субъектов.

Таким образом, все водные объекты единого государственного водного фонда состоят в пользовании, иными словами, все они - объекты права водопользования. Разумеется, это положение следует понимать в юридическом аспекте. В действительности тот или иной водный объект в данный момент может никем не эксплуатироваться, но это не значит, что он юридически не состоит в пользовании, так как носители права общего водопользования по закону могут в любой момент, в любом месте, по своему усмотрению, не спрашивая разрешения государственных органов, пользоваться водным объектом, т.е. реализовать свое право пользование.

При отнесении водных объектов к числу категории единого государственного водного фонда их основное целевое хозяйственное назначение не принимается во внимание, так как большинство водных объектов имеет комплексное многоцелевое назначение. Объектами права водопользования являются природные запасы, объектизированные и юридически обособленные в качестве водных фондов, составляющих единый государственный фонд. В необходимых случаях и отдельные участки или части ограниченные, выступают как объекты водопользования.

2.3. Права и обязанности водопользователей.

Право специального водопользования принадлежит тем субъектам, которые являются владельцами (на правах собственности или оперативного управления) сооружений и устройств, при помощи которых они осуществляют пользование водами. Этим субъектам выдаются разрешения государственных органов по регулированию использования и охране вод на право добычи воды или сброса сточных вод, эксплуатации плотин, причалов, плавучих средств и т.п. Но если по тем или иным причинам указанные субъекты утрачивают право собственного или оперативного управления на водохозяйственные сооружения, то они утрачивают вместе с тем и права специального водопользования, связанные с эксплуатацией данных сооружений. Если водохозяйственные сооружения переходят из собственности или оперативного управления одного субъекта в собственность или оперативное управление другого, то и право специального водопользования переходит от одного субъекта к другому. Юридическим моментом перехода права водопользования в рассматриваемых случаях является факт перерегистрации водопользования в установленном порядке (отметка в техническом паспорте на водохозяйст-вениос сооружение, отметка в судовом реестре и судовом свидетельстве) См.подр.Водный кодекс Республики Башкортостан. Уфа, 1994..

Что касается права общего водопользования, то оно, как известно, представлено всем гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям непосредственно по закону для пользования водами без применения сооружений и устройств, влияющих на состояние вод, и не требуют какого бы то ни было разрешения государственных органов. Право общего водопользования является сугубо личным. Оно не может передаваться или передвигаться.

Право общего водопользования в процессе его осуществления ни в какой мере не фиксируется, не подлежит государственной регистрации.

В целях повышения заинтересованности предприятий в рациональном использовании водных ре сурсов с 1 января 1982 года в нашей стране повсеместно введена плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. Установленные тарифы не дают никакой прибыли, они лишь покрывают фактические затраты на эксплуатацию систем и расходы государства на изучение, оценку и охрану водных ресурсов. Учет обеспеченности водой различных районов страны, влияние каждой водохозяйственной системы на окружающую среду, колебания региональных затрат на воспроизводство водных ресурсов потребовали установления зональных тарифов.

Мы не задумываемся над тем, что стакан газированной воды стоит столько же, сколько сотни литров питьевой воды. Эта сумма незаметна в личном бюджете, но заметна в бюджете государства. Ведь в цену воды входит стоимость строительства и эксплуатации сложнейших сооружений многоступенчатой системы очистки, тысяч километров труб, мощных источников энергии.

Часто самые большие потери воды происходят из-за маленьких неполадок в системе бытового во-допотребления. По оценкам специалистов, только правильное пользование обыкновенным краном-смесителем помогает сберечь до 40% воды. Струйка воды толщиной в спичку за сутки уносит около 480 литров воды. Запасы пресной воды на земном шаре вовсе не безграничны.

Поэтому водопользователи при пользовании должны выполнять довольно широкий круг обязанностей. Эти обязанности перечислены в ст.29 водного законодательства РБ.

Водопользователи обязаны:

- рационально использовать водные объекты, заботиться об экономном расходовании воды, восстановлении и улучшении качества вод;

- принимать меры к полному прекращению сброса в водные объекты сточных вод, содержащих загрязняющие вещества;

- в процессе пользования водами не допускать нарушения прав, предоставленных другим водопользователям, а также нанесения ущерба хозяйственным объектам и природным ресурсам (землям, лесам, полезным ископаемым);

- содержать в исправном состоянии очистные и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства, влияющие на состояние вод, улучшать их эксплуатационные качества, в установленных случаях вести учет пользования водами.

Номинально эти обязанности возложены на любых водопользователей. Но практически они возникают главным образом в случаях специального водопользования. Это видно из самого перечисления обязанностей.

