16
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ЭКОЛОГИИ
Лекция 1 (4 часа). Общебиологические и системные представления.
Введение. Предмет и задачи экологии.
1. Основные понятия и определения экологии.
2. Современные экологические проблемы.
3. Экологические аспекты существования человека в современных условиях.
Введение
Жизненную важность экологической проблемы никому из нас не нужно доказывать. Однако эта очевидная реальность и создает трудности преподавания и познания вами экологии.
В действительности вопрос очень сложный и требует формирования нового стереотипа в поведении человека, следовательно курс должен формироваться как общеобразовательный и фундаментальный.
По терминологии академика Вернадского на любом структурном уровне от организма до биосферы мы вынуждены рассматривать систему, т.е. совокупность взаимосвязанных элементов, погруженных в другую, более широкую метасистему, в которой первая играет роль элемента, поэтому понятие экосистемы является центральным понятием курса.
Необходимо запомнить основной тезис о единстве природы, т.к. единство и взаимосвязь объектов природы требует рассмотрения конкретных экологических вопросов на единой системно-биологической и эволюционной основе.
В рамках глобальной экологической проблемы определяется рациональное поведение человека в природе, т.е. адекватная экология человеческой популяции. Эта экология может быть создана только на основе человеческого разума. Следовательно, необходимо тотальное распространение среди людей всех уровней образования и интеллекта научно обоснованной экологической концепции.
В результате вам необходимо будет знать:
1. Цели и задачи, систему исходных понятий экологии.
2. Основные закономерности взаимодействия живых организмов и природной среды.
3. Принципы организации и функционирования экологических систем.
4. Закономерность функционирования биоценозов.
5. Место и роль человека в биосфере земли, закономерности возникновения и развития антропосферы.
6. Общие принципы рационального природопользования или природопотребления.
7. Методы системного анализа и контроля природной сферы.
8. Основные антропогенные факторы воздействия на природную среду.
9. Умение предвидеть, экологические последствия (культурно-хозяйственной) человеческой деятельности.
10. Знать способы блокирования неблагоприятных (разрушительных) антропогенных факторов.
11. Оценивать состояние природной среды в процессе проектирования и создания новой техники и технологии и использовать это в инженерной, проектно-конструкторской и производственной деятельности, исходя из принципов сохранения и возобнавления природных ресурсов.
Влажность регулирует процессы роста и старения организмов.
Страницы: 1, 2, 3, 4