Рефераты. Экологическая сертификация






Проблемы обязательной экологической сертификации.

Ни для кого не секрет, что проблемы экологии становятся все более значимыми. Этому прежде всего способствует осознание многими людьми необходимости контролировать свою жизнедеятельность с целью снижения неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Многие государства принимают программы мер по улучшению существующей экологической ситуации. Россия не является исключением. Не так давно, в январе, появился новый закон «О защите окружающей среды», в котором определены основы государственной политики в области охраны окружающей среды. Статья 31 данного закона посвящена экологической сертификации.

Как известно, сертификация может быть обязательной и добровольной. В отношении добровольной экологической сертификации особых вопросов нет, поскольку любой желающий может провести ее по любым показателям, какие только сочтет нужными. Сложнее ситуация с обязательной экологической сертификацией из-за того, что осуществляется она на основании введенных показателей и нормативов.

Существующая нормативная база представлена в основном в соответствующих ГОСТах. Однако хотя системой ГСС предусмотрено введение в текст стандартов экологических требований (ГОСТ Р 1.0-92 п. 5.5, ГОСТ Р 1.5-92 п.п. 7.2.1, 7.2.2,7.2.5,7.2.6 и др.), действующие стандарты в абсолютном большинстве случаев не имеют раздела «Требования охраны окружающей среды». Еще одной проблемой является выделение из общей массы показателей экологических показателей. Например, определяемая для большего количества наименований продукции стойкость окраски не рассматривается как экологический показатель, хотя известно, что плохо закрепленный краситель не только ухудшит внешний вид изделия, но и способен оказывать неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Кроме того, существует целый ряд экологических показателей, которые вообще не прописаны в ГОСТах. В частности содержание азокрасителей на основе запрещенных аминов, наличие целого ряда тяжелых металлов, выделение летучих и пахучих веществ, содержание пестицидов и ряд других. Выходом из ситуации, по-видимому, может стать использование зарубежного опыта. В частности для текстильной и легкой промышленности введение в качестве обязательных отдельных требований экологического стандарта ОЕКО-ТЕХ 100. Этот стандарт уже нашел широкое распространение во многих европейских странах. Кроме того, его требования и нормы во многом подлежат коррекции исходя из текущих сведений по тем или иным экологическим показателям (например, постоянное расширение перечня красителей вызывающих аллергию), что позволит своевременно использовать последние достижения и открытия в области экологии.

Существует неопределенность и с нормами по отдельным экологическим показателям, а также с перечнем продукции, подлежащей обязательной экологической сертификации.

В настоящее время для продукции текстильной и легкой промышленности существует номенклатура продукции, в отношении их законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация. Поскольку закон «О защите окружающей среды» принят недавно, данная номенклатура не учитывает продукцию, подлежащую обязательной экологической сертификации. Для выхода из этой ситуации можно использовать уже утвержденную номенклатуру, однако из-за технической сложности проведения испытаний по экологическим показателям не представляется возможным подвергать сертификации всю продукцию, указанную в ней. На наш взгляд, необходимо ограничить обязательную сертификацию продукцией детского ассортимента, а также продукцией, имеющей непосредственный контакт с кожей человека, а для остальной продукции предусмотреть декларацию соответствия экологическим требованиям.

Следующим препятствием на пути обязательной экологической сертификации являются разногласия между различными организациями, осуществляющими сертификацию продукции.

Приведенный выше пример по стойкости окраски почти наверняка будет оспорен органами по сертификации ГОСТ Р, поскольку затрагивает их сферу деятельности -- оценку соответствия обязательным требованиям стандартов. Оценка содержания свободного формальдегида в текстильной продукции -- область интересов санэпиднадзора. Налицо конфликт интересов. Однако можно поставить вопрос -- неужели содержание формальдегида в продукции вредит только здоровью человека, а стойкость окраски важна только для внешнего вида изделий? Конечно же нет. Наличие формальдегида или токсичного соединения в красителе, безусловно, оказывает влияние на окружающую среду, поскольку в процессе стирки они могут попадать в воду, тем самым загрязняя ее (или при утилизации отслужившей свой срок продукции, при сжигании загрязняя воздушный бассейн). Кроме того, то или иное соединение, будучи безопасным для человека, может наносить ущерб окружающей среде, а этот аспект вообще не учитывается при проведении испытаний в органах санэпиднадзора. Еще одним аргументом в пользу передачи экологам несвойственных медикам функций, по оценке соответствия экологическим показателям, может являться тот факт, что во всех развитых странах не принято отделять человека от окружающей среды. Примером тому -- системы сертификации, которые функционируют в Европе и США, на соответствие техническим требованиям и на безопасность для окружающей среды.