Обязанность рационально использовать водные объекты применительно к специальным водопользователям заключается в строгом соблюдении тех условий и требований, которые предусмотрены в разрешении на водопользование. Специальные водопользователи н могут решать вопросов о том, насколько рационально используется тот или иной водоем в целом. Эта обязанность лежит на государственных органах по регулированию использования и охране вод.

Обязанности водопользователей, заключающиеся в том, чтобы заботиться об экономном расходовании воды, принимать меры к полному прекращению сброса в водные объекты сточных вод с загрязняющими веществами, следить за исправным состоянием очистных и других водохозяйственных сооружении и технических устройств, влияющих на состояние вод, улучшать их эксплуатационные качества, относятся в основном к коммунальным, промышленным и сельскохозяйственным предприятиям. Содержание этих обязанностей развивается как в законодательных и ведомственных нормативных актах, так и непосредственно в разрешениях на водопользование.

Например, согласно ст. 51 Водного кодекса Республики Башкортостан колхозы, совхозы и другие предприятия, организации, учреждения и граж дане, пользующиеся водными объектами для нужд сельского хозяйства обязаны соблюдать установленные планы, а также правила, нормы, режим водопользования, принимать меры к сокращению потерь воды на фильтрацию и испарение в оросительно-обводнительных системах.

А согласно ст.37 Водного кодекса Республики Башкортостан промышленные водопользователи обязаны соблюдать установленные планы, технические нормы и правила водопользования, принимать меры к сокращению расхода воды и прекращению сброса сточных вод путем совершенствования технологии производства и схем водоснабжения (применять безводные технологические процессы, воздушное охлаждение, оборотное водоснабжение и другие технические приемы).

В конечном счете содержание прав и обязанностей каждого из специальных водопользователей определяется в соответствии с законом и теми целями, для осуществления которых им разрешено пользоваться водами.

Права и обязанности предприятий, учреждений и организаций, касающихся пользования водами в случаях обособленного водопользования, по своему содержанию имеют тенденцию к сходству с правами и обязанностями по землепользованию.

Здесь также на первый план выдвигается строго целевая направленность водопользования - хозяйственно-питьевая, лечебная, спортивная, мелиоративная, промышленная, транспортная, энергетическая, рыбо-хозяйственная.

Если определено основное хозяйственное назначение водоема, то это не означает, что данный водоем вообще не подлежит комплексному использованию и для каких-либо других целей. Но любое побочное, если можно так выразиться, пользование не может противоречить центральному хозяйственному назначению водоема, а должно носить зависимый, ограниченный характер.

В отдельных случаях предоставленный в обособленное пользование водоем может использоваться лишь для какой-либо одной цели, т.е. комплекс-нос использование его не допускается, например, во всех случаях использования водоемов для товарного рыбоводства государственными рыбохозяйст-венными предприятиями, колхозами, совхозами См.Водный кодекс Республики Башкортостан. Уфа, 1994..

При обособленном водопользовании в большинстве случаев водопользователям предоставлено право выбора конкретных способов пользования водами. Но, если обособленные водопользователи намерены пользоваться водами при помощи сооружений и устройств, влияющих на состояние воды, то они должны получить на это разрешение государственных органов по регулированию использования и охране вод. Вообще обособленные водопользователи не вправе по своему усмотрению изменять водный режим тех водоемов, которые им предоставлены в пользование: строить плотины на малых реках и ручьях, исправлять русла рек, осушать озера и болота и т.п.

Порядок пользования водоемами, закрепленными в обособленное пользование организаций: добровольных обществ охотников и рыболовов, Всеармейского военно-охотничьего общества, Всесоюзного физкультурно-спортивного общества "Динамо" и других определяется правилами, издаваемыми этими обществами в соответствии с их уставами и действующим законодательством.

Таким образом, содержание права водопользования охватывает весьма широкий круг конкретных прав и обязанностей водопользователей, существенно различающихся в зависимости от видов водопользования.

III. Ответственность водопользователей за нарушение законодательства об охране вод

Предусматривая развернутую правовую регламентацию отношений водопользования, государство добивается строгого соблюдения водного законодательства как самими водопользователями, так и другими предприятиями, организациями, учреждениями, а также гражданами. Государство защищает установленные им права водопользователей от всяких посягательств и в то же время требует от самих водопользователей неуклонного выполнения возложенных на них обязательств. Тем самым осуществляется защита права водопользования в субъективном и объективном смысле, т.е. как субъективного права предприятий, организаций, учреждений и граждан, так и института водного права.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.