Рефераты. Выручка от реализации







1.3.    ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕЛИЧИНУ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ.


На величину выручки от реализации продукции, работ, услуг влияют следующие факторы, непосредственно зависящие от деятельности предприятия:

-         в сфере производства: объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, ее качество и конкурентоспособность, ритмичность производства;

-         в сфере обращения: уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов.

К числу факторов, не зависящих от деятельности предприятия, можно отнести нарушения договорных условий поставки предприятию материально-технических ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателя.

В рыночной экономике ведущее место приобретает уровень отпускных цен. Если в цену продукции не заложен определенный уровень рентабельности, то на каждой последующей стадии кругооборота капитала предприятие будет обладать все меньшими денежными средствами, что в конечном итоге скажется и на объемах производства, и на финансовом состоянии предприятия. В то же время в условиях конкуренции иногда допустимо применять убыточные цены для завоевания новых рынков сбыта, вытеснения конкурирующих фирм и привлечения новых потребителей. Предприятие с целью внедрения на новые рынки иногда сознательно идет на снижение выручки от реализации продукции, чтобы в последующем компенсировать потери за счет переориентации спроса на свою продукцию.

После проведения в России рыночных реформ предприятия в основном применяют свободные цены, величина которых определяется спросом и предложением. В этих условиях возросло значение маркетинговых и рекламных служб предприятия.

Однако для узкого круга товаров, производимых так называемыми естественными монополиями, используется государственное регулирование цен. Регулируемые цены на продукцию базовых отраслей (энергоносители, транспорт и т.п.) призваны оказывать сдерживающее влияние на рост издержек остальных отраслей, а также дают возможность управления инфляционными процессами на макроуровне.

Свободные (рыночные) цены устанавливаются в зависимости от спроса на продукцию на рынке, определяются непосредственно самим предприятием. Они могут меняться на одну и ту же продукцию в зависимости от объема продаж или от условий оплаты. Как правило, чем больше объем продаж приходится на одного потребителя, тем ниже отпускная цена единицы продукции. Применение более низких цен позволяет предприятию заинтересовать «выгодного» потребителя в своей продукции и за счет большего объема выручки решать свои производственные и финансовые задачи. Существенное значение имеют и условия продаж. Чем скорее наступает оплата в соответствии с заключенными договорами, тем быстрее предприятие способно вовлечь средства в хозяйственный оборот и получить дополнительные преимущества, а также снизить вероятность неплатежей.

Поэтому реализация по сниженным ценам при условии предоплаты или оплаты по факту отгрузки для предприятия зачастую выглядит предпочтительнее, чем, например, отгрузка продукции по более высоким ценам, но на условиях ее оплаты по мере реализации.

Кроме того, если предприятие не имеет льготы в виде полного освобождения от уплаты косвенных налогов, то эта группа налогов закладывается в цену товаров и соответственно поступает на денежные счета предприятия вместе с выручкой за реализованную продукцию. Косвенные налоги не входят в состав выручки от реализации продукции и учитываются отдельно. При определении налогооблагаемой базы по некоторым налогам (например, по налогу на реализацию ГСМ) такой косвенный налог, как акциз, включается в состав выручки или, например, налог на пользователей автодорог, то есть для налогового учета допустимо различное толкование состава выручки, поскольку это предусмотрено действующим законодательством и служит практическим целям для правильного исчисления отдельных налогов.


1.4.    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫРУЧКИ.


Если поступление выручки на денежные счета предприятия – завершение кругооборота средств, то её использование представляет собой, как начало нового кругооборота, так и стадию распределительных процессов, при которой формируется доходная база бюджетов разных уровней и обеспечиваются тем самым общегосударственные интересы, а также образуются собственные финансовые ресурсы предприятия.

Выручка, поступившая на счета предприятия, используется в первую очередь на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Из выручки выплачивается заработная плата, возмещается износ основных фондов, формируется прибыль предприятия.


Направления использования выручки показаны на схеме.





Схема: Направления использования выручки.

Денежные средства, поступающие за реализационную продукцию

 
 


 











 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ГЛАВА 2: ПЛАНИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ.


2.1. СРОКИ ПЛАНИРОВАНИЯ


В процессе финансово-хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия могут осуществлять планирование выручки на предстоящий год, квартал и оперативно.

Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подтверждено трудно прогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия.  В такой ситуации более целесообразно поквартальное планирование.

Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия.


2.2. Расчет  Плановой выручки от реализации продукции (работ, услуг) предприятия.


Для определения выручки от реализации продукции необходимо знать объем реализации продукции в действующих ценах без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.

Выручка от выполненных работ и оказанных услуг определяется исходя  из объема продукции и соответствующих цен и тарифов.


2.2.1.  МЕТОД ПРЯМОГО СЧЕТА.


Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится  на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный способ планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска продукции, установлены соответствующие цены, тогда выручку от реализации можно определить по формуле:


         В = Р*Ц,


где  В – выручка от реализации продукции,

       Р – объем сопоставимой реализованной продукции,

       Ц – цена единицы реализованной продукции.

Как правило, в условиях рыночных отношений большинство предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции. Для оптимизации затрат и роста финансовых результатов предприятие должно прилагать усилия для увеличения выпуска продукции, расширение его ассортимента, производства принципиально новых по потребительским качествам товаров.  Кроме того, в свою очередь количество проданных товаров будет зависеть и от уровня цены, причем эта зависимость на практике может быть эластичной, неэластичной и единичной с соответствующими коэффициентами эластичности (Кэ): в первом случае он больше единицы, во втором меньше, в третьем равен единице.

Физический смысл этих коэффициентов состоит в том, что при Кэ>1 изменение цены на 1% приводит к изменению спроса более чем на 1%; при Кэ=1 изменение цены на 1% приносит 1% изменения величины спроса; при Кэ<1 изменение цены на 1% приводит к изменению спроса менее чем на 1%.

Степень эластичности по-разному влияет на искомую величину. Например, при эластичном спросе (Кэ>1) В при снижении цены растет, а при неэластичном (Кэ<1) падает, т.к. потери от снижения цены не компенсируются приростом величины спроса. При единичной эластичности В не меняется, поскольку снижение цены полностью компенсируется  соответствующим ростом величины спроса.

Характер изменения выручки в зависимости от изменения цены и спроса можно показать в виде графика.


                                    Ц

                                                            

                                    Ц1          A (Ц1,Р1)

                                    Ц2               B (Ц2,Р2)    

                                    Ц3                                             C (Ц3,Р3)

                                       

                                О             Р1 Р2            Р3        Р

       В – выручка от реализации продукции,

       Р – объем сопоставимой реализованной продукции,

       Ц – цена единицы реализованной продукции


График  показывает, что выручка при цене Ц1 представляет собой площадь прямоугольника ОЦ1АР1 и характеризует эластичный спрос, т.е. при снижении цены выручка возрастает. Прямоугольник ОЦ2ВР2 соответствует нейтральной эластичности спроса, в зависимости от изменения цены, выручка в данной области изменения цены не меняется. Прямоугольник ОЦ3СР3 отображает условия неэластичности спроса. В этом случае снижение цены приведет к уменьшению выручки.

Поскольку на изменение величины В по-разному влияет характер спроса, в связи с этим  практический интерес представляет графическое построение зависимости выручки от изменения цены  при определенной функции спроса. Допустим, спрос понижается  в зависимости  от  цены. Получим следующий график:

                                  В


                                  Вк



                                                        Цк                    Ц

График показывает, что выручка от реализации продукции до определенного увеличения объема его реализации возрастает при снижении цены (эластичный спрос), но после достижения критического объема (Вк) начинает снижаться. На первой стадии снижение цены может дать эффект в росте выручки, но по достижении  критической точки предприятие начнет терять в выручке за реализуемую продукцию. В политике цен это необходимо учитывать, чтобы не потерять возможные доходы.


1.2.1.РАСЧЕТНЫЙ МЕТОД


В условиях нестабильного спроса на выпускаемую предприятием продукцию для планирования выручки также применяется расчетный метод, основой которого является объем реализуемой продукции, корректируемый на входные и выходные остатки. Планирование выручки от реализации продукции, осуществляется по аналогии с планированием  себестоимости:


В = Он.г.п.1  +   Т Р  -  Он.г.п.2,


где В - выручка от реализации продукции ,

   Он.г.п.1 - нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода ,

   Т Р- товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде, 

   Он.г.п.2 - нереализованные остатки готовой продукции на конец планируемого периода.

При планировании остатков готовой продукции на начало планируемого периода предприятие не имеет исчерпывающих данных о фактической величине остатков, поэтому в расчет принимаются ожидаемые остатки  нереализованной продукции. Их стоимость в ценах реализации определяется с помощью коэффициента пересчета, который равен частному от деления объема продукции в ценах отчетного периода на производственную себестоимость продукции этого периода. Если рассматривать кассовый метод планирования выручки, то ожидаемые остатки на начало планируемого периода будут состоять:

·               из готовой продукции на складе;

·               из товаров отгруженных, документы по которым не переданы в банк;

·               из товаров, срок оплаты которых не наступил;

·               из товаров отгруженных, но неоплаченных в срок;

·               из товаров, находящихся  на ответственном хранении у покупателей в виду отказа от акцепта.

Таким образом, сумма выручки может значительно отличаться от стоимости отгруженной продукции.

Можно рассмотреть подробнее на планирование этих факторов, влияющих на своевременное поступление выручки за произведенную продукцию. 

