Рефераты. Государственное регулирование лесных отношений






Государственное регулирование лесных отношений

2

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛЕСНОЙ ПОЛИТИКИ 4
  • 2. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ЛЕСНАЯ ПОЛИТИКА 5
  • 3. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛЕСНОЙ ПОЛИТИКИ 12
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 18

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе рассматривается сущность государственной лесной политики и ее связь с местным законодательством.

Государственная лесная политика - деятельность органов власти и государственного управления лесами внутри страны и на междуна-родном уровне, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.

Кардинальные изменения в лесной политике могут привести к внесению изменений в лесной закон или принятию нового закона.

Лесная политика тесно связана с лесоуправлением, и иногда очень трудно провести границу между ними. Лесная политика определяет цель, магистральные направления развития лесной отрасли или лесно-го сектора экономики, а лесоуправление - один из инструментов дос-тижения этой цели. Лесоуправление - система действий или прог-рамм, направленных на достижение в рамках действующего законода-тельства целей, сформулированных в лесной политике.

Одно из наиболее разработанных определений понятия лесной по-литики советского периода сформулировал руководитель Центрально-го управления лесами А.И.Шульц. Он считал, что "политика в отдельных отраслях народного хозяйства является результатом опре-деленных экономических взаимоотношений в государственной хо-зяйственной жизни и, на основе выявленных хозяйственных целей и задач, она определяет мероприятия государственного порядка в той или иной отрасли народного хозяйства".

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛЕСНОЙ ПОЛИТИКИ

По А.И. Шульцу, лесная политика - "совокупность мероприятий законодательного, профессионального, административного, лесохозяйственного и лесоводственного порядка, направляющих лесное хо-зяйство к достижению им следующих задач: сохранения постоянс-тва пользования, удовлетворения потребностей в древесине промышленности и населения и полного извлечения для го-сударства всех видов дохода из лесного хозяйства". Но особое внима-ние следует обратить на его же утверждение, что "грядущее социа-листическое общество не будет нуждаться в политике, ее заме-нит плановый учет сил, средств, и при помощи науки и техники создадутся жизненные условия, обеспечивающие полное удовлетворение всех потребностей человечества". Это утверж-дение, по существу, отразило настроения, царившие в государстве и обществе того времени: лесная политика - буржуазное изобретение и оно является лишним в строящемся социалистическом обществе.

Предприятия лесного комплекса крайне неравномерно распределе-ны по территории России. Это связано, в первую очередь, с истори-ческим развитием страны, которая, по выражению М.В.Ломоносова, "прирастала Сибирью". В Европейско-Уральской части России (ЕУЧР) сосредоточено более четверти лесов, более 3/4 населения и 3/4 лесоперерабатывающих мощностей (предприятий лесопиления, деревообра-ботки, целлюлозно-бумажных комбинатов и т.п.). Здесь же потребля-ется 2/3 круглых лесоматериалов. Чтобы привлечь лесозаготовителей в неосвоенные леса, государство директивно устанавливало занижен-ную цену на растущий лес, которая составляла примерно от 5% до десятых долей процента стоимости заготовленной древесины.

С точки зрения рыночных отношений, по-разному можно оценить факт завоза большого количества лесоматериалов из Сибири в Евро-пейскую часть России. С позиции района, откуда вывозят лесомате-риалы, экономическим критерием выступает только предлагаемая по-купателям цена или бартерная сделка; администрацию районов не ин-тересуют другие прямые и косвенные потери.

2. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ЛЕСНАЯ ПОЛИТИКА

В последние годы политику в области окружающей среды и при-родопользования, в том числе и лесную, связывают с проблемой ус-тойчивого развития.

В 1962 г. специальная сессия ООН обратила внимание на угрожа-ющие для человечества масштабы антропогенного загрязнения окружающей природной среды и учредила Программу ООН по окружаю-щей среде - ЮНЕП. В 1968 г. ЮНЕСКО* была предложена программа рационального использования и охраны биосферных ресурсов - "Чело-век и биосфера", в которой одной из основных проблем было изуче-ние лесов. В 1972 г. в Швеции был впервые проведен Всемирный день окружающей среды (ВДОС). В 1983 г. Генеральная Ассамблея ООН поручила разработать стратегии в области окружающей среды, кото-рые позволили бы обеспечить устойчивое развитие общества к 2000 г. Данная работа была выполнена Международной комиссией по окру-жающей среде и развитию (МКОСР). Комиссией подготовлен и опуб-ликован доклад "Наше общее будущее". В этом докладе широко ис-пользован термин "устойчивое развитие", под которым понимают та-кую модель развития общества, когда достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений.

