Рефераты. Адаптация к глобальному потеплению






Глава 2. Адаптация к глобальному потеплению

Деревня Маасбоммель (Зеландия, южная часть Нидерландов), расположенная на берегах реки Маас, готовится к изменению климата. Как и большая часть территории Нидерландов, это низко расположенный участок суши, подверженный риску повышения уровня моря и половодья в результате дождей. В ландшафте преобладает водное пространство и система дамб, регулирующих поток воды. В прибрежной части Маасбоммель построены 37 домов, особенность которых состоит в том, что они могут плавать по воде. Полый фундамент каждого из домов закреплен на больших стальных сваях, погруженных в речное русло, и в случае наводнения поддерживает конструкцию над уровнем воды, наподобие корпуса судна. Плавающие дома в деревне Маасбоммель - пример того, как развитое государство адаптируется к усилению риска наводнений, спровоцированных климатическими изменениями.

Население развивающихся стран так же адаптируется к изменениям климата. Жители селения Хоа Тан (Вьетнам), расположенного в дельте реки Меконг, понимают, что значит жить в условиях риска наводнения. Риск максимален в сезон тайфунов, когда шторма, возникающие в Южно-Китайском море, вызывают неожиданные волнения на море в период разлива Меконга. Разветвленные системы дамб, за которыми следят местные фермеры, - попытка удержать паводковые воды. Население также сталкивается с рисками, связанными с климатическими изменениями. Укрепляются дамбы, сажаются мангровые леса, защищающие деревни от волн во время штормов, а дома строятся на бамбуковых сваях. Между тем, в рамках одного из направлений инновационной программы «жизнь в условиях наводнений», финансируемой донорскими организациями, для уязвимых общин проводят уроки плавания и шьют спасательные жилеты.

Различный подход Маасбоммель и Хоа Тан иллюстрируют, как адаптация к климатическим изменениям усиливает неравенство в глобальном масштабе. В Нидерландах государственные капиталовложения в усовершенствование инфраструктуры для защиты от наводнений способствуют более высокой защищенности от рисков, связанных с изменениями климата. На уровне домохозяйств технологический потенциал и финансовые ресурсы дают населению возможность выбора при угрозе наводнений. Жители могут приобрести дома, позволяющие плыть по воде. Во Вьетнаме - одной из стран, подверженных наиболее высоким рискам климатических изменений - слабо развитая инфраструктура защиты от наводнений не обеспечивает достаточный уровень защиты. Поэтому в деревнях в устье реки Меконг адаптация к климатическим изменениям заключается в поиске способов плавания в воде.

Все страны должны адаптироваться к изменениям климата. Способы адаптации и возможности выбора, открывающиеся перед правительствами и гражданами, предопределяются множеством факторов. Природа рисков, связанных с климатическими изменениями, меняется в зависимости от страны или региона. Способность к адаптации также различна. Уровень человеческого развития, технологические и институциональные возможности, объем финансовых ресурсов - все это играет важную роль в определении способности к адаптации.

В некотором отношении растущие риски, связанные с климатическими изменениями, только одна часть проблемы. Стратегии и институты, которые сегодня дают возможность странам и населению адаптироваться к климатическим рискам, аналогичны тем, которые потребуются для борьбы с «климатическими шоками» в будущем. Среди них социальная и экономическая политика, создающая возможности быстро восстанавливаться после «климатических шоков», инвестирование в развитие инфраструктуры, защищающей от наводнений и циклонов, создание институтов для управления водоразделами. Однако масштабы существующих угроз ставят как количественные, так и качественные задачи. Некоторые страны и группы населения гораздо лучше подготовлены для противостояния климатическим изменениям.

2.1 Адаптация в развитых странах

Планирование мер адаптации к климатическим изменениям - быстро развивающаяся сфера деятельности в развитых странах. Разработкой стратегий адаптации занимаются национальные правительства, региональные органы планирования, местные правительства, городские власти и страховые компании, у которых общая цель - защитить людей и экономическую инфраструктуру от рисков, возникающих в результате изменений климата.

Рост внимания со стороны общественности к проблеме климатических изменений стал одним из факторов, предопределяющих программу действий в сфере адаптации к изменениям климата. Во многих развитых странах широко распространена точка зрения о том, что климатические изменения приводят к росту рисков, связанных с погодными условиями. Волна жары в Европе в 2003 г., сезон тайфунов в Японии 2004 г., ураган «Катрина» и разрушение Нового Орлеана, случаи засухи, наводнения и экстремальные температурные явления в развитых странах - все эти события широко освещались в печати, подогревая внимание общественности к проблеме изменений климата. Неопределенность будущих направлений климатических изменений не служит препятствием для общественности, призывающей к более активным действиям со стороны государства.

