Рефераты. Киотский протокол - как механизм регулирования глобальных экологических проблем на международном уровне






- к концу двадцать первого века средняя температура поверхности Земли, вероятно, повысится примерно на 2°С, а с учетом фактора неопределенности это повышение может составить от 1 до 3,5°С. В дальнейшем температура будет возрастать в течение нескольких десятилетий даже в том случае, если содержание парниковых газов в атмосфере к этому времени стабилизируется;

- в среднем прогнозируется повышение уровня моря на 50 см к 2010 году (оценки колеблются от 15 до 95 см), и это повышение будет продолжаться в последующем;

- в большинстве стран возможно осуществление безболезненных для экономики действий по ограничению эмиссии парниковых газов, чтобы их количество в будущем оказалось ниже уровня, неизбежного при сохранении имеющихся тенденций. Эти действия не повлекут дополнительных затрат.

Подводя итоги деятельности МГЭИК можно выделить следующее:

1) Принципиальный спор шел, прежде всего, вокруг того, есть ли связь между климатическими изменениями и человеческой деятельностью. Соответствие научных прогнозов реальным данным резко улучшилось благодаря учету аэрозолей, улучшенному моделированию (которое стало учитывать и естественные вариации климата), накоплению более точных данных о распределении температурных изменений по отдельным регионам. На основании таких исследований, максимально приближенных к реальным условиям, был сделан вывод о том, что «совокупность свидетельств позволяет предположить, что человеческая активность оказывает несомненное влияние на климат планеты».

2) Вторая рабочая группа выяснила, какие есть методы по сокращению эмиссии и увеличению стоков парниковых газов, и пришла к заключению, что существенное сокращение чистых эмиссии парниковых газов является технически возможным и экономически осуществимым. Эмиссии двуокиси углерода могут сокращаться благодаря использованию возобновляемых источников энергии, переходу с угля и нефти на газ, с ископаемых видов топлива на атомную энергию (при условии решения проблем безопасности, захоронения отходов и передачи энергии).

3) Третья рабочая группа пришла к совершенно другому заключению. Большинство стран могут существенно сократить эмиссии парниковых газов без дополнительных затрат, при помощи так называемых «безболезненных» мероприятий. К таким мероприятиям относятся ослабление рыночных ограничений и экономических диспропорций (например, через изменения в правовом регулировании и сокращение субсидий, связанных с ископаемым топливом), сокращение неблагоприятных для атмосферы явлений, влекущих за собой эмиссию двуокиси углерода и прочих загрязняющих веществ вне промышленной сферы - достаточно упомянуть возможность повышения чистоты выхлопных газов. В докладе отмечалось, что важным принципом борьбы с изменениями климата является соблюдение справедливости, и в качестве самостоятельной ценности, и в качестве средства достижения международных договоренностей. Эксперты были согласны с тем, что развивающиеся страны нуждаются в особой поддержке для того, чтобы справедливо и эффективно участвовать в разработке и осуществлении политики в деле борьбы с изменениями климата, и что в отсутствие гласности расходы в этой сфере будут, скорее всего, распределяться несправедливо.

Таким образом, была сформирована интеллектуальная основа, опираясь на которую политики различных стран начали международные переговоры, ставшие одним из самых важных и сложных явлений нашего времени. Была сделана попытка договориться о создании такой системы международной взаимопомощи, которая бы позволила совместными усилиями контролировать влияние человечества на атмосферу и климат всей планеты.

§ 1.3 Рамочная Конвенция ООН по изменениям климата

В феврале 1991 года под эгидой ООН были начаты переговоры о принятии Рамочной Конвенции по изменениям климата (РКИК ООН). Летом 1992 года состоялась Вторая Всемирная Конференция. В результате работы конференции была принята Декларация Рио по окружающей среде и развитию 1993 года, где формулировались важнейшие принципы охраны окружающей среды и экологического регулирования. Эта программа получила название «Экологический кодекс человечества».

Экологические проблемы были признаны глобальными и поиск путей их разрешения должен стать одной из ключевых задач человечества Декларация Рио-де-Жанейро // Зеленый мир, 1993 г.- №3.

Одно из важнейших форм проявления экологических проблем было признано глобальное потепление климата. И в июне 1992 года на саммите в Рио-де-Жанейро была принята РК ООН по изменениям климата, в которой предлагались реальные шаги, направленные на урегулирование этой проблемы (вступила в силу с 21 марта 1994 года). История выработки Киотского протокола нельзя понять в отрыве от этого основополагающего документа.

Основной целью РКИК является сдерживание изменений в атмосфере и стабилизация их на безопасном уровне:

«Главной задачей этой конвенции .. является .. достижение стабильного содержания в атмосфере газов, вызывающих парниковый эффект, на том уровне, при котором исчезнет опасность антропогенного вмешательства в баланс климатической системы Земли…» www.wwf.ru .

Основные положения конвенции отражены на рисунке 1:

Рис. 1. Рамочная конвенция ООН об изменении климата www.un.org. Рамочная Конвенция ООН об изменениях климата (текст Конвенции)..