Проблема заключается в том, что экономический рост и, следова-тельно, повышение благосостояния общества длительное время осу-ществлялись без учета исчерпаемости многих видов ресурсов. Поэто-му сейчас угроза выживанию человека пришла со стороны окружаю-щей среды. Лес - возобновляемый ресурс. Именно поэтому мировое сообщество уделяет такое большое внимание лесам.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на уровне глав государств и прави-тельств прошла Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-92). Она констатировала невозможность движения развиваю-щихся стран по пути, которым пришли к своему благополучию разви-тые страны. Такая модель развития признана ведущей к катастрофе. Поэтому была провозглашена необходимость перехода мирового сооб-щества к устойчивому развитию.

На Конференции ООН была принята "Декларация по окружающей среде и развитию", которая включает 27 рекомендательных принци-пов, раскрывающих существо и цели концепции устойчивого разви-тия. Конференция приняла основополагающие документы, в числе ко-торых: "Рамочная конвенция ООН об изменении климата"; "Конвен-ция ООН о биологическом разнообразии"; "Заявление с изложением принципов для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов леса"; "Повестка дня на XXI век" (глава 11. Борьба с обезлесением), "Лесные принци-пы".

В свете решений Конференции ООН по окружающей среде и раз-витию Россией разработаны и разрабатываются документы, определя-ющие государственную стратегию в этом направлении. В блок этих документов входят указы Президента Российской Федерации,- поста-новления Правительства, решения Государственной Думы и др. Нача-ло работы в этом направлении положено Указом Президента Российс-кой Федерации "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" от 4 февраля 1994 г., а также последующих Указа Президента Рос-сийской Федерации от 1 апреля 1996 г. и Постановления Правитель-ства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. о проекте Государствен-ной стратегии устойчивого развития Российской Федерации.

Сам термин "устойчивое развитие" возник в связи с проблемой окружающей среды на стадии интеграции ранее обособленных проб-лем. В докладе МКОСР дано следующие определение: устойчивое развитие - это "... такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности... Устойчивое развитие яв-ляется процессом изменений, в котором эксплуатация ресурсов, нап-равление капиталовложений, ориентация технологического развития и учрежденческие изменения находятся в гармонии, повышают цен-ность текущего и будущего потенциала с целью удовлетворения чело-веческих потребностей и стремлений... Стратегия устойчивого разви-тия направлена на достижение гармонии между людьми и между об-ществом и природой". В сложившемся понимании "устойчивое разви-тие" охватывает области экологии, экономики, политики и управле-ния.

Принципиально важными задачами для России в этой связи явля-ются следующие:

- в процессе выхода страны из кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации;

- добиться улучшения состояния окружающей среды за счет эколо-гизации экономической деятельности, преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение соответствующих методов управления;

- ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих техно-логий, целенаправленных изменений структуры экономики, структу-ры личного и общественного потребления.

Экологический аспект устойчивого разбития предполагает сохра-нение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов - охрану атмосферы, земель, вод, лесов, недр и внедрение экологически безопасных ("чистых") технологий, наиболее полную утилизацию добытых природных ресурсов. Устойчивое развитие озна-чает использование природных ресурсов на принципах неистощительности и поддержания на некотором уровне. Именно последний прин-цип положен в основу понятия "устойчивое развитие".

Практическая реализация названных принципов для возобновляе-мых природных ресурсов означает обязательное их возобновление и сохранение для будущих поколений. Для невозобновляемых природ-ных ресурсов (минеральные ресурсы недр) стратегией использования должно стать сокращение до минимума их потребления путем эконо-мии, создания и внедрения технологий, работающих по замкнутому циклу, замена, где возможно, невозобновляемых ресурсов на возобновляемые.

Такие коренные изменения в стратегии использования природных ресурсов могут произойти только в течение длительного периода в результате продолжительного и настойчивого осуществления реалис-тичной и последовательной политики в области:

- развития фундаментальных и прикладных научных исследований;

- создания безотходных и малоотходных технологий;

- формирования общественного мнения через систему воспитания, просвещения и образования с использованием средств массовой ин-формации в направлении осознания людьми той очевидной истины, что они должны оставить необходимый и достаточный уровень пот-ребления природных ресурсов будущим поколениям.

Экономический аспект устойчивого разбития предопределен ог-раниченностью природных ресурсов, их экономической доступностью. Технический прогресс создал условия для потребления всех видов природных ресурсов. Проблема, как правило, лишь в наличии средств для их освоения и в оценке приоритетов: как, где и в какой последо-вательности это делать.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.