24
Министерство образования Российской Федерации
Институт права
Башкирского государственного университета
Кафедра хозяйственного, финансового
и экологического права
Конституционные основы
регулирования природопользования
и охраны окружающей среды
План:
Общая характеристика
источников экологического права ……………………………………..
3
Конституции Российской Федерации и Республики Башкортостан - основополагающие источники экологического права ………..……..
4
Характеристика общих норм Конституции Российской Федерации, регулирующих охрану окружающей среды …………….……..……..
5
Характеристика экологических норм Конституции Российской Федерации, регулирующих охрану окружающей среды …………....
12
Развитие взаимоотношений между
Российской Федерацией и Республикой Башкортостан
в области охраны окружающей среды…………………………………
21
Использованная литература ……………………..…………………….
25
1. Общая характеристика источников экологического права
Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для ВУЗов. - М.: Юристъ, 2000, с.103..
Наличие развитой системы источников экологического права является существенным условием для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права.
Источники экологического права имеют некоторые особенности.
Так как законодательство о природопользовании и охране окружающей среды отнесено в соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) к предметам совместного ведения Федерации и её субъектов, то эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях;
Экологическое право имеет комплексный характер в системе российского права, поэтому правовые нормы данной отрасли имеются в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об охране окружающей среды, природоресурсным законодательством, они содержаться в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.
Источники экологического права можно классифицировать по следующим основаниям:
По юридической силе - на законы и подзаконные акты;
По предмету регулирования - на общие и специальные;
По характеру правового регулирования - на материальные и процессуальные;
По характеру - на кодифицированные и не являющиеся таковыми;
Обычай как источник экологического права применяется в практике, но он опосредован в установленных нормах права.
2. Конституции Российской Федерации и
Республики Башкортостан - основополагающие источники экологического права
Как и в любой иной области, в регулировании отношений собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды, признания, охраны и защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Башкортостан играют основополагающие роли. Эти роли предопределены тем, что в Конституции (как РФ, так и РБ) закрепляются (признаются) основы конституционного строя (глава 1), права и свободы человека и гражданина (в том числе и права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду - ст.ст. 41,42 Конституции РФ), гарантии их соблюдения и защиты, заложены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти, разграничение предметов ведения (ст.ст. 71, 72, 73 Конституции РФ).
При анализе Конституции (как РФ, так и РБ) как источника экологического права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования (ст.ст. 1, 7, 10, 71, 72 Конституции РФ), и «чисто» экологические нормы права (ст.ст. 9, 36, 41, 42 Конституции РФ) Е. Новикова, Частно-правовые институты и нормы в системе экологического законодательства // «Российская юстиция», №5, 1999;.
Правовые нормы Конституции Республики Башкортостан, регулирующие природопользование и охрану окружающей среды, аналогичны нормам Конституции РФ в указанной области.
Целью данной работы является анализ норм Конституции РФ в области регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды (основной «нажим» - на нормы, регулирующие охрану окружающей среды) и краткое рассмотрение взаимоотношений между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан в указанной области.
Характеристика общих норм Конституции Российской Федерации, регулирующих охрану окружающей среды
Под общими нормами Конституции, регулирующими природопользование и охрану окружающей среды, понимаются такие нормы Конституции, которые определяют не только порядок и условия взаимодействия человека, общества и государства в области природопользования и экологии, но и на весь спектр взаимоотношений государства и общества. Данные нормы являются основополагающими к таким сферам взаимоотношений человека, общества и государства, как природопользование, экологический контроль, обеспечение экологической безопасности и др.
***
В соответствии с положениями ст.15 Конституции, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Статья 1 имеет основополагающее значение. В ней устанавливаются форма государственной власти в Российской Федерации (демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления) и, соответственно, режим политической, экономической и иных свобод личности в обществе.
Статья 2 Конституции РФ (в Конституции РБ - ст.2 раздела II) формулирует одну из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Характерно, что понятием «высшая ценность» не определяется никакой другой правовой институт, входящий в понятие основ конституционного строя.
В статье 3 раскрывается принцип народовластия в Российской Федерации. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признается ее многонациональный народ. Одновременно в ч. 1 ст. 3 определяется содержание суверенитета в Российской Федерации. Исходя из того, что его носителем является многонациональный народ Российской Федерации в целом, а не население, проживающее на территориях отдельных субъектов Федерации, можно заключить, что Конституцией устанавливается принцип неделимости суверенитета в Российской Федерации. Соответственно, любые действия отдельных органов государственной власти Российской Федерации, волеизъявление населения, составляющего лишь часть многонационального народа Российской Федерации, не могут считаться суверенными акциями, совершаемыми абсолютно самостоятельно и независимо от конституционного строя, установленного Конституцией и федеральными законами.
Российская Федерация обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории России не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней. Конституционное положение, закрепленное в ч. 1 ст. 4, означает, что эта верховная власть распространяется на определенную территорию, т.е. территорию, находящуюся под юрисдикцией России. Часть 2 ст. 4 Конституции закрепляет один из важнейших принципов федеративного правового государства, прямо вытекающий из того, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории России обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы России. Следует отметить, что за последние два года в Республике Башкортостан сделана большая работа по приведению республиканского законодательства (в том числе и экологического) в соответствие с федеральным.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5