Все вышеперечисленное позволяет говорить о том, что одни и те же показатели могут быть позиционированы и как экологические, и как показатели качества. Здесь уместен вопрос, а не расширить ли перечень показателей для традиционной обязательной сертификации экологическими показателями, к тому же часть показателей уже и так содержится в принятых ГОСТах. Ведь таким образом можно избежать излишней сертификации и, следовательно, лишних расходов для производителя. К сожалению, подобный подход несостоятелен. Основная причина -- отсутствие должной квалификации и приборной базы у сертификационных центров системы ГОСТ Р. Кроме того, показатели качества и показатели экологической безопасности различны по своей сути и служат для разных целей. Поэтому необходимо проводить две разные сертификации.

Скорее всего производители продукции без энтузиазма воспримут необходимость получения двух сертификатов. Поэтому необходимо дать некоторые разъяснения. Во-первых, с точки зрения затрат на сертификацию производитель вовсе не несет никаких затрат, поскольку стоимость этой процедуры в полном объеме можно отнести на себестоимость продукции. Во-вторых, наличие подобного сертификата позволит производителю эффективнее рекламировать свою продукцию и уже на законных основаниях говорить о соблюдении экологических требований, вовсе не такое уж большое бремя для производителей товаров.

Все рассмотренные выше проблемы являются препятствием для введения обязательной экологической сертификации продукции. Однако обязательную экологическую сертификацию необходимо не только ввести в повседневную практику, но и активно расширять по мере появления новых экологических сертификационных центров. Это необходимо сделать по целому ряду причин:

1. Повышение ответственности производителей перед потребителем. Не секрет, что сами производители не вкладывают средства для улучшения экологических свойств продукции, поскольку во главу угла ставится понижение себестоимости, а сертификация -- дополнительные затраты.
2. Повышение конкурентоспособности продукции. Отечественная продукция не пользуется спросом за рубежом подчас только из-за неспособности производителя доказать ее «экологичность», хотя остальные показатели могут превосходить зарубежные аналоги.
3. Предотвращение появления экологически опасной продукции, поступающей из-за рубежа. Многие обращают внимание на низкую цену продукции, произведенной в странах юго-восточной Азии, однако не многие знают, что эта продукция представляет серьезную опасность для здоровья человека и для природы. Примеры -- нижнее белье из хлопка, зараженного диоксинами, продукция, при изготовлении которой были использованы запрещенные в нашей стране красители.
4. Возможность потребителя получить гарантии при приобретении продукции в части ее соответствия экологическим требованиям.

Таким образом, проанализировав текущее состояние обязательной экологической сертификации у нас в стране, можно с уверенностью сказать, что с введением дополнительного контроля по экологическим показателям можно добиться существенных выгод как для потребителя, так и для производителя продукции.

Практика введения экологической сертификации в России.

