Рефераты. Экологические права граждан






ж) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

з) осуществлять другие предусмотренные законом права Федеральный Закон от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды». - Ст.11..

Ряд существенных прав граждан в области охраны окружаю-щей среды установлен иными законодательными актами России. Так, по Федеральному Закону РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право:

на благоприятную среду обитания (включая окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или исполь-зуемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на орга-низм человека настоящего и будущих поколений;

на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение мас-совых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных заболева-ний;

при обращении на предприятия и в организации -- на полу-чение от них в пределах их компетенции полных и достовер-ных сведений: а) о состоянии среды обитания и здоровья на-селения, эпидемиологической обстановке, действующих са-нитарных правилах; б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их резуль-татах; в) о качестве выпускаемых товаров народного потреб-ления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды;

непосредственно или через своего представителя, или через общественные объединения участвовать в разработке, обсуж-дении и принятии органами государственной власти и управ-ления решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Росс. газ. - 1999, 6 апреля..

С учетом высокой социальной и экологической опасности ра-диационного загрязнения окружающей среды Федеральным зако-ном “О радиационной безопасности населения” также установлен ряд прав граждан. Согласно ст. 22 этого Закона, граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопас-ность. Граждане и общественные объединения имеют также право на получение объективной информации от организации, осущест-вляющей деятельность с использованием источников ионизирую-щего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиаци-онной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиаци-онной безопасности (ст. 23). Представителям общественных объ-единений предоставлено право доступа в организацию, осущест-вляющую деятельность с использованием источников ионизирую-щего излучения, в порядке и на условиях, установленных законо-дательством Российской Федерации (ст. 24). Согласно ст. 26, граж-дане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх уста-новленных данным Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации. А в случае радиационной аварии граждане имеют право на возмеще-ние вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмеще-ние причиненных им убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом “О защите прав потребителей” (в редакции Федераль-ного закона от 9 января 1996 г.) установлено право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей (ст. 3). Это право обеспечивается посредством включения соответствующих требова-ний в государственные образовательные стандарты и общеобразо-вательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приоб-рести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Закон устанавливает другое важное экологически значимое право потребителя -- на без-опасность товара (работы, услуги) (ст. 7). Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работ, услуга) при обычных условиях его ис-пользования, хранения, транспортировки и утилизации был без-опасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред его имуществу.

В системе экологических прав граждан можно выделить права на природопользование, т.е. на использование природных ресурсов для удовлетворения разнообразных потребностей человека -- эко-номических, оздоровительных, рекреационных, эстетических, на-учных, культурных. Права граждан на природопользование регу-лируются природоресурсными актами законодательства -- Зе-мельным, Водным, Лесным кодексами, законами “О недрах”, “О животном мире” и др.

§3. Защита экологических прав граждан в судебном и административном порядке.

В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент Рос-сии является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Содействовать реализации главой государства его конституци-онных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина призвана Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Как совещательный и консультативный орган при Президенте Комиссия осуществляет свою деятельность на основа-нии Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 ок-тября 1996 г.

Однако статус Комиссии не высок. Она не является даже само-стоятельной структурой в системе органов Президента РФ, а вклю-чена в структуру Управления по работе с обращениями граждан.

Таким образом, в действующем государственно-правовом меха-низме пока отсутствует механизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта экологических прав чело-века.

В Конституции России предусмотрена система юридических га-рантий экологических прав граждан. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществлять-ся охрана таких прав:

судебная защита прав и свобод;

право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуп-равления, общественных объединений и должностных лиц;

право на получение квалифицированной юридической по-мощи;

право на возмещение государством вреда, причиненного не-законными действиями (или бездействием) органов государ-ственной власти или их должностными лицами;

право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосу-дарственные средства правовой защиты Конституция Российской Федерации 1993 г. - Ст.17..

Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражда-нина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защи-щать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объеди-нений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст. 26).

Защита экологических прав в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Весьма актуальный вопрос о конкретных способах и средствах защиты прав и законных интересов граждан государственными органами исполнительной власти приобретает особую значимость и остроту в условиях, когда реализация гражданином экологических прав зачастую зависит от усмотрения администрации, а от-дельные должностные лица, чинящие произвол в этой сфере, не несут за это ответственности. К таким средствам и способам защи-ты относятся:

а) судебный контроль за деятельностью администрации (имеют-ся в виду полномочия общих судов по рассмотрению администра-тивных споров, а также возможная организация административ-ной юстиции);

б) административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, осуществляемый в рамках самой испол-нительной власти. Сюда следует отнести и президентский кон-троль за деятельностью подчиненной ему системы государствен-ных органов;

в) организация приема и рассмотрения обращений (заявлений и жалоб) в органы исполнительной власти;

г) прокурорский надзор (общий надзор прокуратуры) за закон-ностью деятельности отдельных структур исполнительной власти (министерств и ведомств), а также за органами местного самоуп-равления;

д) контроль со стороны представительных органов власти за аппаратом управления в рамках, определенных законом, и с уче-том принципа разделения властей.

Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан, регулируется Зако-ном РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г.).

Закон предоставляет истцу возможность выбора органа, в кото-рый он может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государст-венному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоя-щие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в ме-сячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Закон определяет также сроки обращения с жалобой в суд. Если решения или действия, нарушающие экологические права гражда-нина, были обжалованы им в административном порядке, срок подачи жалобы в суд -- один месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы; если же граждани-ном не был получен письменный ответ на жалобу, то срок обраще-ния в суд наступает по истечении месячного срока после подачи жалобы. Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нару-шении его прав и закон наделяет суд правом восстановления про-пущенного по уважительной причине срока подачи жалобы. Ува-жительной причиной считаются любые обстоятельства, затруд-нившие получение информации об обжалованных действиях (ре-шениях) и их последствиях.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.