Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» не только закрепил право граждан на охрану здоровья от неблагопри-ятного воздействия окружающей природной среды, но и предус-мотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспе-чению его защиты. В частности, он предоставил гражданам право:
а) создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
б) направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
в) принимать участие в собраниях, пикетированиях, демонстрациях, шествиях и митингах, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и иных не противоречащих законодательству РФ акциях;
г) выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
д) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;
е) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;
ж) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
з) осуществлять другие предусмотренные законом права Федеральный Закон от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды». Ст.11..
Ряд существенных прав граждан в области охраны окружаю-щей среды установлен иными законодательными актами России. Так, по Федеральному Закону РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право:
Ш на благоприятную среду обитания (включая окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или исполь-зуемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на орга-низм человека настоящего и будущих поколений;
Ш на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение мас-совых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных заболева-ний;
Ш при обращении на предприятия и в организации - на полу-чение от них в пределах их компетенции полных и достовер-ных сведений:
а) о состоянии среды обитания и здоровья на-селения, эпидемиологической обстановке, действующих са-нитарных правилах;
б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпиде-миологического благополучия и их резуль-татах;
в) о качестве выпускаемых товаров народного потреб-ления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды;
Ш непосредственно или через своего представителя, или через общест-венные объединения участвовать в разработке, обсуж-дении и принятии органами государственной власти и управ-ления реше-ний, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологиче-ского благополучия населения Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». // Россий-ская газета. - 1999, 6 апреля..
С учетом высокой социальной и экологической опасности ра-диационного загрязнения окружающей среды Федеральным зако-ном «О радиационной безо-пасности населения» также установлен ряд прав граждан. Согласно ст. 22 этого Закона, граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, про-живающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиацион-ную безопас-ность. Граждане и общественные объединения имеют также право на получение объективной информации от организации, осущест-вляющей дея-тельность с использованием источников ионизирую-щего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиаци-онной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиаци-онной безопасности (ст. 23). Представителям общест-венных объ-единений предоставлено право доступа в организацию, осущест-в-ляющую деятельность с использованием источников ионизирую-щего излуче-ния, в порядке и на условиях, установленных законо-дательством Российской Федерации (ст. 24). Согласно ст. 26, граж-дане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причинен-ных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх уста-новленных данным Федеральным законом основных пределов доз, в соот-ветствии с законодательством Российской Федерации. А в случае радиацион-ной аварии граждане имеют право на возмеще-ние вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмеще-ние причиненных им убытков в соответ-ствии с законодательством Российской Федерации.
Законом «О защите прав потребителей» (в редакции Федераль-ного за-кона от 9 января 1996 г.) установлено право потребителей на просвещение в об-ласти защиты прав потребителей (ст. 3). Это право обеспечивается посредством включения соответствующих требова-ний в государственные образовательные стандарты и общеобразо-вательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приоб-рести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Закон устанавливает другое важное экологически значимое право потребителя - на без-опасность товара (работы, услуги) (ст. 7). Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работ, услуга) при обычных условиях его ис-пользования, хранения, транспортировки и утилизации был без-опасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред его имуществу.
В системе экологических прав граждан можно выделить права на природопользование, т.е. на использование природных ресурсов для удовлетворения разнообразных потребностей человека - эко-номических, оздоровительных, рекреационных, эстетических, на-учных, культурных. Права граждан на природопользование регу-лируются природоресурсными актами законодательства - Зе-мельным, Водным, Лесным кодексами, законами «О недрах», «О животном мире» и др.
3. Защита экологических прав граждан
в судебном и административном порядке
В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент Рос-сии является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Содействовать реализации главой государства его конституци-онных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина призвана Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Как совещательный и консультативный орган при Президенте Комиссия осуществляет свою деятельность на основа-нии Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 ок-тября 1996 г.
Однако статус Комиссии не высок. Она не является даже само-стоятельной структурой в системе органов Президента РФ, а вклю-чена в структуру Управления по работе с обращениями граждан.
Таким образом, в действующем государственно-правовом меха-низме пока отсутствует механизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта экологических прав чело-века.