Cогласно классическому определению ИСО/МЭК, принятому во всем мире, сертификация соответствия - это действие третьей стороны, доказывающее, что должным образом идентифицированные продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу, где третья сторона - лицо (или орган), независимое от участвующих в рассматриваемом вопросе сторон (поставщик - покупатель).
Таким образом, "третья сторона", которая действует в процессе сертификации, - это не контролер, который идет к предпринимателю, а наоборот, это лицо (орган), к которому добровольно идет сам предприниматель для того, чтобы получить от него сертификат соответствия, с которым он может не только расширить свой рынок, но и дороже продать свою продукцию.
Отсюда видно, что сертификация не является бюрократическим барьером для развития предпринимательства.
Сертификация - это часть механизма, называемого "подтверждением соответствия", в котором доказывать соответствие продукции установленным требованиям можно без участия третьей стороны - посредством принятия изготовителем продукции декларации о соответствии.
Впервые в России для практической апробации 1 мая 1992 г. была введена сертификация "в целях контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья человека и его имущества" (ст.1 Закона РФ "О сертификации продукции и услуг"). (Шрифтом выделено мною - В.В.) Сертификация была введена взамен существовавших ранее командно-административных методов регулирования экономики.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1013 были утверждены Перечни товаров, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, на основе которых Госстандартом России в 1998 г. была подготовлена и опубликована Номенклатура продукции и услуг, в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация (далее - Перечень по сертификации).
Позднее постановлением Правительства РФ от 07.07.99 № 766 был утвержден Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии (далее - Перечень по декларациям).
Для уменьшения "избыточности" обязательной сертификации и в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию Госстандарт России летом 2001 г. провел работу по сокращению номенклатуры продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Эту работу проводили 39 специально созданных экспертных групп, сформированных на основе технических комитетов по стандартизации.
В результате из Перечня по сертификации многие виды продукции были исключены и переведены в Перечень по декларациям, который возрос более чем в 5 раз. В свою очередь, из Перечня по декларациям была исключена продукция, для реализации и использования которой не будет требоваться ни декларация, ни сертификат (например, лопаты, зубила слесарные и т.п.).
Однако работы, проводимые в рамках Системы обязательной сертификации по экологическим требованиям, зарегистрированной в Госреестре Госстандарта России 01.10.96 (регистрационный номер РОСС RU.001.01.ЭТОО), показали, что даже такое радикальное сокращение объектов обязательной сертификации не дает возможности достигнуть основной цели, для которой Законом РФ "О сертификации продукции и услуг" в 1993 г. была введена сертификация в России, - контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья человека и его имущества.
Это происходит потому, что в номенклатуре продукции и услуг Госстандарта России не выделены объекты, которые подлежат обязательной экологической сертификации. Для многих предприятий отсутствие экологического сертификата соответствия препятствует расширению рынка для своей продукции и снижает ее конкурентоспособность.
Данное утверждение подтверждают результаты согласования с министерствами предложений по реализации закона "Об охране атмосферного воздуха".
В ст. 15 (пп. 3 и 4) этого закона установлено, что производство и использование на территории Российской Федерации топлива, установок, двигателей, транспортных средств допускается только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие требованиям охраны атмосферного воздуха и техническим нормативам выбросов (максимально допустимым удельным массам выброса).
Из изложенного ясно, что речь идет об экологических сертификатах соответствия.
В целях реализации ст. 15 этого закона распоряжением Правительства РФ от 08.08.99 №1264-р бывшему Госкомэкологии было поручено (совместно с другими министерствами) разработать нормативный правовой акт Правительства РФ, устанавливающий порядок выдачи упомянутых выше экологических сертификатов. Данное распоряжение было своевременно выполнено, и Порядок был направлен на согласование в министерства, определенные Правительством РФ.
Анализ ответов показал, что одни министерства (МПС, Минэнерго, Минпромнауки) не возражают против введения экологической сертификации топлива и транспортных средств, а вот другие (Минтранс, МВД и Минсельхоз) категорически возражают, утверждая, что экологическая сертификация - это "дополнительная", излишняя сертификация, так как экологические требования якобы уже учитываются при действующих системах обязательной сертификации - нефтепродуктов, автотранспорта и авиатехники.
Если рассмотреть эти возражения по существу, то можно сделать следующие выводы.
1. По автотранспорту. Низкое качество наших автомобилей давно известно - по годовому суммарному выбросу вредных веществ наши автомобили в среднем хуже американских в 3 раза (1117 и 338 кг, соответственно), по токсичности - в 9 раз. Наши автомобили достигнут норм Евро-2 не ранее 2004 г., Евро-3 - не ранее 2008 г., а Евро-4 - неизвестно когда (нормы Евро-3 в Европе введены с октября 2000 г.).
2. По авиатехнике. В 2004 г. наши самолеты не смогут садиться на зарубежных аэродромах, так как не удовлетворяют международным требованиям по шуму и загрязняющим выбросам.
3. По нефтепродуктам. По телевидению "ЛУКОЙЛ" рекламирует свои нефтепродукты, ссылаясь на их сертификацию, сделанную Американским институтом нефти, а не отечественными органами по сертификации.
