4.1. Правовые меры охраны атмосферного воздуха
Задачи по охране атмосферного воздуха и мероприятия по предупреждению и устранению причин загрязнения и других вредных воздействий на него, а также по улучшению состояния атмосферы предусматриваются в соответствующих планах.
Проекты планов, разрабатываемые министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, согласовываются с органами, осуществляемыми государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в порядке, установленном законодательством. В плановых заданиях предусматриваются снижение загрязнения атмосферы за счет строительства и ремонта очистных сооружений и совершенствования технологических процессов.
В целях оценки состояния атмосферного воздуха Минздравом РФ установлены нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе [подробнее о ПДК упоминалось в п. 2.4.] и уровни вредных физических воздействий на него. Эти нормативы отвечают интересам охраны здоровья людей и окружающей среды, являются едиными для всей территории Российской Федерации; в необходи-мых случаях устанавливаются более строгие нормативы для отдель-ных районов.
В целях охраны атмосферного воздуха устанавливаются норма-тивы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ) стационарными и передвижными источниками загрязнения, а также нормативы предельно допустимых вредных физических воздействий в РФ, утверждаемые органами Комитета по гидрометеоро-логии и мониторингу окружающей среды РФ и Минздрава РФ по каждому стационарному источнику и по каждой модели транспорт-ных и иных передвижных средств и установок. При этом должно вы-полняться условие, что выбросы загрязняющих веществ и вредные физические воздействия от данного источника и от совокупности источников города или другого населенного пункта, с учетом пер-спективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не создадут приземную концентра-цию, превышающую их предельно допустимую концентрацию (ПДК) для населения, растительного и животного мира. При уста-новлении ПДВ учитывают перспективу развития предприятия, фи-зико-географические и климатические условия местности, располо-жение промышленных площадок и установок существующей и намеченной жилой застройки, санаториев, зон отдыха и т.д. Важное значение в решении проблемы охраны атмосферного воздуха имеют ГОСТ 17.2.3.02-78 «Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями», введенный в действие с 1 января 1980 г., и постановление Совета Министров СССР от 16 декабря 1981 г. «О нормативах предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и вредных физичес-ких воздействий на нее».
В том случае, когда по объективным причинам установление ПДВ для данного населенного пункта невозможно, предусматрива-ются временно согласованные нормативы выбросов (ВСВ).
В данном случае используется принцип поэтапного снижения объемов выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ. На период реализации мероприятий, обеспечивающих соблюдение норма-тивов ПДВ, предприятия имеющие стационарные источники загряз-нения, должны разработать, согласовать с местной администрацией и представить на утверждение в соответствующие органы проекты нормативов ВСВ и планы поэтапного снижения этих выбросов по установленным нормативам.
Выброс загрязняющих веществ стационарными источниками за-грязнения допускается лишь на основании разрешения, выдаваемо-го на основе утвержденных нормативов ПДВ и ВСВ.
Выброс загрязняющих веществ стационарным источником за-грязнения допускается в каждом случае на основании разрешения, выдаваемого на основе утвержденных нормативов ПДВ и ВСВ и за-ключения указанных органов. В разрешении предусматриваются нормативы ПДВ, а также условия и требования по охране атмосфер-ного воздуха, которые должны выполняться предприятиями, учреж-дениями и организациями, деятельность которых связана с выброса-ми загрязняющих веществ в атмосферу. В случае их нарушения при возникновении угрозы населению выброс загрязняющих веществ должен быть ограничен, приостановлен или запрещен по решению органов Комитета по гидрометеорологии и мониторингу окружаю-щей среды РФ или санитарного надзора Минздрава РФ. Особый по-рядок выбросов установлен при аварийных ситуациях и в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями.
При проектировании и эксплуатации транспортных и иных пере-движных средств и установок (ст. 11 Закона) должны разрабаты-ваться и осуществляться мероприятия по предотвращению и сокра-щению выбросов загрязняющих веществ, а их количество не должно превышать нормативы ПДВ. Производство и эксплуатация таких средств и установок не допускаются, если в их выбросах содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы.
Руководят работами по нормированию ПДВ по городу, району, промышленной зоне местная администрация, ее исполнительные комитеты совместно с органами Госгидромета РФ и с участием соот-ветствующих министерств и ведомств.
Страницы: 1, 2, 3, 4