При аварийных ситуациях про-исходит загрязнение атмосферы, подстилающих грунтов и водоемов на значительных территориях.
Загрязнение окружающей среды наносит, с одной стороны, ущерб некоторым отраслям народного хо-зяйства округа, с другой -- здоровью его населения (см. приложение №6). Человеку при-ходится расплачиваться за послед-ствия нерациональной эксплуата-ции природных ресурсов региона.
Именно поэтому очень важным было принятие в Ханты-Мансийском автономном округе закона «О рациональном недропользовании», который регулирует отношения владения, пользования и распоря-жения недрами, промышленного использования и охраны недр, со-блюдение природоохранных норм и экологической безопасности, ве-дение экологического мониторин-га и сочетание использования недр с сохранением традиционного об-раза жизни малочисленных наро-дов Севера.
4) Пути решения экологических проблем в ХМАО.
Перед нефтяной отраслью как в России так и в ХМАО стоят следующие задачи:
1. восполнение запасов углеводородов и освоение новых нефтегазоносныхпровинций в отдаленных районах с вероятным отсутствием инфраструктуры,что потребует значительных инвестиций;
2. повышение уровня профессиональной подготовки кадров и применения технологий для того, чтобы максимально эффективно провести разведку и освоение новых нефтяных и газовых месторождений
3. улучшение состояния окружающей среды, а также компенсация или устранение экологических последствий деятельности нефтяных компаний для окружающей среды.
4 утилизация нефтяного попутного газа
Тему утилизации нефтяного попутного газа в своем выступлении затронул депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета по энергетике, транспорту и связи Владимир Медведев. Владимир Сергеевич разъяснил ситуацию вокруг проекта федерального закона о регулировании использования нефтяного попутного газа.
Как считает Владимир Медведев, необходимо решить проблему переработки попутного газа, поскольку в нем должны быть заложены механизмы правового, экономического, рыночного регулирования отношений всех заинтересованных сторон.
Сегодня готов новый, переработанный и сбалансированный вариант законопроекта. В нем предусмотрен обязательный уровень использования попутного газа не ниже 95 процентов. Ответственность за сверхнормативные выбросы газа и продукты его сгорания будут нести не только нефтедобывающие предприятия, но и все участники процесса использования попутного газа.
Выход на заданные параметры использования нефтяного попутного газа требует развития газопроводных сетей, межпромысловых газопроводов, компрессорных станций. А для этого нужны источники финансирования. Вопросы использования попутного газа у нефтяных компаний занимают одно из последних мест. У них есть более острые потребности в капиталовложениях.
Он предлагает создать специальный налоговой режим для природоохранных видов деятельности, в частности, для использования нефтяного попутного газа. Он заключается в создании источников инвестиций в природоохранную деятельность, а также модернизацию газоперерабатывающих мощностей за счет освобождения соответствующих отраслей от уплаты ряда налогов на определенный период и установления жесткого государственного контроля над целевым использованием сэкономленных нефтяниками и газодобытчиками средств. Такой подход, уверен депутат Госдумы, позволит создать экономические предпосылки для использования попутного газа на уровне современных мировых стандартов.Кроме того, оно будет осуществляться в целях стимулирования оздоровления окружающей природной среды.
Регулируемые цены применяются в смежных областях, например в энергетике, поэтому важно установить такие правила, при которых предприятия по сбору, подготовке, транспортировке, переработке углеводородного сырья могли бы функционировать безубыточно и наращивать объемы поставок своей продукции потребителям: нефтехимикам, энергетикам, населению.
Владимир Медведев охарактеризовал последний вариант законопроекта о регулировании использования нефтяного попутного газа как самый сбалансированный.
Вопросы экологии следует рассматривать в тесной связи с экономическим развитием, поскольку именно оно во многом определяет состояние окружающей среды и масштабы работ по его оздоровлению.
Важным источником финансирования мероприятий по оздоровлению окружающей среды следует считать внедрение действенного механизма платного природопользования, включающего рентные и компенсационные платежи-отчисления на решение экологических проблем. Реализация указанных направлений экологической политики может гарантировать устойчивое развитие региона, которое обеспечивает удовлетворение разумных потребностей нынешних поколений людей с сохранением возможностей аналогичного удовлетворения потребностей будущих поколений.
Актуальной задачей сегодняш-него дня в округе является щадя-щий режим природопользования, направленный на сохранение ле-сов, чистоты рек и озер, обеспече-ние воспроизводства флоры и фау-ны, охрану редких и исчезающих животных и птиц.