Область страхования стало мощным инструментом изменений. Страхование является важным механизмом, посредством которого рынки оповещают об изменении уровня риска. Посредством ценообразования рынки создают стимулы для принятия мер по снижению рисков, в том числе для разработки мер адаптации к климатическим изменениям для отдельных людей, компаний и правительств. В Европе и США в области страхования была отмечена растущая обеспокоенность влиянием климатических изменений на потери, связанные с существующими рисками. Одним из признаков этой обеспокоенности являются прогнозы, указывающие на учащение сильных наводнений и штормов. В некоторых странах представители страхования стали ярыми сторонниками идеи о росте инвестиций в развитие «устойчивой к влиянию климата» инфраструктуры. Так, Ассоциация британских страховщиков требует к 2011 г. увеличить на 50% расходы на защиту от наводнений.

Адаптация к климатическим изменениям в развитых странах принимает различные формы. Владельцы «плавающих домов» - жители деревни Маасбоммель - это пример изменения поведения на уровне домохозяйств. В других случаях в целях адаптации к изменениям климата принимаются экономические меры. Один из примеров - европейская горнолыжная отрасль. В Альпах снежный покров в горах уже отступает, и МГЭИК предупреждает о том, что, согласно прогнозам, на средних высотах продолжительность залегания снежного покрова будет уменьшаться примерно на несколько недель на каждый градус повышения температуры воздуха. Швейцарская горнолыжная отрасль адаптируется к климатическим изменениям, осуществляя активные инвестиции в поставки машин по производству искусственного снега. Для покрытия одного гектара лыжного склона необходимо около 3 330 литров воды, которую переправляют вертолеты и затем перерабатывают в снег путем энергоемкой заморозки.

Многие развитые страны провели детальные исследования последствий изменений климата. Некоторые государства переходят к осуществлению стратегий адаптации к изменениям климата. Такие европейские страны, как Франция, Германия и Великобритания, создали национальные институциональные структуры для планирования мер адаптации. По вполне обоснованным причинам Европейская комиссия призвала членов союза включить меры по адаптации к изменениям климата в программы по развитию инфраструктуры. При строительстве объектов инфраструктуры со сроком действия 80-100 лет (например, мостов, портов и скоростных дорог) необходимо учитывать потенциальные изменения климатических условий. Такие отрасли, как сельское хозяйство и лесная промышленность, гораздо раньше столкнутся с последствиями изменений климата, чем общество в целом.

В богатых странах меры по защите от изменений климата не слишком различаются. Несмотря на расхождения в данных, в целом основной метод борьбы с климатическими изменениями - инвестирование в разработку и осуществление предупредительных мер. Вот несколько примеров:

* Нидерланды. Плотно населенной, расположенной на низинных землях стране, четверть территории которой находится ниже уровня моря, приходится противостоять серьезным рискам, связанными с изменениями климата. Для борьбы с ними создана разветвленная система каналов, насосных станций и дамб. Дамбы строятся с целью противостояния погодным явлениям, которые могут произойти лишь раз в 10 тыс. лет. Не только море может представлять угрозу. Река Рейн, образующая обширное устье при впадении в Маас, создает постоянную угрозу наводнения. Планирование мер адаптации в Нидерландах рассматривается как вопрос национальной безопасности, учитывая рост уровня моря, все более разрушительные шторма и прогнозы климатических моделей, согласно которым количество осадков может возрасти примерно на 25%. Осуществляемая политика водопользования допускает, что существующей инфраструктуры, возможно, недостаточно для нейтрализации негативных последствий повышения уровня воды в море и реках. Детальная схема адаптации содержится в плане государственной политики, разработанном 2000 г., под названием «Пространство для реки». Эта схема включает более строгий контроль за населенными пунктами, «Стратегии водосбора», реализуемые региональными властями в целях создания водохранилищ для аккумулирования паводка, и бюджет размером 3 млрд долл. США, направленный на инвестиции в защиту от наводнений. Политика должна защитить жителей Нидерландов от стока вод Рейна, объем которого к 2015 г. может достичь 18 тыс. куб. м, что на 50% выше, чем самый высокий показатель, зарегистрированный к настоящему времени.