В Конституции РФ предусмотрена система юридических га-рантий экологических прав граждан. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществлять-ся охрана таких прав:
Ш судебная защита прав и свобод;
Ш право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуп-равления, общественных объединений и должностных лиц;
Ш право на получение квалифицированной юридической по-мощи;
Ш право на возмещение государством вреда, причиненного не-законными действиями (или бездействием) органов государ-ственной власти или их должностными лицами;
Ш право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосу-дарственные средства правовой защиты Конституция Российской Федерации 1993 г. Ст.17..
Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражда-нина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защи-щать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объеди-нений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст. 26).
Экологические и иные общественные объединения, выполняю-щие экологические функции, имеют право:
а) разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
б) за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
в) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;
г) организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об осуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
д) обращаться в органы государственной власти и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
е) участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
ж) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;
з) организовывать и проводить слушания по вопросам размещения объектов, деятельность которых может нанести вред окружающей среде;
и) организовывать и проводить экологическую экспертизу;
к) рекомендовать своих представителей для участия в проведении экологической экспертизе;
л) подавать в органы государственной власти, в суд обращения об отмене решений, способных оказать негативное воздействие на окружающую среду;
м) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
н) осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
В России создано более 1000 общественных экологических фор-мирований, осуществляющих многообразную полезную деятель-ность.
Одним из примеров реализации прав общественных объедине-ний в области охраны окружающей среды может служить опротес-тование Российским социально-экологическим союзом в Вологод-ском областном арбитражном суде решения вологодских властей о строительстве на территории Национального природно-исторического парка «Русский Север», образованного Правительством РФ в марте 1992 г., полигона для хранения твердых отходов. В марте 1996 г. суд удовлетворил иск общественной организации.
По иску партии «зеленых» к Правительству Ленинградской об-ласти суд признал незаконным выделение участка под садоводчес-кие хозяйства на территории, прилегающей к заказнику «Линдуловская роща». Эти земли, полученные ПО «Союз» с благословения областных правителей, оказались по соседству со знаменитой кора-бельной рощей, находящейся под охраной ЮНЕСКО, где сохрани-лись сибирские лиственницы, посаженные еще в 1738г. Партия «зеленых», на чьей стороне было общество охраны природы, ука-зывала на факты варварского уничтожения ценных деревьев под будущие дачи под удобным предлогом «сантехнических вы-рубок».
Успешно для российского отделения Гринпис и населения Крас-ноярского края завершилось рассмотрение иска его представите-лей к Президенту России о признании незаконным пункта Указа «О государственной поддержке структурной перестройки и кон-версии атомной промышленности в г. Железногорске Краснояр-ского края» от 25 января 1995г. противоречащего российскому природоохранительному законодательству.
Глубокое преобразующее воздействие на природу сказывается на российском обществе в целом и на каждом человеке конкретно. И порой - негативно. Экологическую ситуацию в России многие ученые и специалисты считают кризисной. В настоящее время в пределах страны выделено 13 регионов, в которых экологическая ситуация считается очень острой.
ЮНЕСКО произвела оценку экологической ситуации и уровня жизни населения всех стран мира по 5-бальной шкале. Вывод был поразителен: «Выживаемость русских достигла критической отметки». Полученный коэффициент (1,4 балла), по существу рассматривается как смертный приговор нации. Этот диапазон означает, что население обречено либо на постепенное вымирание, либо на деградацию - «воспроизводимые» поколения будут отличаться физиологичес-кой и интеллектуальной неполноценностью, существуя лишь за счет удовлетворения естественно-природных инстинктов. Эти по-коления не смогут аналитически мыслить, ибо у них не будет спо-собностей к самостоятельному мышлению Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник. - М.: Просвещение, 1998. С. 210..
Защита нации от экологической катастрофы задача многогранная. Но с какой бы стороны к ней ни приступало общество, исходной будет правовая посылка. Выбранная государством стратегия перехода России к «устойчивому развитию» требует внедрения эффективной правовой базы защиты экологических интересов всех и каждого.
Сделанные государством законодательные шаги в этом направлении дают надежду на выход из кризисной экологической ситуации. Важно, чтобы теперь законы начали действовать.
Страницы: 1, 2