Достигается это путем создания сети заповедных и особо охраняемых природных территорий, раз-работки и внедрения экологически чистых методов добычи нефти и газа, применения в лесной про-мышленности безотходных техно-логий, строительства эффектив-ных очистных сооружений.
Для осуществления этих задач должна быть разработана концеп-ция эколого-экономической сбалан-сированности развития промыш-ленного и жилищного комплексов автономного округа, претворение в жизнь которой позволяет решать накопившиеся проблемы.
С целью уменьшения загрязне-ния окружающей среды нефтега-зодобывающим комплексом ведут-ся разработки и внедряются новые природосберегающие технологии. Осваивается безамбарное бурение, позволяющее значительно снизить объемы производственных отходов. Ведется строительство заводов по антикоррозийному покрытию тру-бопроводов. Осваивается примене-ние гибких трубопроводов из арми-рованного пластика, срок эксплуа-тации которых не ограничен. Нара-батываются технологии по эффек-тивной очистке загрязненных по-верхностей с применением бакпре-паратов и различных промывочных жидкостей. С целью снижения вы-бросов загрязняющих веществ в ат-мосферу ведутся работы по исполь-зованию газа, сжигаемого в факе-лах, для производства бензина и выработки электроэнергии.
В соответствии с регламентом, установленным законом, в округе проводятся контрольные проверки на 2100 предприятиях, дающих выбросы в атмосферу.
Какие же меры способны дать максимальный природоохранный эффект?
Большие возможности откры-вает тщательная и принципиально проводимая экологическая экс-пертиза, способная предотвратить экологически опасные техниче-ские решения. Важно размещать объекты в природных комплексах, обладающих значительной устой-чивостью к техногенным воздейст-виям. Зоны влияния технических объектов должны располагаться вне пределов территорий приори-тетного природопользования ко-ренных народов, водоохранных зон, заповедников, заказников, памятников природы. От антропо-генной нагрузки должны быть ос-вобождены коренные гнездовые обитания животного мира.
Производство должно стать эко-логически безопасным и предельно ответственным, необходимо расши-рение сети очистных сооружений и полигонов для захоронения отходов.
В создавшейся ситуации все планы развития новых произ-водств должны рассматриваться только с учетом современной эко-логической ситуации в округе.
III. Заключительная часть.
Я считаю, что эта тема актуальна на сегодняшний день.
Во-первых, при добычи нефти встречается попутный газ, который газоперерабатывающие заводы не успевает перерабатывать и он уходит в «факела», которые горят и в результате чего они загрязняют атмосферу.
Во-вторых, при добычи нефти и газа на очень большой глубине загрязняются подземные воды, которые впадают в реку - это очень опасно для рыб и животных, живущих в воде.
За тридцатилетний период на территории округа пробурено 100 тыс. разведочных скважин глубиной до 3 км. В результате не качественно проведённых работ по консервации скважин значительно число их находиться в аварийно-опасном состоянии.
В-третьих, атмосфера загрязняется, когда происходит взрыв на газовых и нефтяных заводах.
В-четвертых, добыча нефти значительно оказывает влияние на окружающую среду, на растительность и животных.
В-пятых, в результате интенсивной добычи нефти и газа происходит истощение ресурсов.
В-шестых, нарушается внешний облик природных ландшафтов.
Чтобы избежать таких проблем в будущем, я считаю, нужно использовать новейшее оборудование и технологии при добычи нефти и газа, найти применение попутному газу. Это поможет решению экологических проблем в ХМАО.
Литература:
1. Бакулин В.В., Козин В.В., Орлова Т.К., Смирнов И.И., Элерт Н.Н. «География Ханты-Мансийского автономного округа»: Учебное пособие для 8-9х классов. - Москва: Экопрос, 1996 г.
2. Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 9-е издание, стереотип. - Москва: Дрофа, 2004 г.
3. Добринский Л.Н, Плотников В.В. Экология ХМАО. - Тюмень: СофтДизайн, 1997 г.
4. Российский энциклопедический словарь. Москва. Научное издание «Большая Российская энциклопедия.» 2000 г. Книга 1 и Книга 2.
5. Старков В. Д., Тюлькова Л. А. Геологическая история и минеральные богатства Тюменской земли. - Тюмень: ИПП «Тюмень», 1996 г.
6. Атлас-путеводитель «Окно в Югру». 1930-2005г.
7. Диск: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.»
8. ИнфоТЭК: статистика, документы, факты. 2000г.
9. Официальный сайт ХМАО. www.admhmansy.ru.
Страницы: 1, 2, 3