Основными задачами в области ГО при ведении боевых действий или вследствие этих действий являются:
- обучение населения способам защиты, оповещения и эвакуации от опасностей;
- проведение АС и ДНР в случае возникновения опасностей для населения;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивой работы экономики и выживания населения в военное время;
- обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО;
- обнаружение и обозначение районов, подвергнувшихся радиоактивному, химическому, бактериологическому или иному заражению;
- первоочередное обеспечение населения жильем и т.п., а также его медицинское обслуживание.
В законе устанавливаются порядок финансирования мероприятий по ГО, а также ответственность за нарушение законодательства РФ.
Положение "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)"
Постановлением Правительства РФ (№ 1113 от 5.11.1995) образована РСЧС и утверждено "Положение о РСЧС". Это "Положение ..." определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных структур, а также регулирует основные вопросы функционирования РСЧС. Обеспечение работы и дальнейшего развития РСЧС является одной из основных функций МЧС РФ. Федеральным законом "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" и данным "Положением" определяются основные задачи РСЧС :
- разработка и реализация правовых, экономических норм, а также осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и связанных с решением основных задач МЧС РФ;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
- создание финансовых резервов и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, и проведение гуманитарных акций;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения от ЧС.
Следует сказать, что такая экспертиза РСЧС является гарантией безопасности населения и территорий от ЧС. Такая экспертиза представляет собой процесс проверки соответствия проектов объектов экономики (ОЭ), которые могут быть источниками ЧС, установленным нормам, стандартам и правилам. Кроме того, введена система декларирования безопасности объектов экономики, которая стала эффективной формой государственного регулирования в сфере обеспечения безопасности ОЭ, населения и территорий от ЧС. Организационные указания по подготовке населения РФ в области защиты от ЧС
Подготовка и обучение населения в области защиты от ЧС обязательна для всех граждан РФ и организуется в соответствии постановлением Правительства РФ "О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС"(№738, 1995г.) и "Организационными указаниями". Они определяют общие для РФ организационно- правовые нормы создания новой государственной системы подготовки населения, задачи, формы и методы его обучения. "Организационные указания" издаются, как правило, ежегодно или на 5 лет и дают анализ недостатков подготовки населения, ставят задачи и устанавливают организацию обучения населения и совершенствования учебно-материальной базы по ГОЧС на следующий год. Подготовка населения к действиям в ЧС является одной из важнейших задач МЧС РФ и РСЧС. Согласно действующим нормативным документам обучение населения организуется по месту работы, учебы и жительства в соответствии с учебными программами. Постановлением Правительства РФ утверждено "Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны"(№ 841, 2000г.). Согласно ему основными задачами обучения являются:
- изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты;
- совершенствование навыков организации и проведения мероприятий по ГО;
- выработка умения и навыков проведения АС и ДНР;
- овладение личным составом гражданских организаций ГО приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий.
Обучение по вопросам ГО осуществляется в рамках единой системы подготовки населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Главная задача в области подготовки населения к защите от ЧС является дальнейшее совершенствование системы защиты населения и территорий от опасностей природного и техногенного характера мирного и военного времени на основе консолидации усилий федерального центра и субъектов РФ по развитию сил и средств, осуществляющих мониторинг, прогнозирование и своевременное проведение мероприятий, предупреждающих либо смягчающих ЧС, а также ликвидацию их последствий в кратчайшие сроки при сохранении устойчивого управления.
Часть II.
2-1. Определение работоспособности предприятия в условиях возможного радиоактивного заражения.
Последствия радиационной аварии (РА) обусловлены их поражающими факторами - местности (в основном [pic]-, [pic]- излучениями) и воздействием излучений на людей.
Воздействие проникающей радиации ЯВ на ОЭ проявляется главным образом через ее действия на людей, конструкционные материалы и приборы, которые чувствительны к радиации. Поражающее же действие РЗ связано с заражением (загрязнением) местности, акватории и также с облучением людей. В практической дозиметрии в качестве основных параметров, характеризующих степень опасности поражения людей излучением и РЗ местности по [pic]- излучению, приняты соответственно доза излучения (табл. 20) и уровень радиации /10/.
