К4 – коэффициент соотношения собственных и заемных средств, рассчитывается как отношение собственных средств к заемным средствам;
К5 – рентабельность продукции (продаж), рассчитывается как отношение прибыли от продаж к выручке (нетто) от продажи товаров.
Критерии определения категории коэффициентов представлены в таблице 4.
Итоговый балл заемщика устанавливается по методу суммы мест в соответствии с зависимостью:
Б=0,11*К1+0,05*К2+0,42*К3+0,21*К4+0,21*К5, где К1, К2, К3, К4, К5 – категории коэффициентов К1, К2, К3, К4, К5, установленные в соответствии с таблицей и принимающие значения 1, 2, 3.
Класс кредитоспособности заемщика в соответствии с рассматриваемой методикой определяется по итоговому баллу:
2. Первоклассные заемщики, кредитование которых не вызывает сомнений, имеют балл, значение которого не превышает 1,05 (такое значение формируется, если все коэффициенты относятся к первой категории, за исключением второго, который может быть второй категории).
3. Второклассные заемщики, кредитование которых требует дополнительной проверки, имеют балл, значение которого находится в пределах от 1,05 до 2,42.
4. Третьеклассные заемщики, кредитование которых связано с повышенным риском, имеют балл, значение которого превышает 2,42.
Таблица 4 – Критерии определения категории коэффициентов
Коэффициент
Категория
Первая
Вторая
Третья
К1
0,2 и выше
0,15 – 0,2
Менее 0,15
К2
0,8 и выше
0,5 – 0,8
Менее 0,5
К3
2,0 и выше
1,0 – 2,0
Менее 1,0
К4
1,0 и выше
0,7 – 1,0
Менее 0,7
К5
0,15 и выше
Менее 0
При оценке кредитоспособности учитываются репутация заемщика, размер и состав его имущества, состояние экономической и рыночной конъюнктуры, устойчивость финансового состояния и др.
На первом этапе анализа кредитоспособности банк изучает диагностическую информацию о клиенте, в состав которой входят аккуратность оплаты счетов кредиторов и прочих инвесторов, тенденции развития предприятия, мотивы обращения за ссудой, состав и размер долгов предприятия. Если фирма новая, то изучается бизнес-план. Информация о составе и размере имущества используется при определении суммы кредита, которая может быть выдана клиенту. Изучение состава активов позволит установить долю высоколиквидных средств, которые можно при необходимости быстро превратить в деньги.
Второй этап определения кредитоспособности предусматривает оценку финансового состояния заемщика и его устойчивости. Здесь учитываются не только платежеспособность, но и другие показатели: рентабельность производства, коэффициент оборачиваемости капитала, наличие собственного оборотного капитала, эффект финансового рычага, стабильность выполнения производственных планов, соотношение темпов роста валовой продукции с темпами роста кредитов банка, суммы и сроки просроченной задолженности по кредитам и др.
Расчет показателей кредитоспособности предприятия ОАО «Сигма» показан в таблице 5.
Таблица 5 – Расчет показателей кредитоспособности предприятия ОАО «Сигма»
№ п/п
Наименование коэффициентов
Обозначение
Значение
На начало года
На конец года
1
Коэффициент абсолютной ликвидности
0,16
0,12
II
III
2
Промежуточный коэффициент покрытия
0,70
0,50
3
Коэффициент текущей ликвидности
1,35
1,20
4
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств
0,80
0,60
5
Рентабельность продукции (продаж)
0,02
0,04
Класс заемщика
Баллы заемщика
2.32
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы: коэффициент абсолютной ликвидности на конец года снизился на 0,04. Это говорит о снижении платежеспособности предприятия ОАО «Сигма». У предприятия также наблюдается недостаток оборотных средств для покрытия своих краткосрочных обязательств. Об этом свидетельствует низкое значение коэффициента текущей ликвидности, как на начало, так и на конец года. Тем не менее, уровень рентабельности продукции (продаж) увеличился на 0,02. Это значит, что каждый рубль, реализованный в начале года (0,02), стал приносить чуть больше прибыли, чем к концу года (0,04).