Таким образом, РКИК сформировала определенное пространство в сфере международного права, установила принципы, с которыми по большей части готовы были согласиться все подписавшие ее стороны. В ней заявляется, что проблема изменений климата достаточно серьезна, а странам Третьего мира даны заверения, что ответственность за решение этой проблемы в данное время лежит прежде всего на промышленно развитых государствах. Конвенция недвусмысленно формулирует принципиальный подход к решению проблемы: постепенный, основанный на постоянном уточнении информации, усиленно подчеркивающий необходимость распространять информацию и подвергать переоценке обязательства сторон.

Одним из первых, кто ратифицировал Конвенцию, стало правительство США, вскоре за ним последовали и многие другие. К декабрю 1990 года РКИК ООН была ратифицирована в общей сложности в 50 странах, что стало достаточным для ее вступления в силу. Это и произошло спустя три месяца в соответствии с законом. Такой срок можно назвать достаточно коротким для международного соглашения подобного масштаба. Уже после вступления Конвенции в силу ее одна за другой ратифицировали и многие другие страны: ко времени переговоров в Киото их было уже 167. не считая ЕС. Российская Федерация ратифицировала РКИК в ноябре 1994 г www.un.org.

Следующим шагом должен был стать запланированный созыв первой ежегодной Конференции участников Конвенции; эта конференция была призвана оценить пройденный со времени саммита путь и определить направление дальнейшего развития. Ее решили провести в Берлине. На состоявшейся в 1995 г. Первой сессии Конференции Сторон РКИК было принято решение 1/СР1. получившее название «Берлинский мандат», в соответствии с которым был начат международный переговорный процесс по разработке нового юридически обязательного документа, дополняющего РКИК в части конкретных обязательств Сторон по численному сокращению или ограничению выбросов. Обсуждение организационных вопросов в Берлине проходило довольно спокойно, если не считать провала попыток согласовать формальные процедурные нормы (эта ситуация повторилась и в Киото). Дольше всего продолжались дебаты о торговле квотами. По этому вопросу был достигнут перспективный компромисс, предусматривавший пробные попытки в этом направлении, но без четко сформулированных обязательств по зачету эмиссии странам-донорам. В Берлине стороны согласились с тем, что прежние обязательства являются недостаточными «для долгосрочных действий в период после 2000 года». Было решено начать вырабатывать меры по ужесточению обязательств, взятых на себя промышленно развитыми странами, перечисленными в Приложении I. Было решено, что новых требований по отношению к развивающимся странам выдвигаться не будет, а «намеченный объем работы необходимо завершить по возможности к 1997 году, чтобы ее результаты можно было утвердить на третьей сессии Конференции сторон». Так было положено начало новым интенсивным переговорам, в конце концов, завершившимся встречей в Киото.

§ II. Киотский протокол. Суть и цели

§ 2.1 Подготовка Киотского протокола: переговорный процесс

Конференция в Киото стала многочисленным и представительным событием в деле международной охраны окружающей среды

В Киото представители различных стран должны были принять совершенно определенные и юридически безупречные обязательства, признав тем самым, что предыдущие соглашения с их декларациями и увещеваниями оказались недостаточными. «Договор получил широкое одобрение и был назван важным шагом вперед на пути борьбы с вызовами, которые бросают человечеству глобальные изменения климата» http://www.inosmi.ru/translation/217272.html. «Может ли Киотский протокол на деле спасти мир?».. Однако в нем сохраняется ряд противоречий, отсюда и вероятная сложность переговоров: надо было сформулировать обязательства, найти способ их точно сформулировать количественно, распределить между участниками, определить механизм контроля за их исполнением.

Основные направления переговоров:

- Планы и мероприятия. В соответствии с первым пунктом Берлинского мандата, ЕС с первых же шагов особенно старался добиться соглашения о том, какие действия и мероприятия могли бы осуществлять Стороны Конвенции. Это и стало одним из предметов для дискуссии, особенно со стороны стран ОПЕК: мероприятия по решению климатических проблем могут иметь неблагоприятные побочные результаты, и следует предусмотреть способы сведения их к минимуму.

- Ограничение и сокращение эмиссии. Переговоры сосредоточились на обязательствах по сокращению эмиссии, принимаемых на себя странами в соответствии с принципиальным положением Берлинского мандата. Эти споры разворачивались по трем направлениям: объем обязательств (в течение какого времени они должны быть выполнены, какие источники эмиссии и стоки должны при этом учитываться); уровень, на котором должны приниматься обязательства (в том числе, следует ли дифференцирование распределять обязательства между Сторонами); и международные механизмы, благодаря которым Стороны могут выполнять свои обязательства с определенной гибкостью.

- Проблемы развивающихся стран и их участие в Киотском режиме. Хотя Берлинский мандат оговаривал, что развивающиеся страны не должны брать на себя дополнительные обязательства, он содержат в себе указание на необходимость «продолжать развивать существующие обязательства» развивающихся стран, и это лишь один из нескольких аспектов дискуссии о роли и потребностях развивающихся стран, включая вопросы передачи им новых технологий и финансирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.