* Великобритания. «Программа противодействия климатическим осложнениям» (UKCIP) содержит детальные региональные и секторальные исследования по проблемам адаптации к изменениям климата. В свете оценок рисков, связанных с повышением уровня моря и увеличением количества атмосферных осадков, разрабатываются стратегии управления наводнениями. Как ожидается, прогнозируемые изменения характера климата, штормовых явлений и количества осадков повысят риск наводнений. В отличие от Нидерландов, в Великобритании системы защиты от наводнений разрабатываются для противодействия очень сильным наводнениям, ожидаемым раз в 100-200 лет. Ввиду перспективы роста уровня моря и увеличения количества штормов и осадков стратегии защиты от наводнений подвергаются пересмотру. Согласно оценкам страховщиков, число домов, подверженных риску наводнений, возрастет с 2 млн в 2004 г. до 3,5 млн в долгосрочной перспективе, если не будет укреплена инфраструктура защиты от наводнений. В настоящее время лишь половина национальной инфраструктуры для защиты от наводнений находится в хорошем состоянии. Агентство по охране окружающей среды - британский государственный орган - запросило по меньшей мере 8 млрд долл. США на укрепление Барьера на Темзе - гидротехнического сооружения для защиты Лондона от наводнений. В настоящее время ежегодные расходы на контроль за наводнениями и уменьшение снижение береговой эрозии составляют примерно 1,2 млрд долл. США ежегодно6. Крупные наводнения 2007 г. заставили вновь задуматься об увеличении финансирования.

* Япония. В Японии внимание к разработке мер адаптации к изменению климата усилилось в 2004 г., когда страна подверглась разрушительному влиянию десяти тропических циклонов. Это больше, чем в любой другой год на протяжении последнего столетия. Общие потери составили 14 млрд долл. США, и примерно половина этой суммы была покрыта страховыми компаниями. Повышение температуры и повышение уровня моря также усилили риски. Средний уровень моря ежегодно повышается на 4-8 мм. Хотя в Японии одна из наиболее совершенных систем защиты от наводнений, порты и гавани считаются чрезвычайно незащищенными объектами. Ввиду прогнозируемого роста уровня моря на 1 м в течение 21 века необходима разработка более эффективных систем защиты от наводнений. Согласно планам японского правительства, расходы на эту программу составят 93 млрд долл. США.

* Германия. Большая часть территории Германии подвергается растущему риску наводнений по мере изменения климата. Исследования, проведенные в бассейне реки Неккар в земле Баден-Вюртемберг и в Баварии, прогнозируют увеличение числа небольших и средних наводнений на 40-50% к 2050-м гг., в то время как частота «наводнений века» вырастет на 15 процентов. По оценкам Министерства окружающей среды земли Баден-Вюртемберг, дополнительные расходы на развитие инфраструктуры для долгосрочной защиты от наводнений составят 685 млн долл. США. После крупных наводнений в 2002 и 2003 гг. Германия приняла Закон о контроле за наводнениями, включающий оценку климатических изменений в процесс национального планирования и наложивший строгие ограничения на использование затопляемых областей и поселений.

* Калифорния. Климатические изменения окажут серьезное влияние на водоснабжение в некоторых районах Калифорнии. По прогнозам, повышение зимних температур снизит накопление снега на хребте Сьерра-Невада, который для штата служит крупным хранилищем воды. Согласно прогнозам, сократится снежный покров в водосборных бассейнах в Сакраменто, Сан Хоаким и Тринити (по сравнению со средними показателями за 1961-1990 гг.). Сокращение снежного покрова, по оценкам ученых, составит 37% в период с 2035 по 2064 гг. и 79% - в 2070-2090 гг. Калифорния уже признана штатом, страдающим от недостаточного водоснабжения, и поэтому была создана разветвленная система водохранилищ и каналов для направления потоков воды в засушливые районы. В «Обновленном плане водоснабжения» 2005 г. Департамент водных ресурсов (ДВР) излагает всеобъемлющую стратегию для решения проблемы ограниченности водных потоков, в том числе меры по более эффективному сокращению использования воды в городах и сельском хозяйстве. О многом говорит рост инвестиций в систему очистки и возвращения в оборот воды, объем которой к 2020 г. должен составить 930 млн куб. м, что приблизительно вдвое больше существующих показателей. Калифорния также сталкивается с угрозой наводнений по двум направлениям: за счет роста уровня моря и ускорения таяния снега. Департамент водных ресурсов оценивает расходы на модернизацию системы контроля наводнений Центральной долине и возведение дамб в дельте реки в более чем в 3 млрд долл. США. Изменения климата могут изменить прибрежную карту, в результате чего вся недвижимость на берегу моря, окажется под водой, дамбы будут разрушены, а скалы будут размыты.