Класс заемщика к концу года остался прежним и равен 2. Это говорит о том, что кредитование ОАО «Сигма» требует дополнительной проверки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовая устойчивость - характеристика, свидетельствующая о стабильном превышении доходов над расходами, свободном маневрировании денежными средствами предприятия и эффективном их использовании, бесперебойном процессе производства и реализации продукции. Финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия.
На устойчивость предприятия оказывают влияние различные факторы:
1. Положение предприятия на товарном рынке;
2. Уровень привлекательности отрасли в бизнесе;
3. Финансово-производственный потенциал предприятия;
4. Степень финансовой независимости;
5. Уровень деловой активности;
6. Эффективность финансово-хозяйственных операций и др.
Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала и уметь организовывать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для нормального функционирования.
В данной курсовой работе были рассчитаны и проанализированы типы и коэффициенты финансовой устойчивости, показатели кредитоспособности предприятия ОАО «Сигма».
В целом финансово-хозяйственную деятельность ОАО «Сигма» нельзя назвать успешной – предприятие находится в кризисном финансовом положении. Налицо недостаток собственных оборотных средств, из-за чего предприятие не может нормально функционировать.
Предоставляется необходимым дать некоторые рекомендации по улучшению финансового состояния и повышению эффективности деятельности предприятия ОАО «Сигма»:
1. Усовершенствовать управление предприятием, а именно:
а) осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества и выпуска бракованной продукции;
б) при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации, для эффективного использования оборудования и недопущения его поломки из-за низкой квалификации;
в) использовать системы депремирования работников при нарушении ими трудовой или технологической дисциплины;
г) осуществлять постоянный контроль за условиями хранения и транспортировки сырья и готовой продукции.
2. Пополнять собственный оборотный капитал за счет внутренних и внешних источников.
3. Обоснованно снижать уровень запасов и затрат (до норматива).
4. Ускорить оборачиваемость капитала в текущих активах, в результате чего произойдет относительное его сокращение на рубль оборота.
6. Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования.
7. По возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения масштаба риска неуплаты, который значителен при наличии монопольного заказчика.
Анализируя финансовую устойчивость предприятия, можно прийти к выводу, что владельцы предприятия всегда отдают преимущество разумному росту доли заемных средств; кредиторы наоборот – отдают преимущества предприятиям с высокой долей собственного капитала.
Таким образом, анализ финансовой устойчивости предприятия дает возможность оценить, насколько предприятие готово к погашению своих долгов и ответить на вопрос, насколько оно является независимым с финансовой стороны, увеличивается или уменьшается уровень этой независимости, отвечает ли состояние активов и пассивов предприятия целям его хозяйственной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Владимирова Т.А., Соколов В.Г. Как оценить финансовое состояние фирмы. Элементы методики Н.: ЭКОР, 1999.
2. «Экономика и жизнь», журнал № 16 от 01.08.05
3. Русак Н.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования: Справочное пособие. – М.: Высшая школа, 2002.
4. Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., доп. и перераб. ИНФРА-М, 2001.
5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2002.
6. Савицкая Г.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: Новое знание, 2003. - 456с.
7. Абрютина М.С. Финансовый анализ коммерческой деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство «Финпресс», 2002.
8. Любушин М.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
9. Крейнина М.Н. Финансовая устойчивость предприятия: оценка и принятие решений. // Финансовый менеджмент. №2 – 2001.
10. Литвинов Д.В., Анализ финансового состояния предприятия: Справочное пособие. М.: Эскорт. 2005. – 104 с.
11. Трохина С.Д., Ильина В.А. Управление финансовым состоянием предприятия. //Финансовый менеджмент. 2004.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5