Устойчивость работы ОЭ в ЧС мирного и военного времени зависит в первую очередь от надежной защиты его рабочих и служащих. Поэтому оценивая устойчивость функционирования какого либо ОЭ к воздействию указанных поражающих факторов, необходимо оценить воздействие ионизирующих излучений на рабочих и служащих, занятых в производстве, а также воздействие на радиоэлектронную аппаратуру и материалы.
Критерием устойчивости работы объекта при воздействии проникающей радиации и радиоактивного заражения является предельно допустимая доза (ПДД) облучения людей, которая не приводит к потере их работоспособности и заболеванию лучевой болезнью.
ПДД или основной дозовой предел в случае выполнения аварийных работ на РЗ местности из-за аварий, катастроф на атомных станциях (АС) и других радиационно-опасных объектах (РОО), устанавливается "Нормами радиационной безопасности (НРБ)". Так, для действующих, строящихся, реконструируемых и проектируемых АС согласно НРБ-96 планируемое повышение облучения в дозе - эффективная доза в год: 100 м3в (10 бэр) с разрешения территориальных органов Госсанэпиднадзора и 200 м3в (20 бэр) только с разрешения Госкомсанэпиднадзора РФ /12,11/.
Для военного времени при ЯВ / 1 / ПДД установлены следующие: при однократном облучении (в течении 4 сут.) - 50 Р; при многократном облучении - 100 Р (в течении 30 сут.), 200 Р (в течение 3 месяцев) и 300 Р (в течение 1 года).
Условия работы ОЭ после ядерного взрыва или радиационной аварии, катастрофы на РОО характеризуются радиационной обстановкой (РО) на его территории, а следовательно, уровнем радиации и местом работы людей (в зданиях или на открытой местности).
Исходными данными для оценки устойчивости работы ОЭ при РЗ местности и действии проникающей радиации являются: уровень радиации и доза излучения после ЯВ; характеристика производственных зданий и сооружений (расположение, конструкция, этажность и т.д.); характеристики защитных сооружений (ЗС); характеристики технологического оборудования, приборов, автоматики и используемых материалов.
Оценка устойчивости работы промышленного объекта и др. ОЭ производится в такой последовательности:
1. Определяется степень защищенности рабочих и служащих, характеризуемая коэффициентом ослабления (Kосл.) защитных сооружений или производственных зданий.
В этом случае находятся значения каждого здания, сооружения, убежища и др. ЗС, в которых будет работать или отдыхать производственный персонал.
2. Рассчитывается допустимая доза облучения людей и уровень радиации через 1ч после взрыва на данный рабочий день.
Уровень радиации после взрыва и доза облучения персонала объекта определяются при выявлении и оценке РО по данным разведки местности.
По значению дозы излучения оценивается устойчивость работы объекта согласно указанному определению по критерию устойчивости: Dоб[pic]ПДД.
3. Определяется критерий устойчивости работы ОЭ.
При этом значение полученной дозы излучения сравнивается с ПДД согласно определению критерия устойчивости объекта: Dоб[pic]ПДД - объект устойчив.
4. Выявляется возможность герметизации помещений объекта для предотвращения распространения РВ и радиоактивных газов.
5. Определяется режим радиационной защиты рабочих и служащих.
По значению уровня радиации на ОЭ через 1ч после взрыва согласно методике оценки РО находится режим защиты персонала объекта.
Типовой режим включает три этапа (периода):
а) I этап - продолжительность прекращения работы объекта и пребывания людей в ЗС;
б) II этап - продолжительность работы объекта с использованием ЗС для отдыха людей;
в) III этап - продолжительность работы объекта с использованием для отдыха жилых домов с ограничением времени пребывания людей на открытой местности.
Таким образом, допустимая продолжительность работы рабочих и служащих на промышленном объекте и режим их поведения в условиях РЗ будет зависеть от:
- уровня радиации на ОЭ;
- от значений Kосл. производственных зданий сооружений и ЗС, где будут работать и отдыхать люди;
- от величины дозы излучения на данные сутки работы ОЭ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5