В период между 1973-1984 гг. в США Институтом охра-ны окружающей среды и энергетики отмечено 12000 случа-ев загрязнения вод нефтью. Нанесенный ущерб огромен. На-пример, последствия в связи с гибелью в 1995 г. теплохода “Дота” у Керченского пролива в Азовском море оценивают-ся в 7 млн. долларов.
Обеспокоенность общественности нефтяным загрязнени-ем обусловлено неуклонным ростом экономических потерт в рыболовстве, туризме и других сферах деятельности. Толь-ко 1 т нефти способна покрыть 12 куб. км поверхности моря. А нефтяная пленка изменяет все физико-химические про-цессы: повышается температура поверхностного слоя воды, ухудшается газообмен, рыба уходит или погибает. Меняют-ся гидробиологические условия в океане, оказывается влия-ние на баланс кислорода в атмосфере, а значит непосред-ственно на климат. Уменьшается первичная продукция оке-ана -- фитопланктон -- своеобразный пищевой фундамент всей его жизни.
Очень ядовиты растворимые компоненты нефти. Они не-редко становятся причиной гибели рыбы, морских птиц. Если оплодотворенную икру рыбы поместить в аквариум с весьма незначительной концентрацией нефтепродуктов, то большин-ство зародышей погибнут, а многие из уцелевших оказыва-ются уродами. А ведь именно на поверхности, куда и попа-дают эти ядовитые вещества, развивается богатейшее сооб-щество разнообразнейших организмов -- нейстон.
Не меньше чем нефть опасно загрязнение тяжелыми ме-таллами. Французские исследователи установили, что дно Атлантического океана загрязнено попадающим с суши свин-цом на расстоянии 160 км от берега и на глубине до 1610 м. Более высокая концентрация свинца в верхнем слое донных отложений, чем в более глубоких слоях, свидетельствуют о том, что это следствие человеческой деятельности, а не при-родных процессов.
Владельцы химического комбината “Тиссо” в городке Минамата на острове Кюсю долгие года сбрасывали в океан сточные воды, насыщенные ртутью. Прибрежные воды и рыба оказались отравленными, что привело к гибели местных жителей. Получили тяжелые психопаралитические за-болевания сотни людей.
Еще одним губителем океана являются пестициды. Их мировое производство достигает 200 тыс. т. в год. Относи-тельная химическая устойчивость, а также характер распро-странения способствовали их поступлению в моря в больших объемах. Постоянное накопление в воде хлорорганических веществ представляет серьезную угрозу для жизни людей.
Пестициды обнаружены в различных районах Балтийс-кого, Северного, Ирландского морей, в Бискайском заливе, у западного побережья Англии, Исландии, Португалии, Испании. На основании анализа снежного покрова Антарк-тиды было определено, что на поверхности этого, весьма удалённого материка осело около 2300 тонн пестицидов, хотя они там никогда не применялись. ДДТ и гексахлоран обна-ружены в значительных количествах в печени и жире тюле-ней и антарктических пингвинов.
В моря и океаны через реки, непосредственно с суши, а также с судов и барж попадают жидкие и твердые бытовые отходы. Часть этих загрязнений оседает в прибрежной зоне, а часть под влиянием морских течений и ветра рассеивается в разных направлениях.
Бытовые отбросы очень опасны, так как являются пере-носчиками болезней человека: брюшного тифа, дизентерии, холеры. Они также содержат значительное количество кислородопоглощающих веществ. Твердые бытовые отбросы являются причиной аварий в судоходстве, опутывая греб-ные винты судов, засоряя трубопроводы систем охлаждения двигателей. Известны случаи гибели крупных морских мле-копитающих из-за механической закупорки легких куска-ми синтетической упаковки. Подсчитано, что в прибрежной зоне Гавайских островов, весьма посещаемых туристами мест, плавает несколько миллионов всякого рода пластмассовых пакетов.
Захоронение жидких и твердых радиоактивных отходов в море в 59-60-е годы осуществляли многие страны, имею-щие атомный флот. В 1950-1992 гг. Советским Союзом в водах Ледовитого океана затоплены ядерные отходы сум-марной активностью 2,5 млн. кюри -- в том числе 15 реакто-ров и экранная сборка атомного ледокола «Ленин», 13 реак-торов аварийных атомных подводных лодок (включая шесть, с не выгруженным ядерным топливом). Великобритания затапливала радиоактивные отходы в Ирландском море, а Франция -- в Северном.
3. ОХРАНА МОРЕЙ И ОКЕАНОВ
Наиболее серьезной проблемой морей и океанов в нашем столетии является загрязнение нефтью, последствия кото-рого губительны для всей жизни на Земле. Поэтому в 1954 г. в Лондоне прошла международная конференция, ставивша-яся целью выработать согласованные действия по охране морской среды от загрязнения нефтью. На ней была приня-та конвенция, определяющая обязанности государств в этой области. Позже в 1958 г. в Женеве были приняты еще четы-ре документа: об открытом море, о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, о рыболов-стве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции юриди-чески закрепили принципы и нормы морского права. Они обязывали каждую страну разработать и ввести в действие законы, запрещающие загрязнять морскую среду нефтью, радиоотходами и другими вредными веществами. Прошед-шая в 1973 г. в Лондоне конференция приняла документы по предотвращению загрязнения с судов. Согласно приня-той конвенции, каждое судно должно иметь сертификат -- свидетельство о том; что корпус, механизмы и прочая осна-стка находятся в исправном положении и не наносят ущерб морю. Соответствие сертификатам проверяется инспекцией при заходе в порт.
