Рефераты. Безработица и занятость по федеральным округам РФ






При этом, численность официально зарегистрированных безработных в среднем за 2009 год выросла на 685 тыс. человек и составила 2,1 млн. человек (2,8% экономически активного населения).

Влияние мирового финансово-экономического кризиса заставило работодателей принимать меры по снижению издержек производства, в том числе путем перевода работников в режим неполной занятости, и сокращения численности работников (по состоянию на 30 декабря 2009 года численность таких работников составила порядка 1,6 млн. человек).

При этом следует учитывать, что увеличение доли работников, работающих в режиме неполного рабочего времени, с одной стороны, позволило сохранить кадровый потенциал компаний, с другой стороны данные работники расширили категорию потенциально безработных граждан.

Экономический кризис затронул все виды экономической деятельности, однако, наибольшее сокращение численности занятых произошло в сельском хозяйстве, в строительстве, в обрабатывающих производствах, в том числе в автомобилестроении и машиностроении, и в торговле.

В 2010 году ситуация на рынке труда начала выправляться. Так, в среднем по итогам 3 квартала 2010 г. численность безработных, определяемых по методологии МОТ, составила 5,2 млн. человек или 6,8% экономически активного населения, что на 0,4 млн. человек меньше, чем в прошлом квартале. На конец сентября 2010 г. численность граждан, не имеющих работы, составила 5,0 млн. человек или 6,6% экономически активного населения, что на 732 тыс. человек меньше, чем на конец сентября прошлого года. Снижение численности безработных объясняется улучшением экономической ситуации в стране и восстановлением спроса на труд [15].

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, сокращается с конца февраля 2010 года. За семь месяцев 2010 года она стала меньше на 30% или на 697 тыс. человек. На конец сентября 2010 г. численность официально зарегистрированных безработных составила 1,598 млн. человек (или 2,1% экономически активного населения). По сравнению с концом сентября 2009 г. численность безработных снизилась на 437 тыс. человек.

Число вакантных рабочих мест в органах службы занятости населения за сентябрь 2010 г. снизилось на 21 тысячу и по состоянию на конец сентября текущего года составило 1,236 млн. вакантных рабочих мест. Однако, вследствие сокращения численности незанятых граждан, обратившихся в службу занятости населения, продолжает снижаться коэффициент напряженности (в расчете на 100 вакансий); так, в сентябре текущего года коэффициент напряженности составил 146,0 против 211,7 в сентябре прошлого года.

В таблице 2 представлена характеристика федеральных округов РФ по отдельным показателям напряженности на рынке труда по итогам 3 квартала 2010 года: уровень безработицы, среднее время поиска работы безработными, доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более.

Таблица 2

Характеристика регионов России по отдельным показателям напряженности на рынке труда (в %)

Федеральные округа

Уровень безрабо-тицы, в %

Среднее время поиска работы безработными, месяцев

Доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, в %

Центральный федеральный округ

5,6

7,2

25,3

Северо-Западный федеральный округ

7,1

6,9

24,6

Южный федеральный округ

8,7

7,3

29,5

Северо-Кавказский федеральный округ

19,5

9,0

40,8

Приволжский федеральный округ

9,1

7,2

27,3

Уральский федеральный округ

9,6

7,5

26,8

Сибирский федеральный округ

10,4

7,7

31,1

Дальневосточный федеральный округ

10,5

7,2

27,4

Примечание: таблица составлена на основе данных [14]

Очевидно, что наибольшее значение показатели, характеризующие напряженность на рынке труда, имеют в Северо-Кавказском федеральном округе. Далее по уровню напряженности идут Дальневосточный и Сибирский федеральные округа.

Рейтинг субъектов РФ, характеризующихся наивысшими значениями уровня безработицы, представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. Субъекты РФ, характеризующиеся самым высоким уровнем безработицы (в процентах)

Очевидно, что худшим образом с безработицей дела обстоят в Республике Ингушетия, Чеченской Республике, Республике Тыва, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике и других субъектах РФ, представленных на рисунке 3.

Таким образом, была рассмотрена динамика безработицы в целом по РФ за период с 2008 по 2010 года, определены федеральные округа, а также субъекты РФ, ситуация на рынке труда которых характеризуется самым высоким уровнем напряженности. Перейдем к рассмотрению социальных последствий безработицы, а также мер, предпринимаемых правительством РФ в целях минимизации их негативного влияния.

2.3 Социальные последствия безработицы

Существуют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

Рассмотрим подробнее неэкономические последствия безработицы, к которым относятся психологические, социальные и политические последствия потери работы.

На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалам семей. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), и другие типы асоциального поведения.

На уровне общества неэкономические последствия, в первую очередь, означают рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов, иногда сопровождающиеся военными переворотами и революциями, которые связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы на общественном уровне являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести потери, которые общество несет в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людей, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, и, следовательно, окупить [5, с.619].

Отмечается неодинаковое распределение бремени безработицы в обществе; так, наибольшие социально-экономические издержки несут наименее конкурентоспособные на рынке труда группы экономически активного населения: молодежь, люди предпенсионного возраста, женщины, лица, имеющие значительный перерыв в работе, национальные, религиозные и прочие меньшинства. В меньшей мере негативные последствия высокого уровня безработицы ощущают мужчины трудоспособного возраста, лица с высшим образованием, высококвалифицированные специалисты; уровень и длительность безработицы, потери доходов в данной группе, как правило, ниже.

Такие негативные последствия безработицы обуславливают необходимость ее государственного регулирования, а также минимизации негативных последствий.

В современной практике государственного регулирования, нацеленного на снижение уровня безработицы, предусматривается комплекс мер по следующим направлениям:

- стимулирование роста занятости и увеличение числа рабочих мест;

- содействие найму (развитие информационных служб, служб трудоустройства);

- подготовка и переподготовка рабочей силы;

- страхование безработицы и материальная помощь длительно безработным.

В рамках этого комплекса мер выделяют меры активной политики занятости, нацеленные на снижение уровня безработицы, и меры пассивной политики, которые ориентированы на смягчение ее негативных последствий [11, с.427].

К активным мерам относят следующие:

- создание новых и сохранение имеющихся рабочих мест;

- содействие самозанятости, в том числе помощь безработным в организации собственного дела (обучение, консультации, помощь в подготовке бизнес-плана, аренде помещений, приобретении оборудования, получении кредитов);

- содействие трудовой мобильности, в том числе межпрофессиональной (обучение и переподготовка) и межрегиональной;

- развитие государственных и коммерческих служб занятости и трудоустройства.

Меры пассивного характера включают в себя следующие:

- поддержание частичной занятости (неполное рабочее время) и нестандартных ее форм (например, надомная занятость);

- субсидирование заработной платы частично занятых (доплаты до уровня оплаты полнозанятых); для сохранения занятости высококвалифицированных работников (доплаты на период выхода предприятия из кризиса, компенсирующие им вынужденные простои из-за недозагруженности производственных мощностей); частичная или полная компенсация работодателю затрат на оплату труда нанятых безработных, прежде всего, из числа лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (женщины, имеющие детей, молодежь, лица предпенсионного возраста);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.