Таким образом, приходится признать, что ведомственные системы обязательной сертификации не обеспечивают надлежащего качества ни автотранспорта, ни самолетов, ни нефтепродуктов именно по экологическим показателям, отвергая в то же время экологическую сертификацию перечисленных объектов, тогда как цель сертификации - обеспечить надлежащее качество продукции.
Держатели этих систем, исходя из ведомственного интереса, отвергают экологическую сертификацию нефтепродуктов, автотранспорта и авиатехники.
В результате согласование Порядка выдачи экологических сертификатов так называемыми заинтересованными министерствами был провален, и вместо нормативного правового акта Правительства РФ на эту тему вышло не постановление Правительства РФ, а почему-то новое распоряжение Правительства РФ от 07.05.01 № 641-р, повторяющее текст ст.15 закона "Об охране атмосферного воздуха", т.е. распоряжение Правительства РФ от 08.08.99 №1264-р осталось не выполненным. Поэтому можно утверждать, что перечисленные выше системы сертификации работают вхолостую и являются "избыточными" и "дополнительными".
В отличие от них, Система эколо-гической сертификации РОСС RU.001.01.ЭТОО (далее - Система) по своему характеру является результирующей "сверхсистемой" сертификации.
Подтверждение соответствия объекта сертификации осуществляется в этой Системе путем сопоставления показателей сертифицируемого объекта с показателями соответствующего нормативного документа (стандарт, регламент, утвержденный в установленном порядке норматив, международный стандарт, правило ЕЭК ООН, директива ЕС, евронорма и др.).
В случае, если для объекта сертификации имеется несколько нормативных документов, указанных выше, то подтверждение соответствия производится путем сопоставления с документом, имеющим более "жесткие" показатели. При добровольной форме экологической сертификации сопоставление производится со всеми без исключения документами, имеющимися в мире по данному объекту, в том числе и с международными, и национальными документами, не введенными в России.
Таким образом, сертификация в Системе гарантирует мировой уровень сертифицированного объекта.
Подтверждение соответствия объекта нормативным требованиям осуществляется в Системе в форме либо добровольной, либо обязательной сертификации. Затраты заявителей при добровольной форме сертификации относят на счет прибыли (дохода) от реализации сертифицированной продукции, при обязательной форме - на себестоимость продукции. Форма сертификации и факт соответствия мировому уровню указывается на выданном сертификате и лицензии на право применения экологической маркировки.
Следует отметить, что Система успешно функционирует с учетом требований международных стандартов ИСО серии 14000, в ее работах в настоящее время участвуют 16 органов по сертификации, 15 испытательных лабораторий, а также орган по подготовке специалистов.
В связи с этим вызывает недоумение факт, что продолжается регистрация многочисленных систем добровольной экологической сертификации (например, система ВНИИС Госстандарта России, подсистема Военного регистра, система недропользования "Зарубежгеологии", региональная система Нижегородского ЦСМ).
Более того, недавно появилась и активно лоббируется к разработке система добровольной сертификации так называемого экологического менеджмента (управления).
На проведенной в Госстандарте России научно-практической конференции 15 октября 2001 г., посвященной Всемирному дню стандартов, который прошел под девизом "Окружающая среда и стандарты: крепнущее единство", было отмечено, что подобная практика не отвечает реальным потребностям рынка этих услуг, а статус этих систем и выдаваемых ими сертификатов недостаточно высок. Это уже привело к тому, что круг заявителей на экологическую сертификацию предприятий существенно сузился, и ведет к дискредитации экологической сертификации1.
Для обеспечения методического единства работ в данной области целесообразно все перечисленные системы добровольной сертификации объединить в рамках Системы сертификации РОСС RU.001.01.ЭТОО, в которой возможна работа как в обязательной, так и в добровольной форме.
Избыточна не вся сертификация, а только та, которая работает "вхолостую".
Для выявления "избыточных" систем сертификации Правительством РФ принято решение об их инвентаризации.
Чтобы реализовать это решение необходимо:
1) перейти на сертификацию по заявкам исключительно изготовителей продукции;
2) избавить держателей сертификатов от многочисленных контролеров;
3) установить обязательную форму сертификации только для показателей безопасности (гигиенических и экологических), а для показателей качества - добровольную форму в соответствии с проектом закона "О техническом регулировании";
4) четко разделить сферы применения сертификации и лицензирования (например, перевести объект "услуги" из сферы применения сертификации в сферу применения лицензирования);
5) упростить и удешевить процедуру сертификации;
6) исключить ведомственный характер сертификации;
7) повысить качество подготовки экспертов по сертификации до мирового уровня.
Только в этом случае будет достигнута основная цель сертификации, определенная законом "О сертификации продукции и услуг", и будет обеспечено вступление России во Всемирную торговую организацию.
Вероятно, это будет учтено в новом федеральном законе о техническом регулировании в Российской Федерации.
В настоящее время во исполнение ст. 31 Закона "Об охране окружающей среды" специалистами ВНИИприроды подготовлены проект постановления Правительства РФ "О порядке проведения экологической сертификации в Российской Федерации", а также материалы, необходимые для регистрации Системы в Минюсте России.
Таким образом будет создан механизм, способствующий реализации обновленного Федерального закона "Об охране окружающей среды" и тем самым - укреплению правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.