Запрещен слив нефтесодержащих вод с танкеров, все сбро-сы с них должны выкачиваться только на береговые прием-ные пункты. Для очистки и обеззараживания судовых сточ-ных вод, в том числе хозяйственно-бытовых, созданы элек-трохимические установки. Институт океанологии РАН раз-работал эмульсионный метод очистки морских танкеров, полностью исключающий попадание нефти в акваторию. Он заключается в добавлении к промывной воде нескольких по-верхностно-активных веществ (препарат МЛ), что позволя-ет осуществить на самом судне очистку без сброса загряз-ненной воды или остатков нефти, которую можно впослед-ствии регенерировать для дальнейшего использования. С каждого танкера удается отмыть до 300 т нефти.
В целях предотвращения утечек нефти совершенствуют-ся конструкции нефтеналивных судов. Многие современные танкеры имеют двойное дно. При повреждении одного из них нефть не выльется, ее задержит вторая оболочка.
Капитаны судов обязаны фиксировать в специальных журналах сведения обо всех грузовых операциях с нефтью и нефтепродуктами, отмечать место и время сдачи или слива с судна загрязненных сточных вод.
Для систематической очистки акваторий от случайных разливов применяются плавучие нефтесборщики и боковые заграждения. Также в целях предотвращения растекания нефти используются физико-химические методы. Создан препарат пенопластовой группы, который при соприкосно-вении с нефтяным пятном полностью его обволакивает. После отжима пенопласт может использоваться вторично в каче-стве сорбента. Такие препараты очень удобны из-за просто-ты применения и невысокой стоимости, однако их массовое производство пока не налажено. Также существуют сорбирующие средства на основе растительных, минеральных и синтетических веществ. Некоторые из них могут собирать до 90 % разлитой нефти. Главное требование, которое к ним предъявляется, -- это непотопляемость.
После сбора нефти сорбентами или механическими сред-ствами на поверхности воды всегда остается тонкая пленка, которую можно удалить путем разбрызгивания разлагаю-щих ее химических препаратов. Но при этом эти вещества должны быть биологически безопасны.
В Японии создана и апробирована уникальная техноло-гия, с помощью которой можно в короткие сроки ликвиди-ровать гигантское пятно. Корпорация “Кансай санге” выпу-стила реактив АSWW, основной компонент которого -- спе-циально обработанная рисовая шелуха. Распыленный по поверхности, препарат в течение получаса всасывает в себя выброс и превращается в густую массу, которую можно ста-щить простой сетью.
Оригинальный способ очистки продемонстрирован аме-риканскими учеными в Атлантическом океане. Под нефтя-ную пленку на определенную глубину опускается керами-ческая пластинка. К ней подсоединяется акустическая пластинка. Под действием вибрации нефть сначала скапливает-ся толстым слоем над местом, где установлена пластинка, а затем смешивается с водой и начинает фонтанировать. Элек-трический ток, подведенный к пластинке, поджигает фон-тан, и нефть полностью сгорает.
Для удаления с поверхности прибрежных вод пятен ма-сел американские ученые создали модификацию полипро-пилена, притягивающего жировые частицы. На катере-ка-тамаране между корпусами поместили своеобразную штору из этого материала, концы которой свисают в воду. Как толь-ко катер попадает на пятно, нефть прочно прилипает к “шторе”. Остается лишь пропустить полимер через валики спе-циального устройства, которое отжимает нефть в приготов-ленную емкость.
С 1993 г. был запрещен сброс жидких радиоактивных отходов (ЖРО), но число их неуклонно растет. Поэтому в целях защиты окружающей среды в 90-е годы стали разра-батываться проекты очистки ЖРО.
В 1996 г. представители японских, американских и рос-сийских фирм подписали контракт на создание установки по переработке ЖРО, скопившихся на Дальнем Востоке Рос-сии. На реализацию проекта правительство Японии выде-лило 25,2 млн. долларов.
Однако, несмотря на некоторые успехи в поиске эффек-тивных средств, ликвидирующих загрязнения, о решении проблемы говорить рано. Только внедрением новых методик очисток акваторий невозможно обеспечить чистоту морей и океанов. Центральная задача, которую необходимо решать всем странам сообща, -- предотвращение загрязнения.
Итак последствия, к которым ведёт расточительное, небреж-ное отношение человечества к океану, ужасающи. Уничто-жение планктона, рыб и других обитателей океанских вод - далеко не всё. Ущерб может быть гораздо большим. Ведь у Мирового океана имеются общепланетарные функции: он является мощным регулятором влагооборота и теплового режима Земли, а также циркуляции её атмосферы. Загряз-нения способны вызвать весьма существенные изменения всех этих характеристик, жизненно важных для режима клима-та и погоды на всей планете. Симптомы таких изменений наблюдаются уже сегодня. Повторяются жестокие засухи и наводнения, появляются разрушительные ураганы, сильней-шие морозы приходят даже в тропики, где их отроду не бывало. Разумеется, пока нельзя даже приблизительно оце-нить зависимость подобного ущерба от степени загрязнен-ности Мирового океана, однако взаимосвязь, несомненно, существует. Как бы там ни было, охрана океана является одной из глобальных проблем человечества. Мертвый океан - мертвая планета, а значит, и все человечество.
ЛИТЕРАТУРА
Лучшие рефераты по экологии /Под ред. Елисеева И.А. . - Ростов-на-Дону “Феникс”, 2001
Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. АО Аспект.Пресс. - М., 1994.
Степанов В.Н. Мировой океан. “Знание”.- М., 1974.
Страницы: 1, 2