При планировании остатков нереализованной продукции на складе исходят, прежде всего, из их фактического наличия, а в случае отсутствия текущих данных - из данных на последнюю отчетную дату, и ожидаемого выпуска товарной продукции  с учетом ее реализации в  соответствии с имеющимися заказами на начало планируемого периода.

Планирование остатков товаров, срок  оплаты которых не наступил, производится на основе анализа структуры, графиков,  способов платежа по заключенным договорам, а также сложившихся сроков документооборота для внутригородских и иногородних расчетов, а также расчетов в валюте при ведении внешнеэкономической деятельности.

Планирование остатков товаров отгруженных, но неоплаченных в срок, товаров на ответственном хранении у покупателей, товаров отгруженных, документы по которым не переданы в банк,  опирается на оперативные данные о причинах неплатежей и принимаемых мерах по их сокращению.

Остатки готовой продукции на складе на конец планируемого периода определяются исходя из необходимости накопления для выполнения договорных обязательств,  срок действия которых находится за пределами планируемого периода, условий реализации и других причин.

При планировании выручки по отгрузке нереализованной продукции считается только готовая продукция на складе на начало и конец планируемого периода.

 

ГЛАВА 3: АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ВЫРУЧКИ  И ПРИБЫЛИ.

Понятия выручки и прибыли различны, как по экономическому смыслу, так и по практическому отражению. Прибыль в принципе отражает величину выручки за вычетом всех видов затрат. Но нельзя сказать, что прибыль от выручки зависит прямо пропорционально, так как существует, так называемый эффект операционного рычага.

Эффект операционного рычага заключается в том, что при росте выручки от реализации, прибыль растет более быстрыми темпами, чем выручка. Этот эффект объясняется тем, что в структуре затрат присутствуют постоянные затраты.

Эффект рассчитывается как отношение валовой маржи к прибыли.

Эо.р. =    М  /  П,

где Эо.р.  - эффект операционного рычага; М – валовая маржа;

П – прибыль.

Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой и условно-переменными расходами.

Эффект операционного рычага рассчитывается в разах или в процентах и его значение показывает на какую величину увеличится прибыль, если выручка увеличится на 1%.

При увеличении объемов производства и продаж общие затраты увеличатся только за счет переменных затрат.

Теоретически, если объем производства и продаж стремится к бесконечности, то соответственно доля постоянных затрат в сумме общих затрат также как и эффект операционного рычага стремятся к нулю, которого он никогда не достигнет. На практике объем производства и продаж ограничен многими факторами, такими как максимальный спрос, производственные мощности, трудовые ресурсы и т.п. Естественно, что предприятие, учитывая все указанные факторы, стремится максимизировать прибыль, соотнося свои возможности с идеальной ситуацией.

Практическое применение эффекта операционного рычага состоит в том, что даже снижая цену для увеличения объема продаж (при достаточно весомой доле постоянных затрат), увеличивая объем производства, предприятие получит весомый прирост прибыли.

Существует нижний предел выручки от реализации, соответствующий такой выручке, при которой прибыль равна нулю (порог рентабельности).


Порог рентабельности = Zпост. / КВМ,

где Zпост. – постоянные затраты; КВМ  = М / Вр – коэффициент валовой маржи; Вр – выручка от реализации.

 Отсюда можно определить запас финансовой прочности предприятия:

Запасф.п.  = Вр – Порог рентабельности

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Выручка от реализации представляет собой интересный объект для исследований. В данной работе была произведена попытка раскрыть экономическое содержание, некоторые аспекты практического применения, планирования и расчетов, связанных с исследуемым объектом. Выручка от реализации исследовалась и как  источник формирования фондов денежных средств для разных нужд предприятия и как конечный результат деятельности предприятия, то есть исследовались  этапы кругооборота средств предприятия.

Как видно, выручка зависит от очень многих факторов, как зависящих от предприятия (степень возможности влияния тоже в свою очередь зависит от многих факторов), так и независящих.

Подчеркнутая важность выручки говорит о том, что ее несвоевременное формирование и поступление может привести к неблагоприятным последствиям для предприятия, вплоть до финансового кризиса локального уровня. 


 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.    Финансы предприятий (учебник); А.Н.Романов; М.; ЮНИТИ-ДАНА; 2002 г.

2.    Финансы фирмы; А.М.Ковалева, М.Г.Лапуста; М.; ИНФРА-М; 2002 г.

3.    Финансы фирмы. Как распорядиться ими для ее процветания.; В.Н.Глазунов; М.; Экономика; 2002 г.

4.    Теория финансов предприятия; Д.С.Моляков, Е.И.Шохин; М.; Финансы и статистика; 2001 г.

5.    Финансы предприятий (Пособие для подготовки к экзамену); Р.Т.Попова, И.Н.Самонова; С-П.; ПИТЕР; 2000 г.

6.    Лекции по курсу «Финансы предприятия»

 

 

 

 


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.