При этом, численность официально зарегистрированных безработных в среднем за 2009 год выросла на 685 тыс. человек и составила 2,1 млн. человек (2,8% экономически активного населения).
Влияние мирового финансово-экономического кризиса заставило работодателей принимать меры по снижению издержек производства, в том числе путем перевода работников в режим неполной занятости, и сокращения численности работников (по состоянию на 30 декабря 2009 года численность таких работников составила порядка 1,6 млн. человек).
При этом следует учитывать, что увеличение доли работников, работающих в режиме неполного рабочего времени, с одной стороны, позволило сохранить кадровый потенциал компаний, с другой стороны данные работники расширили категорию потенциально безработных граждан.
Экономический кризис затронул все виды экономической деятельности, однако, наибольшее сокращение численности занятых произошло в сельском хозяйстве, в строительстве, в обрабатывающих производствах, в том числе в автомобилестроении и машиностроении, и в торговле.
В 2010 году ситуация на рынке труда начала выправляться. Так, в среднем по итогам 3 квартала 2010 г. численность безработных, определяемых по методологии МОТ, составила 5,2 млн. человек или 6,8% экономически активного населения, что на 0,4 млн. человек меньше, чем в прошлом квартале. На конец сентября 2010 г. численность граждан, не имеющих работы, составила 5,0 млн. человек или 6,6% экономически активного населения, что на 732 тыс. человек меньше, чем на конец сентября прошлого года. Снижение численности безработных объясняется улучшением экономической ситуации в стране и восстановлением спроса на труд [15].
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, сокращается с конца февраля 2010 года. За семь месяцев 2010 года она стала меньше на 30% или на 697 тыс. человек. На конец сентября 2010 г. численность официально зарегистрированных безработных составила 1,598 млн. человек (или 2,1% экономически активного населения). По сравнению с концом сентября 2009 г. численность безработных снизилась на 437 тыс. человек.
Число вакантных рабочих мест в органах службы занятости населения за сентябрь 2010 г. снизилось на 21 тысячу и по состоянию на конец сентября текущего года составило 1,236 млн. вакантных рабочих мест. Однако, вследствие сокращения численности незанятых граждан, обратившихся в службу занятости населения, продолжает снижаться коэффициент напряженности (в расчете на 100 вакансий); так, в сентябре текущего года коэффициент напряженности составил 146,0 против 211,7 в сентябре прошлого года.
В таблице 2 представлена характеристика федеральных округов РФ по отдельным показателям напряженности на рынке труда по итогам 3 квартала 2010 года: уровень безработицы, среднее время поиска работы безработными, доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более.
Таблица 2
Характеристика регионов России по отдельным показателям напряженности на рынке труда (в %)
Федеральные округа
Уровень безрабо-тицы, в %
Среднее время поиска работы безработными, месяцев
Доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, в %
Центральный федеральный округ
5,6
7,2
25,3
Северо-Западный федеральный округ
7,1
6,9
24,6
Южный федеральный округ
8,7
7,3
29,5
Северо-Кавказский федеральный округ
19,5
9,0
40,8
Приволжский федеральный округ
9,1
27,3
Уральский федеральный округ
9,6
7,5
26,8
Сибирский федеральный округ
10,4
7,7
31,1
Дальневосточный федеральный округ
10,5
27,4
Примечание: таблица составлена на основе данных [14]
Очевидно, что наибольшее значение показатели, характеризующие напряженность на рынке труда, имеют в Северо-Кавказском федеральном округе. Далее по уровню напряженности идут Дальневосточный и Сибирский федеральные округа.
Рейтинг субъектов РФ, характеризующихся наивысшими значениями уровня безработицы, представлен на рисунке 3.
Рисунок 3. Субъекты РФ, характеризующиеся самым высоким уровнем безработицы (в процентах)
Очевидно, что худшим образом с безработицей дела обстоят в Республике Ингушетия, Чеченской Республике, Республике Тыва, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике и других субъектах РФ, представленных на рисунке 3.
Таким образом, была рассмотрена динамика безработицы в целом по РФ за период с 2008 по 2010 года, определены федеральные округа, а также субъекты РФ, ситуация на рынке труда которых характеризуется самым высоким уровнем напряженности. Перейдем к рассмотрению социальных последствий безработицы, а также мер, предпринимаемых правительством РФ в целях минимизации их негативного влияния.
2.3 Социальные последствия безработицы
Существуют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.
Рассмотрим подробнее неэкономические последствия безработицы, к которым относятся психологические, социальные и политические последствия потери работы.
На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалам семей. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), и другие типы асоциального поведения.
На уровне общества неэкономические последствия, в первую очередь, означают рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов, иногда сопровождающиеся военными переворотами и революциями, которые связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы на общественном уровне являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести потери, которые общество несет в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людей, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, и, следовательно, окупить [5, с.619].
Отмечается неодинаковое распределение бремени безработицы в обществе; так, наибольшие социально-экономические издержки несут наименее конкурентоспособные на рынке труда группы экономически активного населения: молодежь, люди предпенсионного возраста, женщины, лица, имеющие значительный перерыв в работе, национальные, религиозные и прочие меньшинства. В меньшей мере негативные последствия высокого уровня безработицы ощущают мужчины трудоспособного возраста, лица с высшим образованием, высококвалифицированные специалисты; уровень и длительность безработицы, потери доходов в данной группе, как правило, ниже.
Такие негативные последствия безработицы обуславливают необходимость ее государственного регулирования, а также минимизации негативных последствий.
В современной практике государственного регулирования, нацеленного на снижение уровня безработицы, предусматривается комплекс мер по следующим направлениям:
- стимулирование роста занятости и увеличение числа рабочих мест;
- содействие найму (развитие информационных служб, служб трудоустройства);
- подготовка и переподготовка рабочей силы;
- страхование безработицы и материальная помощь длительно безработным.
В рамках этого комплекса мер выделяют меры активной политики занятости, нацеленные на снижение уровня безработицы, и меры пассивной политики, которые ориентированы на смягчение ее негативных последствий [11, с.427].
К активным мерам относят следующие:
- создание новых и сохранение имеющихся рабочих мест;
- содействие самозанятости, в том числе помощь безработным в организации собственного дела (обучение, консультации, помощь в подготовке бизнес-плана, аренде помещений, приобретении оборудования, получении кредитов);
- содействие трудовой мобильности, в том числе межпрофессиональной (обучение и переподготовка) и межрегиональной;
- развитие государственных и коммерческих служб занятости и трудоустройства.
Меры пассивного характера включают в себя следующие:
- поддержание частичной занятости (неполное рабочее время) и нестандартных ее форм (например, надомная занятость);
- субсидирование заработной платы частично занятых (доплаты до уровня оплаты полнозанятых); для сохранения занятости высококвалифицированных работников (доплаты на период выхода предприятия из кризиса, компенсирующие им вынужденные простои из-за недозагруженности производственных мощностей); частичная или полная компенсация работодателю затрат на оплату труда нанятых безработных, прежде всего, из числа лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (женщины, имеющие детей, молодежь, лица предпенсионного возраста);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8