Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:
· импактном (изучение сильных воздействий в локальном масштабе --И);
· региональном (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона -- Р);
· фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность -- Ф).
Таблица 1. Классификация загрязняющих веществ по классам приоритетности, принятая в системе ГСМОС.
Класс
Загрязняющее вещество
Среда
Тип программы(уровень мониторинга)
1
Диоксид серы, взвешенные частицы
Воздух
И, Р, Ф
Радионуклиды
Пища
И, Р
2
Озон
И (тропосфера),Ф (стратосфера)
Хлорорганические соединения и диоксины
Биота, человек
Кадмий
Пища, вода, человек
И
3
Нитраты, нитриты
Вода, пища
Оксиды азота
4
Ртуть
Пища, вода
Свинец
Воздух, пища
Диоксид углерода
Ф
5
Оксид углерода
Углеводороды нефти
Морская вода
Р, Ф
6
Фториды
Пресная вода
7
Асбест
Мышьяк
Питьевая сода
8
Микробиологические загрязнения
Реакционно-способные загрязнения
Программа импактного мониторинга может быть направлена, например, на изучение сбросов или выбросов конкретного предприятия. Предметом регионального мониторинга, как следует из самого его названия, является состояние окружающей среды в пределах того или иного региона. Наконец, фоновый мониторинг, осуществляемый в рамках международной программы "Человек и биосфера", имеет целью зафиксировать фоновое состояние окружающей среды, что необходимо для дальнейших оценок уровней антропогенного воздействия.
Программы наблюдений формируются по принципу выбора приоритетных (подлежащих первоочередному определению) загрязняющих веществ и интегральных (отражающих группу явлений, процессов или веществ) характеристик. Классы приоритетности загрязняющих веществ, установленные экспертным путем и принятые в системе ГСМОС, приведены в таблице 1.
Определение приоритетов при организации систем мониторинга зависит от цели и задач конкретных программ: так, в территориальном масштабе приоритет государственных систем мониторинга отдан городам, источникам питьевой воды и местам нерестилищ рыб; в отношении сред наблюдений первоочередного внимания заслуживают атмосферный воздух и вода пресных водоемов. Приоритетность ингредиентов определяется с учетом критериев, отражающих токсические свойства загрязняющих веществ, объемы их поступления в окружающую среду, особенности их трансформации, частоту и величину воздействия на человека и биоту, возможность организации измерений и другие факторы. В Приложении 1 приведены сведения об источниках и характерных факторах возможных воздействий.
Отметим, что приоритеты, выбранные общественными организациями при разработке программ мониторинга, могут быть сформулированы иным образом, не повторяющим ранжирование, принятое в ГСМОС. Это решение вполне оправданно, так как региональные и локальные приоритеты тесно связаны с экономикой региона, с местными источниками воздействия. Наконец, программа общественного мониторинга может быть связана с совершенно конкретной проблемой, которая и будет определять приоритеты в данном случае.
На территории СССР в 70-е годы на базе станций гидрометеослужбы была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому принципу.
Рис.3. Поток информации в иерархической системе ОГСНК.
В обработанном и систематизированном виде полученная информация представлена в кадастровых изданиях, таких как "Ежегодные данные о составе и качестве поверхностных вод суши" (по гидрохимическим и гидробиологическим показателям), "Ежегодник состояния атмосферы в городах и промышленных центрах" и др. До конца 80-х годов все кадастровые издания имели гриф "Для служебного пользования", затем в течение 3-5 лет были открытыми и доступными в центральных библиотеках. К настоящему времени массивные сборники типа "Ежегодных данных..." в библиотеки практически не поступают. Некоторые материалы можно получить (приобрести) в региональных подразделениях Росгидромета.
Помимо ОГСНК, входящей в систему Росгидромета (Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), экологический мониторинг осуществляется целым рядом служб, министерств и ведомств (Табл. 2).
Таблица 2. Наличие сведений о состоянии окружающей среды и источниках воздействия в федеральных министерствах и ведомствах.
КЭ
ГМ
СЭ
ПР
Зем
Лес
Сель
Стр.
Стат
Состояние /загрязнение
w
W
Вода
Почвы
V
Растительность
Животный мир
Использование
Земли
Минералы
v
Выбросы/отходы
Возд. выбросы
Сбросы сточ. вод
Твердые отходы
Опасные отходы
Радиоакт. отходы
Защита и восстановление
Страницы: 1, 2, 3