Эти примеры показывают, что политики развитых стран не считают неопределенность изменений климата причиной для промедления в осуществлении мер по адаптации. Государственные капиталовложения сегодня рассматриваются как метод страхования от будущих расходов. В Великобритании правительственные организации подсчитали, что каждый долл. США, вложенный в средства защиты от наводнений, экономит около 5 долл. ущерба от наводнений10. Отдача в результате заблаговременного инвестирования в разработку мер адаптации к изменениям климата, скорее всего, будет увеличиваться по мере усиления негативных последствий климатических изменений. По подсчетам Европейской комиссии, ущерб, понесенный в результате повышения уровня моря к 2020 г., будет почти в четыре раза больше, чем в случае принятия превентивных мер. К 2080-м гг. издержки на устранение негативных последствий изменений климата будут в восемь раз больше. Более того, расходы на подобные меры защиты составляют лишь малую часть тех потерь, которых можно избежать. (Рис. 1).

Но адаптация подразумевают не только защитные действия. Во всяком случае, в краткосрочной перспективе климатические изменения, скорее всего, приведут к появлению, как победителей, так и проигравших, причем большинство победителей окажутся жителями богатых государств. Это можно проиллюстрировать на примере сельского хозяйства. В то время, как владельцы небольших хозяйств в развивающихся странах скорее проиграют в борьбе с климатическими изменениями, среднесрочные последствия изменений климата могут создать новые возможности для большинства развитых государств. В США национальные прогнозы по климатическим изменениям показывают, что в ближайшее время могут возрасти объемы производства сельскохозяйственной продукции, хотя в южных штатах темпы роста окажутся не столь высоки, и Великие равнины будут испытывать более сильные засухи по мере перемещения производственных центров в северном направлении. Северная Европа также скорее выиграет от более длительных и теплых вегетационных периодов за счет создания условий для усиления конкурентоспособности в продаже некоторых сортов фруктов и овощей. Таким образом, замещение импорта из развивающихся стран создает угрозу для развития человеческого потенциала в некоторых производственных районах.

2.2 Адаптация в развивающихся странах

Тогда как богатые страны ведут активную разработку мер адаптации к климатическим изменениям, именно развивающиеся страны раньше всего остального мира столкнутся с наиболее серьезными негативными последствиями с точки зрения жизненных стандартов, объема средств к существованию, экономического роста и уязвимости людей. Как и в развитых странах, население беднейших государств должно бороться с последствиями климатических изменений. Однако есть два важных отличия. Во-первых, развивающиеся страны тропического и субтропического регионов столкнутся с наиболее серьезными результатами климатических изменений. Во-вторых, растущие риски, связанные с изменением климата, окажутся особенно тяжелыми для обществ, где отмечена массовая бедность и повышенная уязвимость. Тогда как страны Севера обладают финансовыми, технологическими и человеческими ресурсами для ответных мер для защиты своего населения против рисков, связанных с изменениями климата, возможности развивающихся стран достаточно ограничены.

Адаптация к изменениям климата не является сценарием будущего только для развивающихся стран. Меры по адаптации уже принимаются в богатых странах. Однако адаптация в развитых и развивающихся странах - две разные вещи. В Лондоне и Нью-Йорке граждане защищены от рисков, связанных с повышением уровня моря, благодаря государственным капиталовложениям в развитие инфраструктуры. В беднейших странах адаптация к изменениям климата в основном связана с самопомощью. Миллионы людей, у которых едва хватает средств, чтобы прокормить, одеть членов своих семей и обеспечить им крышу над головой, вынуждены тратить деньги и свой труд на меры по адаптации к климатическим изменениям. Вот некоторые примеры такой борьбы:

* На севере Кении учащение засух означает, что женщины должны преодолевать большие расстояния, зачастую от 10 до 15 км в день, чтобы добыть воды. Это ставит под угрозу их личную безопасность, мешает девочкам посещать школу и приводит к непосильной физической нагрузке, поскольку 20-литровый пластиковый контейнер с водой весит около 20 кг.

* В Западной Бенгалии в Индии женщины, живущие в прибрежных деревнях в дельте реки Ганг, строят надземные бамбуковые платформы (machan), на которых можно укрыться от наводнений в сезон дождей. В соседнем Бангладеш донорские и неправительственные организации помогают людям, живущим на так называемых чарах - островах образованных речными наносами - и подвергающихся постоянным угрозам наводнений и опасности быть отрезанными от остального мира в сезон дождей. При содействии этих организаций дома сооружаются над уровнем паводковой воды с использованием свай или проводятся работы по укреплению береговой линии.

* Вьетнамские общины укрепляют старые дамбы и береговую линию, чтобы защититься от усилившихся штормов. В устье реки Меконг сельскохозяйственные общины собирают налог для защиты прибрежных территорий и способствуют восстановлению мангровых лесов, служащих барьером против штормовых волн.

* Растут инвестиции в сбор поверхностного стока воды. В Эквадоре фермеры строят традиционные П-образные укрепленные земляные валы, или albarradas, чтобы сдерживать потоки воды в дождливые годы и восстанавливать водоносные пласты в периоды засухи. В Махараштре (Индия) фермеры справляются с засухой путем инвестирования в строительство водоразделов и небольших резервуаров для сбора и сохранения дождевой воды.

* В Непале общины, живущие в районах, наиболее подверженных риску наводнений, сооружают системы раннего предупреждения (например, высокие сторожевые вышки) и предоставляют рабочую силу и оборудование для укрепления насыпей, предотвращающих выход из берегов озер ледникового происхождения.

* Фермеры в странах развивающегося мира принимают меры по предотвращению угроз, связанных с изменениями климата, используя традиционные технологии обработки почвы. В районах Бангладеш, наиболее подверженных риску наводнений, женщины-фермеры выращивают овощи на «плавающих садах» - плотах, сплетенных из корней и травы, поверх которых насыпана земля. В Шри-Ланке фермеры экспериментируют, выращивая различные сорта риса, устойчивые к воздействию соли и не требующие большого количества воды.

Ни в одном из изложенных примеров не описаны меры адаптации, напрямую относящиеся к изменениям климата. Невозможно установить причинную связь между отдельными климатическими явлениями и глобальным потеплением. Однако бесспорно то, что существует очевидная связь между климатическими изменениями и различными природных явлений (засухами, недостатком воды, штормами и переменой погоды), требующих принимать меры по адаптации. Попытки количественно оценить отдельные случаи климатических изменений, связанные с возрастанием рисков, не принесут результата. Однако не принимать во внимание свидетельств увеличения систематических рисков - значит проявить близорукость.

Само по себе развитие человека является наиболее надежной основой для адаптации к изменению климата. Политические инициативы, продвигающие идею справедливого роста и диверсификации средств к существованию, расширяют возможности в сфере здравоохранения и образования, обеспечивают социальное страхование для уязвимых групп населения, способствуют совершенствованию управления угрозами и восстановлению после чрезвычайных ситуаций. Все это повышают способность бедного населения быстро восстановиться после катастроф, связанных с изменениями климата. Поэтому деятельность по планированию мер адаптации к изменениям климата должна рассматриваться не просто как новое направление государственной политики, а в качестве неотъемлемой части более широких стратегий, нацеленных на сокращение бедности и развитие человека.

Тщательное планирование мер адаптации к изменениям климата не устранит проблем, связанных с неравенством и маргинализацией. Показателен опыт Кении. Для двух миллионов кенийских пастухов растущие риски засухи в будущем создают реальную угрозу. Однако эта угроза усугубляется более серьезными факторами, которые ухудшают их существование, в том числе склонностью властей развивать оседлое сельского хозяйства, завладеть правами на водные ресурсы и игнорировать традиционные права пастухов. Например, в округе Важир в северной части Кении захват принадлежащих пастухам территорий в целях выращивания зерновых культур ограничил пастухам доступ к пастбищам, перекрыл пути передвижения, подорвал традиционные соглашений по совместному пользованию водными ресурсами, что привело к выбиванию пастбищ и сокращению производства молока.

Глава 3. Разработка стратегий адаптации

Совместные действия международного сообщества по ограничению антропогенного воздействия на климатическую систему - приоритетный путь решения проблемы изменения климата. Однако, одних этих мер недостаточно. Последствия изменения климата ощущаются уже сейчас, следовательно, уже сейчас надо пытаться приспособиться (адаптироваться) и минимизировать их негативные воздействия, организовывать мероприятия по адаптации к меняющимся условиям.

Стратегии по адаптации должны включать в себя научные оценки рисков, уязвимости и потенциальных выгод предполагаемых климатических изменений с учетом природно-географических, экономических, социальных и иных особенностей конкретного региона или отрасли экономики. Кроме того, важная задача - проведение экономических оценок затрат и выгод предлагаемых адаптационных мер для обеспечения их максимального эффекта на единицу вложенных средств и разработки оптимальной стратегии по адаптации к изменению климата для принятия хозяйственных решений.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.